Рейтинг фильма | |
IMDb | 5.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Тайна зеленого бора |
год: | 1960 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Олег Николаевский |
сценарий: | Ярослав Филиппов |
видеооператор: | Роберт Рувинов |
композитор: | Григорий Белоглазов |
художник: | Юрий Истратов |
жанры: | приключения, семейный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 22 апреля 1961 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 19 мин |
«Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу — значит охранять родину» («Уральские сказы», Павел Бажёв)
Имя Павла Петровича Бажова известно, прежде всего, по уральским сказам, однако мало кто знает, что Павел Петрович был не только фольклористом, но и революционером (до 1917 года являлся членом партии эсеров, а с февральской революции помогал партии большевиков). В 1930-х годах его дважды исключали из партии (в 1933 и 1937), но оба раза спустя год восстанавливали. Фильм «Тайна зелёного бора» снят по автобиографической повести «Зелёная кобылка» (кобылка — это кузнечик), рисующей детские годы писателя. У фильма имеется второе название: «Тайна заединщиков». Сегодня слово «заединщик» звучит непривычно, но оно означает единомышленника, либо того, кто заодно с кем-либо действует. И повесть, и фильм в увлекательной форме рассказывают о приключениях трёх друзей: Кольки, Петьки, Егорки.
Мальчишкам идёт десятый год, все трое перешли в третье, последнее, отделение заводской школы, поэтому называют друг друга на «ша»: Петьша, Кольша, Егорша, как работающие на заводе подростки. Всё лето они усердно занимались рыбной ловлей, но совсем не ради баловства, а чтобы помогать своим семьям. По утрам сидели на окуневых местах, в полдень охотились на чебаков, а вечерами выискивали ершей. Домашние были довольны и часто хвалили. Беззаботное времяпровождение кончилось, когда на берегу реки жандармы устроили облаву на беглого заключённого, которого в посёлке звали «политика». Далёким от революционных веяний подросткам «политика» виделся конокрадом, этаким «букой» — страшилкой для детей.
Обходя выставленные жандармами кордоны, ребята случайно натыкаются на раненого, и с этого момента жизнь их меняется кардинально. К несомненным достоинствам фильма нужно отнести место съёмок — посёлок Тургояк недалеко от города Миас в Челябинской области. И хотя это не совсем «Бажовские» места, зато довольно близко к ним. Особенно, когда фоном звучат гусли, дудочка или рожок. Сразу создаётся ощущение сказочности. Оно усиливается в эпизоде со стариком, появившимся на поляне, словно из-под земли. Кажется, что ещё чуть-чуть и на поляну выйдет сама Хозяйка Медной горы! В этом заслуга, прежде всего, композитора Григория Белоглазова, подобравшего аутентичные музыкальные инструменты, и оператора Роберта Рувинова, усмотревшего в простом лесу иллюстрации к Сказам Бажова.
К достоинствам фильма можно отнести, прежде всего, отличные натурные съёмки и яркую игру юных артистов, которым, по всей видимости, было совсем непросто свободно изъясняться на коренном уральском говоре. Увлекательный получился кинорассказ — естественный и правдивый.
13 марта 2020