Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.4 |
IMDb | 6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Развлечения |
английское название: |
Les distractions |
год: | 1960 |
страны: |
Франция,
Италия
|
режиссер: | Жак Дюпон |
сценаристы: | Жан Бассан, Роже Рибадо-Дюма, Жак Дюпон, Пьер-Андре Бутан |
продюсеры: | Люсьен Массон, Роже Рибадо-Дюма, Робер Шабер |
видеооператоры: | Michel Flour, Жан-Жак Рошу |
композитор: | Ришар Корну |
художник: | Луи Феро |
монтаж: | Пьер Джиллетт |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 21 октября 1960 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 41 мин |
В 1960 году, когда иррациональная теория Жана-Поля Сартра- экзистенциализм - вышел на пик популярности, другой Жан-Поль – Бельмондо – снялся в двух фильмах, которые на практике демонстрируют философскую теорию кумира молодежи и студентов 60-х. Это «На последнем дыхании» Жана-Люка Годара и «Развлечения» Жака Дюпона. С точки зрения сегодняшнего дня, режиссеры совершенно разного уровня, но их фильмы вполне сравнимые. Отличие, пожалуй, состоит в том, что «Развлечения» - фильм более конкретный, то есть менее иррациональный. И здесь видится некоторое отступление от экзистенциализма.
А общность фильмов в том, что герои с самого начала попадают в критическую ситуацию, и это как раз укладывается в философскую теорию. Только у Годара герой Бельмондо попадает в эту ситуацию волей случая, а у Дюпона добровольно, по законам чести – спасая друга. Хотя можно возразить – друг тоже попадает в эту ситуацию, но, как и герой Годара, невольно.
Фрапир (Жан-Поль Бельмондо) и Порте (Клод Брассёр) – два друга-десантника, прошедших Алжир, встречаются снова в мирной жизни. Порте после угона автомобиля, невольно становится виновником смерти полицейского. Фрапир помогает ему скрыться и дает ему убежище. Он понимает, что стал участником смертельной игры.
Кроме основного сюжета есть еще параллельные, связанные с любовными приключениями Бельмондо, что, на мой взгляд, делает фильм более оптимистичным. Сердцеед, он соблазняет каждую девушку вокруг, и одна из них (покинутая Александра Стюарт) действительно влюблена в него, а ему все равно, и это следует понимать как выражение культа молодости.
Большего внимания заслуживает герой Клода Брассёра, в котором наиболее остро проявляется экзистенциальное: измученный боец грязной Алжирской войны, «отработанный материал», которому не повезло в жизни. Если бы сценарий был сосредоточен на нем, то фильм бы заслуживал более высокой оценки у критиков, но, скорее всего, был бы менее кассовым.
В 1960-х годах Жан-Поль Сартр находился на пике славы. Он стал кумиром студентов, критикуя социальные институты, обвиняя правоохранительную систему и законы в ущемлении свободы человека. В 1964 году он отказался от Нобелевской премии, а через четыре года – от премии в Сорбонне. Кроме того, во время беспорядков 1968-го он стал символом студенческих протестов. Философ был задержан, но вскоре выпущен по указу Шарля де Голля.
Но для нас важнее то, что Жан-Поль Сартр оказал большое влияние на кино. Очевидно, что «новая волна» появилась благодаря великому философу. И те режиссеры, которые уловили это свежее дыхание стали проводниками нового.
8 из 10
28 ноября 2023
В сущности эта лента не что иное, как воспевание «На последнем дыхании», вышедшего за год до «Развлечений». Герой Бельмондо живет в собственной невыдуманной реальности, которая весьма резко подается и ограничивается парой девушек и близким другом. Все остальное его не слишком заботит. Узнав, что друг убил человека — наш герой показывает всю широту своей души стараясь делать все, чтобы оказаться полезным своему товарищу.
Другой вопрос — зачем вообще герою Клода Брассера понадобилось убивать кого-то. Он будто прыгал со скалы в бушующее море, не отдавая себе отчета. Но наверное в этом и суть — герои просто живут, не вникая в moralite. На инстинктах и полуправдах. Тут Бельмондо оказывается очень кстати.
А как точна сцена в которой он соблазняет Сильву Кошину. Так, между делом и с множеством совершенно формальных слов о любви. Только вот и она — просто принимает его внимание. Получается забавная картинка — вроде бы бунтари, лишенные очарования Габена и Дитрих, но при этом совершенно пустые, бессмысленные, поверхностные. Обманщики, которые за философскими концепциями и картинкой свободной жизни от этой свободы как раз и бегут.
Так что, при всех неловкостях этого фильма, уверен, сложись все иначе — его могли бы и заметить, превознести как шедевр «новой волны». Не сложилось. Но любителям истории кино и Бельмондо будет точно не скучно.
6 из 10
16 февраля 2014