Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.8 |
IMDb | 7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Комедиант |
английское название: |
The Entertainer |
год: | 1960 |
страна: |
Великобритания
|
слоган: | «The Seamy, Searing Story Behind the Smile!...» |
режиссер: | Тони Ричардсон |
сценаристы: | Джон Осборн, Найджел Нил |
продюсеры: | Джон Кройдон, Гарри Зальцман |
видеооператор: | Освальд Моррис |
композитор: | Джон Эддисон |
художники: | Ральф В. Брайнтон, Жослин Рикардс |
монтаж: | Алан Осбистон |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 18 июля 1960 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 36 мин |
Злость — чувство неконструктивное. Что-то раздражает до невозможности, а поделать с источником недовольства ничего нельзя (потому что если бы такая возможность воздействия была, то была бы совершенно иная ситуация). Негатив по отношению к системе, в которой человек вынужден существовать, может вылиться в революцию или в движение за реформы. Или перейти в чувство глубокого презрения к этой системе, что опять к созиданию никак не приближает, но дает видимость разрядки в осуждении и самоутверждении. Вот такой видится позиция «злых» и «рассерженных», к какой бы культуре и времени они не принадлежали.
Нет, в самом начале злость служит хорошую службу: она разрастается вокруг какого-то принципиального несходства, вокруг новой границы, разделяющее старое и новое, их и нас. И когда «рассерженный» англичанин Тони Ричардсон фиксировал эту границу в документальном фильме «Мамочка не позволяет», он внимательно изучал новых персонажей послевоенного кино и их образ жизни. Вместо салонной мелодрамы из жизни звезд были простые ребята, для которых танцпол становился и местом знакомств, и естественным пространством для выражения себя. В таком изучающем взгляде были и любопытство, немного гордости и капелька насмешливости, проскользнувшая во время визита в место новой силы семьи из «высшего общества».
Но позже в картинах Ричардсона появятся чересчур «сердитые» персонажи, активно показывающие, насколько сильно они не хотят жить по правилам сытого уравновешенного истеблишмента и конформистского среднего класса. Джимми Портер из фильма «Оглянись во гневе» вечно придирается к жене, которая провинилась перед ним своим «высоким» происхождением (но с такой же страстью, как он измывается над ней, Джимми вступается за несправедливо обиженного продавца-индуса). Колину Смиту («Одиночество бегуна на длинную дистанцию») возраст не позволяет бороться с системой на равных, но в его вызове самоуверенному и лицемерному директору исправительной школы проглядывает чувство собственного достоинства, хотя не все его поступки благовидны.
И вот в «Комедианте» Ричардсон уже не описывает новое поколение, а сам занимает его позицию. Здесь нет противостояния героев из разных поколений или социальных слоев: семья Райс живет очень просто (если можно назвать таковой состояние на грани банкротства) и работает, удовлетворяя запросы самой неискушенной публики. Джин — социальный работник, ее младший брат — рядовой, остальные члены семьи так или иначе связаны с второразрядным мюзик-холлом. Попытки выбиться в люди, как это представляется со дна среднего класса, оканчиваются ничем. Но так ли нужна им эта верхушка общества? Комедиант Арчи Райс, ведущий собственного шоу, завидует былой славе отца и старается заглушить в себе осознание творческой беспомощности и никчёмности. Джин видит подвох в предложении жениха начать новую жизнь вдали от родины. То, что связано с Лондоном и реальными перспективами даже подано на экране иначе: с измененным направлением кадра, создающим впечатление неустойчивости ситуации и неуверенности девушки в жизненных планах. Как только она возвращается к семье на побережье, изображение выравнивается — ей снова удается обрести почву под ногами.
Ричардсон выводит конфликт из сюжета и добивается того, чтобы он зародился совершенно иным путем — через противостояние описываемых событий и восприятия «сердитой» публикой. Кажется, что режиссёр усложняет себе задачу. Но если выбрать для манеры описания не зеркало, а карикатуру, то желаемая цель достигается быстрее. Проще отстаивать свою позицию нонконформиста и возмущаться недостойным поведением другой стороны, когда все её действия преувеличенно негативны. Театральная манерность комика не находит отклика даже у непритязательных курортников (лишь девочка-подросток находит шутки Арчи весёлыми, не понимая еще их безвкусицы). Такую же манеру поведения артист переносит в семейные отношения, и оно окончательно перестает быть забавным — это уже поведение безответственного и лицемерного человека. Моменты естественности даются герою нелегко и связаны они с искренним переживанием за сына, отправленного защищать интересы Британии в Египте. Сводки о Суэцком кризисе Райс слушает напряженно, но подозрение в рефлексии Ричардсон снимает следующими за молчаливыми взрывными моментами, когда даже смех домочадцев от хороших новостей с войны кажется неестественно громким.
Возможно, создатели фильма, а среди них был и драматург Джон Осборн, один из основоположников «сердитой» волны, несознательно обесценивали непритворные отцовские чувства героя. Однако этот прием полностью увязывается с их оценкой значимости разных поколений семьи Райс. И здесь речь идет не только о репутации в артистической среде или важности в жизни курортного города. Авторы говорят о социальном сознании поколений, их соотношении с судьбой страны. Дед еще может напомнить окружающим, что значит гордиться империей и ее непотопляемым флотом. Арчи Райс о своей войне вспоминает походя и ему не хватает внутренней силы даже для того, чтобы воодушевить десяток человек. Его сын — пешка в военном конфликте, проигранном Великобританией, которая теперь стала зависима от более могущественных стран. Поколение «сердитых» — пацифисты, участники марша на Олдермастон. Они осуждают тихую часть общества не только за лицемерие, но и за потворство политикам
Покойная часть общества безнадежна, ведь даже Джин, временами укоряющая отца за некрасивые поступки, не идёт на принцип и не порывает с ним. Ричардсон, кажется, и не сомневается в том, на чьей стороне будут зрители. Его позиция ясна как день.
Громогласно возмущаться так просто, не правда ли? Куда сложнее определить свой круг людей не выставляя оценок и не жульничая у моральных весов. Правда, такой взвешенный подход не даёт культурного толчка, а скорее ведет к параллельному развитию. Но, может, когда-нибудь придётся задуматься о ненужности революций.
6 из 10
20 сентября 2016
Этот фильм вызвал у меня недоумение. Несмотря на то, что я очень хотела его посмотреть, я смотрела его без особого интереса, если говорить ещё честнее, то в какие-то моменты мне было откровенно скучно, и я позволяла себе робко посматривать на часы. НО! Вот чудо! Как только оно закончилось, я начала ощущать всю силу его влияния, мне передалось его настроение, суть, я предалась размышлениям, которые уже сравнительно долгое время не покидают меня. На такое способен только английский кинематограф, такой непредсказуемый, нелогичный, но меткий.
Если попытаться охарактеризовать фильм с помощью цвета (не учитывая, что картина ч/б), то это будет тёмно-серый. Цвет тоски, безнадёжности и отчаяния. Этот монотонный цвет доминирует на протяжении почти всего фильма. Едва ли найдется пара моментов, в которых замелькает лучик надежды на перемены к лучшему. Напротив, тучи всё более сгущаются и небо становится всё чернее.
Теперь конкретнее к сюжету. Близорукие взгляды каждого члена семьи Райс, приводят Арчи всё ближе и ближе к гибели. Арчи пожалуй единственный в семье, который выходит за пределы требования внимания на себя и свои собственные интересы. Он, по сути, один единственный из клана Райсов, кто прилагает реальные усилия, несмотря на боль, чтобы найти выход из всепоглощающего хаоса к месту, где все были бы в безопасности.
- Иногда надо вернуться в реальность.
- Он в ней живёт.
Да. Всё радужные надежды и мечтания, иллюзии собственного превосходства и мастерства были им забыты, а вернее выбиты из него чугунной наковальней неудач реального мира. Он будто тянет нас вглубь своей поглощающей депрессии.
«Со временем у тебя появляется техника,
А на самом деле ты просто мёртв и выжат.
Посмотри мне в глаза! Я мёртв. В глазах пустота.
Как и вся эта мёртвая дешёвая публика».
Человек, связанный с театром всю свою жизнь, сэр Лоуренс Оливье, кажется знал человека по имени Арчи Райс, и изобразил обнаженную, обречённую душу актёра так, что лучше вряд ли возможно. Последний разговор с дочерью, финальная песня были сказаны им с таким чувством, что на него откликается всё твоё существо!
«Why should I care, Why should I let it touch me?
Why shouldn`t I sit down and try to let it pass over me.
Why should they stare, why should I let it get me…
What`s the use of despair if they call you a square?
You`re a long time dead like my old pal Fred
So why oh why should I Bother to care?»
Этот фильм не для каждого, но я бы посоветовала его всем. Лучше посмотреть его и остаться недовольным, чем не посмотреть вообще.
Фильм-отчаяние. И ничего тут не поделаешь.
10 июня 2011