Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.3 |
IMDb | 5.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Весенние грозы |
год: | 1960 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Николай Фигуровский |
сценарий: | Николай Фигуровский |
видеооператор: | Владимир Окулич |
композитор: | Владимир Оловников |
художник: | Владимир Богомолов |
монтаж: | Е. Аксененко |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 5 августа 1960 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 36 мин |
Главную тему фильма «Весенние грозы» я бы определил, как «любовь и призвание». Любопытно, что режиссер Фигуровский почти полностью перенес сюда творческий состав своего предыдущего фильма, снятого двумя годами раньше — драмы о судьбе белорусских подпольщиков «Часы остановились в полночь».
Но новый фильм был посвящен мирной жизни, хотя начало сюжета в нем было определено войной. Молодая женщина Ольга возвращается домой после принудительных работ в Германии, а ее муж, молодой ученый-физик, решив, что она погибла, женится на другой, своей коллеге. История для тех лет нередкая. Что же делать дальше? И Ольга, и его новая жена Галина любят Виктора, а он неравнодушен к ним обеим. Ольга остается у них в доме на одну ночь и уходит, нанявшись работать в плавучий театр, потому что всегда мечтала посвятить жизнь искусству.
После ряда событий Виктор возвращается к Ольге, но она через некоторое время решает разорвать с ним отношения. И главная причина в том, что дальнейшая семейная жизнь у них вряд ли сложится нормально, потому что Ольга видит свое будущее только на сцене — это бесконечные спектакли и разъезды, а Виктору нужна жена-помощник, которая постоянно будет с ним, пока он занимается своими научными изысканиями, и на эту роль гораздо больше подходит Галина.
Получается так, что для главной героини призвание оказывается важнее любви. И она не одна руководствуется этой шкалой ценностей, такова большая часть героев фильма. Это определенным образом новая жизненная философия, рожденная тогдашними надеждами на строительство коммунизма.
На мой взгляд, несмотря на крепкий актерский состав, в фильме особенно выделяется белорусский театральный актер и режиссер Дмитрий Орлов, сыгравший роль директора плавучего театра — до уровня его мастерства не может дотянуться никто.
Своим взглядом на войну и ее последствия фильм существенно отличается от нынешней концепции, которая доминирует в нашем обществе. В частности, Ольга рассказывает, как согнанные из разных стран девушки трудились на немецком подземном заводе и намеренно некачественно делали детали, а немцы их за это избивали, и как после очередного избиения одна из них, француженка начала петь песню, чтобы вселить в подруг надежду. И Ольга поет эту песню, а затем и другие — польские, чешские, что передает дух международного сопротивления.
23 мая 2020
Интересное кино снял Николай Фигуровский. Интересное и немного странное. Такие, чуточку необычные фильмы, могли родиться только в самый разгар Хрущёвской оттепели, когда художники всех мастей не обязаны были отчитываться за каждый «чих» перед вышестоящим начальством. Они создавали и творили, пробовали и экспериментировала, и почти всегда это получалось свежо, ярко, неожиданно. Фильмов о Великой Отечественной войне снято немало. Подсчитано, если не точно, то хотя бы — приблизительно, сколько мы потеряли убитыми, сколько — ранеными, сколько — пропавшими без вести. Вот только никто и никогда не сумеет подсчитать количество изломанных, исковерканных судеб, по которым, словно бульдозер, прошла война.
Главная героиня Ольга Ковалёва (Рита Гладунко) летом 1945 года после фашистского плена вернулась в родной город и стала разыскивать мужа, с которым рассталась в начале войны. Завязка — как раз для душевной мелодрамы без особых эмоциональных всплесков. Но это лишь до момента встречи двух героев. Наконец-то отыскав мужа, Ольга выясняет: считая Ольгу давно погибшей, молодой учёный-математик Виктор Бородин (Надир Малишевский) женился вторично… Крушение надежды можно сыграть по-разному: с заламыванием рук, криками, слезами. А можно так, как это сделала Рита Гладунко — почти без эмоций, словно фашистcкий плен навсегда выжег в её сердце все человеческие чувства.
В такой ситуации очень трудно говорить о благородстве. Чаще всего люди действуют по принципу: своя рубашка ближе к телу. Если новую жену Галину (Евгения Козырева) можно легко понять и оправдать, то Виктор выглядит в такой ситуации далеко не в лучшем свете: война только-только закончилась, и по-настоящему любящий человек, наверное, дождался бы конца войны, в слабой надежде — а вдруг!.. Но Виктор не такой, и дальнейшее развитие событий лишь усиливает это мнение. В первой половине картине, безусловно, симпатии на стороне Ольги, а вот дальше всё сильно усложняется. Можно понять её чувства к бывшему мужу, вот только зачем ставить на себе крест?.. Как любая хорошая кинолента, работа Николая Фигуровского чуточку противоречива. Но противоречива ровно настолько, насколько мы сами не укладываемся в стандартные рамки-мерки.
Человеческая жизнь явление настолько сложное, что ни один математический закон не способен её «просчитать». Порой человеку кажется, будто он просто «плывёт по течению», а потом оказывается, что это и есть его настоящая жизнь. Хорошее кино: честное и открытое. С отличной актёрской игрой: роль начальника плавучего театра Владимира Ковалёва, безусловно, одна из лучших ролей Дмитрия Орлова. Кроме того, обилие мелких, вроде бы незначительных деталей, раскрывают перед зрителем обычную послевоенную жизнь: театральные билеты по 10—15 рублей, или тот факт, что чтобы получить отдельную комнату, нужно на месте разрушенных домов собрать и очистить 50 000 кирпичей! Что и говорить, — жизненное кино…
5 апреля 2016