Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.6 |
IMDb | 4.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Давид и Голиаф |
английское название: |
David e Golia |
год: | 1960 |
страна: |
Италия
|
слоган: | «World's Greatest Story of Faith and Courage! The Story of DAVID the Shepherd Boy Who Became KING» |
режиссеры: | Ришар Потье, Орсон Уэллс, Фердинандо Бальди |
сценаристы: | Джино Манджини, Амброджо Молтени, Эмиммо Сальви, Умберто Скарпелли |
продюсер: | Эмиммо Сальви |
видеооператор: | Битто Альбертини |
композитор: | Карло Инноченци |
художники: | Оскар д’Амико, Джованна Натили, Энцо Булгарелли, Антонио Фраталокки |
монтаж: | Франко Фратичелли |
жанры: | боевик, драма, семейный, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 22 января 1960 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 53 мин |
Библейские предания наверняка читали не только люди, относящиеся к христианской религии, и про события Ветхого Завета и Нового Завета в курсе множество атеистов, в том числе людей, связавших свою профессиональную деятельность с историей древнего мира, который, как и вовсе известно всем без исключения, полнился разнообразными религиями, среди которых было множество дикарских языческих верований, движимые которыми, жрецы совершали многократные жертвоприношения, объектами которых были далеко не всегда животные. О диких временах, в которые человеческая жестокость в сфере религии и в судебной сфере, а также в многолетних войнах, и, конечно же, в унизительном рабстве, превышала допустимые пределы и даже самое больное воображение; как ни странно, в современном цивилизованном мире многим ценителям кино по нраву смотреть порой весьма натуралистичные постановки. Здесь уже дело вкуса: консерваторы и ранимые люди, не приемлющие малейшие проявления насилия на экране, предпочитают по старинке смотреть советское историческое кино, в котором стояло строгое табу на кровь, сцены секса и ненорматив; современные же горячие парни, наслаждающиеся возможностями «десятых», ловят кайф от кровавых, зрелищных и головокружительно-захватывающих постановок типа сериала «Спартак: Кровь и песок»; есть и «всеядные» зрители, которым по нраву как максимально приличные пеплумы, так и отличающиеся рейтингом 18+. Другое дело — подлинность кинокартины или телефильма, что является больной темой для зрителя, дотошного до исторической достоверности или совпадения с литературным первоисточником на экране. Последнее зачастую грешило откровенной ложью особенно в голливудском кино, но на этот раз речь пойдёт не об американском фильме, а об итальянской постановке 1960 года, сюжет которой, как ясно по названию ленты, берёт свою основу из Ветхого Завета. Неизвестно, самостоятельно ли итальянцам удалось добиться уровня, совершенно не уступающего высочайшей планке, заданной американцами в плане зрелищности, или же с помощью, собственно, тех, кто эту планку установил; но рейтинги «Давида и Голиафа» неутешительные, как на российском Кинопоиске, так и на американском IMDB, что говорит о том, что критикам, очевидно, удалось найти множество причин осудить данный библейский эпос, каким бы он ни был зрелищным и захватывающим. Понять такую позицию можно, ведь литературный первоисточник является священным, как для представителей христианской религии, так и для иудеев, но, оценивая трезво, стоит признать, что ради такого размаха стоило переиначить пару эпизодов из Библии, поскольку изменения её событий не слишком «богохульного» масштаба, и исторический боевик с элементами фэнтэзи у итальянцев получился именно таким кино, которым эта нация имеет право гордиться. И это несмотря на то, что едкая фраза Голиафа, обращённая к Давиду, на страницах Ветхого Завета, процитированная мной в названии рецензии, не была произнесена в самом фильме.
Действие разворачивается во времена активной военной деятельности филистимлянского народа, который грозил захватить много земель и уже покорил себе несколько соседей, и следующей жертвой должен стать Израиль. Обе стороны ошибочно предполагают, что исход битвы решит то, у кого будет находиться артефакт, именуемый как Священный Ковчег. Тем временем в Израиле мирно живёт сильный и ловкий юноша Давид, он счастлив с любимой девушкой, которая боится попасть в плен к филистимлянам. Давид обещает ей, что не допустит этого. Царь Израиля Саул, известный как деспот, некогда назначенный самим Богом на место правителя этого государства в наказание евреям за непослушание, выслушивает предсказания пророка Самуила об исходе битвы. А в стане противника планируется максимально верное нападение на евреев, и королю могучего государства-завоевателя сообщают, что втайне от него в отдалённых местах был выращен невероятно мощный воин Голиаф, способный одолеть кого угодно. Король требует к себе Голиафа. Тот, кто назвался другом этого воина, оказывается его слугой, который лебезит перед гигантом так же, как перед самим королём. Голиаф демонстрирует перед королём свою недюжинную силу, что вызывает восторг у всех присутствующих. Тем временем девушку Давида убивает молнией. Пророк Самуил предсказывает Давиду, что его ждёт царствование в Израиле, после того, как он принесёт стране победу. Но пока Давид должен уйти из отчего дома и найти себе новый дом, который тот найдёт после трёх дней и трёх ночей пути. Он приходит в Иерусалим, где видит всю жестокость порядков, обычаев и законов столицы Израиля, несколько раз защищает справедливость, после чего прямо на крыльце дворца Саула взывает к народу, призывая его к добру, заявляя, что ими овладело зло в лице самого Саула, что слышит сам царь, но он не приказывает казнить или арестовать Давида, а, напротив, беседует с ним и принимает в своих владениях, против чего были придворные, знающие, что Давид из семьи пастуха. Что ждёт Давида, помимо новой любви, которая заменит ему ту, что погибла на его глазах? Каким образом сбудется предсказание пророка Самуила, и какая судьба грядёт на Израиль, многие города которого уже капитулировали перед филистимлянами? Ответы вы уже знаете, если читали Библию.
Глядя на богатый визуал фильма, в который входят не только красивые пейзажи, но и дорогой декор, и даже весьма зрелищный экшн (ради которого авторы пошли на прямое изменение событий Библии — какое именно, оговаривать не буду, чтобы не писать спойлеров), ну и, собственно, видя эту прямую ложь в предфинальной сцене, допущенную исключительно ради того, чтоб порадовать эпичной битвой; можно смело предположить, что, хоть на Кинопоиске на странице «Давида и Голиафа» и указана только Италия, как страна, снявшая фильм; снимать этот пеплум итальянцам точно помогали американцы — их приёмы нам известны, и они здесь во всей красе, да и, вряд ли могла Италия себе такую визуальную роскошь в сфере кино позволить в те годы. Я, конечно, не из тех, кто, мягко говоря, «вожделеет» на экшн и дорогие декорации и забывает о более важных составляющих; но, глядя на титанический труд кинематографистов 1960 года, на то, как выглядит проделанная колоссальная работа всей съёмочной команды, в том числе, сценаристов, ваявших сюжет не «от балды», а стараясь сделать его максимально динамичным и насыщенным интересными событиями; я понимал, что все изменения реальных фактов и событий Библии мне придётся фильму простить и оценить этот труд по достоинству. Отличнейшее кино, мой поклон итальянцам 60-х за показанный уровень.
10 из 10
27 февраля 2018