Рейтинг фильма | |
IMDb | 6.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Остров отважных |
английское название: |
To nisi ton gennaion |
год: | 1960 |
страна: |
Греция
|
слоган: | «An immortal film that honors Greek cinema» |
режиссер: | Dimis Dadiras |
сценарий: | Яннис В. Иоаннидес |
продюсер: | Panagiotis Dadiras |
видеооператор: | Dimos Sakelariou |
композитор: | Манос Хадзидакис |
художник: | Тассос Зографос |
монтаж: | Гиоргос Цаулис |
жанры: | драма, военный |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 42 мин |
Эпическая военная драма Димиса Дадираса примечательна тем, что в ней впервые в своей карьере сыграла драматическую роль замечательная греческая актриса Джени Карези. До «Острова Храбрых» режиссеры видели в ней только комедийный талант, используя ее имидж «своей девчонки» и эстрадную популярность. Впрочем, доказывать, что она способна на большее, Джени пришлось уже в других картинах и на театральной сцене, в этом же фильме ее героиня стала всего лишь кусочком смальты в грандиозную батальню мозаику, авторам которой было не до тщательной прорисовки отдельных персонажей.
И все же певица кабаре Дона, рискуя жизнью добывающая секретные военные сведения у расслабившихся немецких офицеров и гибнущая в застенках гестапо, из длинной череды героев картины запоминается больше всех. Карези за отведенные ей несколько минут успела рассказать о своей героине едва ли не все: жирными мазками отметив способность любить и отдавать любимому человеку больше, чем у нее есть; жертвенность и внутреннюю силу; мечтательность и огромный талант, обрывающийся пулями расстрельной команды…
Прочие герои на ее фоне остаются все лишь фигурками в масштабной панораме Движения Сопротивления на Крите в годы Второй мировой войны, историю которого рассказывает этот фильм. И, как это часто бывает с картинами, пытающимися объять необъятное, делает он это для стороннего наблюдателя не слишком убедительно. Возможно, что для греческого кино «Остров Храбрых» стал значительной вехой. Но для иностранного зрителя сегодня его пафосность смотрится наивно, а где-то даже и раздражающе. Героические будни партизан, перемежающиеся нечастыми часами отдыха с обязательным сиртаки, вызывают в памяти мириады советских пропагандистских лент военной тематики. При этом, сами по себе батальные сцены заявленному размаху явно не соответствуют — средств постановщикам не хватило даже на мало-мальски приличную массовку. Впрочем, до государственной поддержки военно-патриотического кино в Греции, которая существовала во времена «Черных полковников», в конце 50-х было еще далеко. Так что, съемочной группе явно приходилось ужиматься.
Зато с ура-патриотическими настроениями никаких проблем не было. Партизаны и подпольщики браво лупят фрицев в хвост и в гриву, иногда смахивая слезу при потере боевых товарищей, но в целом весьма бодро проводя диверсии и операции по выводу из строя техники и живой силы противника. И только выглядящая вставным эпизодом и мало связанная с основным действием история певицы Доры придает этой плакатной бодрости хоть немного жизни, которой с ней щедро поделилась Джени Карези.
Фильм же остался в истории греческого кино. Все-таки это была одна из первых попыток перенести на экран события военного времени. Конечно, попытка эта была сильно идеологизирована, что в свете длительной гражданской войны в Греции, было неизбежно. В ней имелась масса недостатков, обусловленных как объективными, так и субъективными причинами. Но в любом случае, взгляд на события на Крите глазами греков для тех, кто заком с ними разве что по знаменитому роману Алистера Маклина «Пушки острова Наварон» и одноименному фильму, не может не быть интересен.
22 января 2013