| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
6 |
IMDb
|
6.9 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Плоть и демоны |
| английское название: |
The Flesh and the Fiends |
| год: | 1960 |
| страна: |
Великобритания
|
| слоган: | «Coffins Looted! Cadavers Dissected!» |
| режиссер: | Джон Джиллинг |
| сценаристы: | Джон Джиллинг, Лео Гриффитс |
| продюсеры: | Монти Берман, Роберт С. Бэйкер |
| видеооператор: | Монти Берман |
| композитор: | Стэнли Блэк |
| художник: | Джон Элфик |
| монтаж: | Джек Слэйд |
| жанры: | ужасы, триллер, драма, криминал |
|
Поделиться
|
|
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
2 февраля 1960 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
не указано |
Длительность:
|
1 ч 34 мин |
Благодаря магии кино мы отправляемся в далекий 1828 год в Шотландию. Оказавшись в Эдинбургском университете у зрителя попросту нет шансов - как не очароваться суровой решимостью доктора Гари Нокса. Он серьезен, замкнут и решителен. Этот мужчина как будто и вовсе не замечает людей, с их постоянными мелкими проблемами. Он думает о том, как помочь человечеству. Впрочем, безупречность с которым исполнил его Питер Кушинг не исключает и того, что Нокс поглощен лишь мечтами о личной славе. Обратите внимание и на травмированный глаз артиста - он полностью соответствует реальной травме, которая была у Нокса. Кушинг заметил и высокомерие, и чопорность своего персонажа, и его стыдливое желание не замечать очевидного...
Изначально фильм был мне совсем не интересен. История о том, как ученый платил деньги преступникам за то, чтобы они поставляли ему трупы не раз экранизировалась. Однако то изящество с которым это было сделано в 1960 году многое меняет. Авторы ленты подарили нам множество безупречных психологически насыщенных портретов и ярких, иногда ужасающих, сцен. Главную женскую роль тут вдохновенно исполнила муза Беккета - Билли Уайтлоу. Роль проститутки Мэри Патерсон стала для нее настоящим бенефисом. Актриса выделила и любовь к праздности и стремление исправиться. Помимо криминального подтекста зритель получил весьма понятную историю о попусту растраченной молодости. Наверное такая роль была под силу любой актрисе среднего уровня, но Уайтлоу исполнила свою партию с должным надрывом, но без избыточного пафоса. Она показала живого и растерянного, мечущегося человека.
Нужно сказать добрые слова и в адрес Дональда Плезенса. Он показал нам убийцу Уильяма Хэйра как человека слабого, невнятного и даже ироничного. Он полон простоты, непритязательности и местячковости, которые полностью блокируют его разум. Щелк... И вместо потерянного человека перед нами предстает истинное чудовище, готовое на жестокое убийство.
Особое место в фильме занимает и Эдинбург. Скромный бюджет не позволял сделать полноценную ретроспекцию города, но нам показали и вполне убедительные интерьеры, и разъяренную толпу, и аудитории Эдинбургского университета. Выверенная компоновка и монохромная резкость придают этой ленте почти документальную тональность. Кажется, что произошедшие события воссозданы правдиво.
Однако, прежде всего перед нами очередная анатомия преступления. Набор случайностей, беднота и преступность выдают результат. Вроде бы на пустом месте, из ничего, возникают двусмысленности, которые приводят к самым печальным последствиям. Не зря в самом начале ленты отмечается, что она о пропащих душах.
8 из 10
25 сентября 2025
«Плоть и демоны» — это история убийц Берка и Хэйра, ранее снятая режиссером Роберт Уайзом, под названием «Похитители тел». Питер Кушинг играет респектабельного доктора Нокса, врача Эдинбурга 19-го века, которому нужны свежие трупы, чтобы продолжить свои важнейшие исследования. Поскольку эксгумация тел для медицинских целей является незаконной, доктора Нокс должен полагаться на грабителей-разбойников Берка (Джордж Роуз) и Хэйра (Дональд Плезенс) за поставку трупов. Но эксгумировать тела долгое и весьма не приятное занятие, да и в цене трупы «посвежее», поэтому Берк и Хэйр решают просто убивают людей…
Основываясь на реальных событиях, произошедших вокруг врача и двух убийц, «Плоть и демоны» — нельзя назвать ужасным или страшным фильмом — только если опять же не ссылаться на пометку реальных событий. Вместо этого, это хорошо продуманная драма о том, как здоровый человек с праведной целью может испортиться злом, если он позволит одержимости и амбициям ослепить его.
Фильм особенно интересен, потому что здесь Питер Кушинг играет доктора Нокса, персонажа, который имеет много общего с бароном Франкенштейном: оба мужчины считают, что они одни знают, как продвигать медицинскую науку, а все остальные слишком ограничены в зрении и стремлении к успеху. (Есть даже сцена в «Плоть и демоны», которая очень похожа на сцену в «Месть Франкенштейна» — в обоих случаях герои Питера Кушинга приказаны появляться перед медицинскими советами, склоненными к их позору. В обоих случаях, Вызванный врач отказывается склониться перед ними.) Помимо Питера Кушинга, Дональд Плезенс и Джордж Роуз великолепно играют печально известных серийных убийц, Берка и Хэйра.
Из минусов: Прежде всего, визуальная часть фильма. За исключением сцен, где разъяренная толпа преследует Берка и Хэйра, Джон Джиллинг не использует тот факт, что он снимает в черно-белом. Большинство сцен имеют разные оттенки серого, где некоторые резкие контрасты освещения значительно повысили бы драму и сделали фильм более интересным визуально.
Во-вторых, раскрытие Нокса и его семьи считаю недостаточным. В особенности это касается его племянницы. Если бы мы видели больше «личной жизни» Нокса в лекционном зале и подвале, где он покупал трупы у Берка и Хэйра, его падение и плата были бы гораздо более впечатляющими.
Итого: «Плоть и демоны» — это фильм, который стоит посмотреть поклонникам «Золотого века» британского триллера. Поклонники Питера Кушинга и Дональда Плезенса также смогут насладиться этими двумя актерами, прекрасно справившимися с ролями, в данном фильме. Хотя и не относя себя, ни к одним, ни к другим, я посмотрел фильм без капли скуки и с удовольствием.
6 из 10
3 июня 2017
Этот черно-белый фильм 1960 года с Питером Кушингом и Дональдом Плезенсом интересен, наверное, помимо игры двух актеров, навсегда вошедших в историю хоррора и триллера, тем, что именно его римейком является более известный фильм «Доктор и дьяволы» (1985) со «звездным десантом» из Тимоти Далтона, Джонатана Прайса и Джулиана Сендза. Та же история эдинбургского врача, нуждающегося в свежих анатомических материалах, и двух пьяниц и мерзавцев, начинающих с раскапывания могил и заканчивающих убийствами персонажей городского дна, чтобы заработать на поставках трупов доктору.
Наверное, самое важное отличие двух фильмов — если не считать некоторых поворотов сюжета — в фаустовском образе врача. Далтон сыграет молодого идеалиста, слишком захваченного жаждой познания и жаждой выучить настоящих врачей в своей аудитории, а не полушарлатанов, опирающихся на старинные побасенки медицины. Герой Кушинга циничнее и демоничнее — если под демонизмом понимать высокомерное презрение к себе подобным. Но и им движут побуждения исследователя и педагога. И если персонаж Далтона будет показан в противостоянии консервативно-мещанской академической среде, то доктор Нокс Кушинга — самоуверенный властитель эдинбургского мирка, от его светской части до тех сточных глубин, откуда несут ему драгоценную добычу раздолбаи Вилли и Бёрк.
Для Кушинга роль доктора Нокса — параллель его исполнению роли доктора Франкенштейна в фильмах Теренса Фишера, а Франкенштейн — образ надменного человека, бросающего вызов природе и Богу. Для Фишера вообще характерны образы людей науки, вмешивающихся в дела Творца: будь это невольный создатель «силикатов» Филипс в «Острове террора», будь это безжалостный специалист по магии Моката в «Выходе дьявола». Поэтому доктор Нокс из «Плоти и демонов» попадает в контекст английского хоррора конца 50—60-ых годов, о чудовищах и титанических натурах. Совершенно иной акцент в фильме Фредди Фрэнсиса «Доктор и дьяволы». Там именно мрачные улицы Эдинбурга и озверение нищих и озлобленных людей из трущоб, но также и свойственные им проблески чувства выйдут на первый план. Но для кино рубежа 50—60-ых годов, когда неореалистическая поэтика только формировалась в Италии, главная драма — не путь двух поставщиков плоти от разоренных могил к окончательной деградации, а уверенное движение доктора Нокса от гордой фигуры, восхищающей родных и знакомых, к весьма двусмысленному положению человека, который зашел слишком далеко и вызывает ужас.
13 июля 2014