Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.4 |
IMDb | 6.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Время летних отпусков |
год: | 1960 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Константин Воинов |
сценарий: | Александр Рекемчук |
видеооператор: | Федор Добронравов |
композитор: | Андрей Эшпай |
художник: | Евгений Серганов |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 20 апреля 1961 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 29 мин |
Несколько странноватый фильм снял Константин Наумович Воинов. Сценарий написал талантливый русский писатель Александр Евсеевич Рекемчук, чьи произведения я с огромным удовольствием иногда перечитываю. «Освоение Севера, работа геологов, строителей, нефтяников для Рекемчука — не поверхностное, «командировочное» знание, а результат пережитого, близких наблюдений, которые он продолжал углублять в течение многих лет и во многих произведениях. Первыми значительными произведениями, которые ввели его в большую русскую литературу конца 1950-х — начала 1960-х, были повести «Время летних отпусков» (1958—59) и «Молодо-зелено» (1960—61), привлекшие к себе внимание критики; опубликованные вначале в газеты Ухты и Сыктывкара, они тогда же были перепечатаны в московском журнале «Знамя». (В. М. Акимов)
Режиссёр отчасти неожиданно подал материал литературного произведения. Лично я двумя руками «за», касательно киноинтерпретации повести, хотя некоторые сцены оставляют в откровенном недоумении. Для писателя Рекемчука люди всегда были на первом месте, а уже потом — работа, долг, план. И это правильно, потому что все эти три понятия без конкретного человека ничего не значат и ничего не стоят. В фильме много разнотипных персонажей, — преимущественно мужских. Женских всего два, но зато каких! Старший геолог, исполняющая обязанности заведующего промыслом Светлана Ивановна Панышко (Раиса Куркина) и оператор скважины Анна Ильинична Горелова (Татьяна Конюхова). Объединяет их не столько работа на промысле, сколько личные взаимоотношения со старшим механиком Глебом Гореловым (Валентин Зубков), по меткому выражению рабочих — «разгуляй и пьяница».
В который раз приходится удивляться женскому терпению и самоотречению, в угоду спасения таких вот «талантливых пьяниц». (Слова Анны: «При живом мужем вдовой осталась…» и почти тут же: «Если б вы знали, каким он БЫЛ парнем…», а затем: «Что ж мне из-за него и светлого дня не видеть, что ли?..») Я специально выделил слово «БЫЛ», потому что настоящий мужчина никогда не променяет любовь (даже ДВЕ любви!) и двух сыновей на полстакана сивухи. Поэтому персонаж Глеб Горелов для меня — пустое место. Что есть, что его нет — всё едино. Кстати, в картине многие мужские персонажи вроде как «с червоточинкой» — ну, не лежит душа к ним. Не лежит, потому что хоть и мужики, а ведут себя хуже баб. На их фоне Светлана и Анна выглядят словно маяки на горизонте — далеко, а светят ярко!
Появившийся к концу картины Владимир Этуш — Самед Ибрагимович Мамедов — сыграл великолепно, на несколько минут успев перенести зрителя в неповторимую атмосферу «Кавказской пленницы», которую Леонид Гайдай снимет лишь через шесть лет. Владимир Этуш здесь тоже кабинетный работник, но до чего «сочный» и колоритный! Финал вроде как всё расставил по своим местам, оставив лишь слабый привкус горечи, что в жизни всё бывает совсем не так, как нам хотелось бы…
11 января 2016