Комедиант
The Entertainer
6.8
7.1
1960, драма
Великобритания, 1 ч 36 мин
В ролях: Бренда Де Банзи, Роджер Ливси, Альберт Финни, Джеффри Тун, МакДональд Хобли
и другие
В жизни Арчи Райса, вышедшего в тираж эстрадного комика, нет ничего веселого: он по уши в долгах и вынужден развлекать непритязательную публику на морском курорте. Арчи постоянно пьет, с трудом придумывает второсортные шутки и терроризирует свою безответную жену. Но однажды ему удается уговорить своего отца вложить деньги в особое представление, которое вернет Арчи деньги и, возможно, былую славу.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Комедиант

английское название:

The Entertainer

год: 1960
страна:
Великобритания
слоган: «The Seamy, Searing Story Behind the Smile!...»
режиссер:
сценаристы: ,
продюсеры: ,
видеооператор: Освальд Моррис
композитор:
художники: Ральф В. Брайнтон, Жослин Рикардс
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 18 июля 1960 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 36 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Видео к фильму «Комедиант», 1960

Видео: Фрагмент (Комедиант, 1960) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Фрагмент

Постер фильма «Комедиант», 1960

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Комедиант», 1960

сила чувств

Злость — чувство неконструктивное. Что-то раздражает до невозможности, а поделать с источником недовольства ничего нельзя (потому что если бы такая возможность воздействия была, то была бы совершенно иная ситуация). Негатив по отношению к системе, в которой человек вынужден существовать, может вылиться в революцию или в движение за реформы. Или перейти в чувство глубокого презрения к этой системе, что опять к созиданию никак не приближает, но дает видимость разрядки в осуждении и самоутверждении. Вот такой видится позиция «злых» и «рассерженных», к какой бы культуре и времени они не принадлежали.

Нет, в самом начале злость служит хорошую службу: она разрастается вокруг какого-то принципиального несходства, вокруг новой границы, разделяющее старое и новое, их и нас. И когда «рассерженный» англичанин Тони Ричардсон фиксировал эту границу в документальном фильме «Мамочка не позволяет», он внимательно изучал новых персонажей послевоенного кино и их образ жизни. Вместо салонной мелодрамы из жизни звезд были простые ребята, для которых танцпол становился и местом знакомств, и естественным пространством для выражения себя. В таком изучающем взгляде были и любопытство, немного гордости и капелька насмешливости, проскользнувшая во время визита в место новой силы семьи из «высшего общества».

Но позже в картинах Ричардсона появятся чересчур «сердитые» персонажи, активно показывающие, насколько сильно они не хотят жить по правилам сытого уравновешенного истеблишмента и конформистского среднего класса. Джимми Портер из фильма «Оглянись во гневе» вечно придирается к жене, которая провинилась перед ним своим «высоким» происхождением (но с такой же страстью, как он измывается над ней, Джимми вступается за несправедливо обиженного продавца-индуса). Колину Смиту («Одиночество бегуна на длинную дистанцию») возраст не позволяет бороться с системой на равных, но в его вызове самоуверенному и лицемерному директору исправительной школы проглядывает чувство собственного достоинства, хотя не все его поступки благовидны.

И вот в «Комедианте» Ричардсон уже не описывает новое поколение, а сам занимает его позицию. Здесь нет противостояния героев из разных поколений или социальных слоев: семья Райс живет очень просто (если можно назвать таковой состояние на грани банкротства) и работает, удовлетворяя запросы самой неискушенной публики. Джин — социальный работник, ее младший брат — рядовой, остальные члены семьи так или иначе связаны с второразрядным мюзик-холлом. Попытки выбиться в люди, как это представляется со дна среднего класса, оканчиваются ничем. Но так ли нужна им эта верхушка общества? Комедиант Арчи Райс, ведущий собственного шоу, завидует былой славе отца и старается заглушить в себе осознание творческой беспомощности и никчёмности. Джин видит подвох в предложении жениха начать новую жизнь вдали от родины. То, что связано с Лондоном и реальными перспективами даже подано на экране иначе: с измененным направлением кадра, создающим впечатление неустойчивости ситуации и неуверенности девушки в жизненных планах. Как только она возвращается к семье на побережье, изображение выравнивается — ей снова удается обрести почву под ногами.

Ричардсон выводит конфликт из сюжета и добивается того, чтобы он зародился совершенно иным путем — через противостояние описываемых событий и восприятия «сердитой» публикой. Кажется, что режиссёр усложняет себе задачу. Но если выбрать для манеры описания не зеркало, а карикатуру, то желаемая цель достигается быстрее. Проще отстаивать свою позицию нонконформиста и возмущаться недостойным поведением другой стороны, когда все её действия преувеличенно негативны. Театральная манерность комика не находит отклика даже у непритязательных курортников (лишь девочка-подросток находит шутки Арчи весёлыми, не понимая еще их безвкусицы). Такую же манеру поведения артист переносит в семейные отношения, и оно окончательно перестает быть забавным — это уже поведение безответственного и лицемерного человека. Моменты естественности даются герою нелегко и связаны они с искренним переживанием за сына, отправленного защищать интересы Британии в Египте. Сводки о Суэцком кризисе Райс слушает напряженно, но подозрение в рефлексии Ричардсон снимает следующими за молчаливыми взрывными моментами, когда даже смех домочадцев от хороших новостей с войны кажется неестественно громким.

Возможно, создатели фильма, а среди них был и драматург Джон Осборн, один из основоположников «сердитой» волны, несознательно обесценивали непритворные отцовские чувства героя. Однако этот прием полностью увязывается с их оценкой значимости разных поколений семьи Райс. И здесь речь идет не только о репутации в артистической среде или важности в жизни курортного города. Авторы говорят о социальном сознании поколений, их соотношении с судьбой страны. Дед еще может напомнить окружающим, что значит гордиться империей и ее непотопляемым флотом. Арчи Райс о своей войне вспоминает походя и ему не хватает внутренней силы даже для того, чтобы воодушевить десяток человек. Его сын — пешка в военном конфликте, проигранном Великобританией, которая теперь стала зависима от более могущественных стран. Поколение «сердитых» — пацифисты, участники марша на Олдермастон. Они осуждают тихую часть общества не только за лицемерие, но и за потворство политикам

Покойная часть общества безнадежна, ведь даже Джин, временами укоряющая отца за некрасивые поступки, не идёт на принцип и не порывает с ним. Ричардсон, кажется, и не сомневается в том, на чьей стороне будут зрители. Его позиция ясна как день.

Громогласно возмущаться так просто, не правда ли? Куда сложнее определить свой круг людей не выставляя оценок и не жульничая у моральных весов. Правда, такой взвешенный подход не даёт культурного толчка, а скорее ведет к параллельному развитию. Но, может, когда-нибудь придётся задуматься о ненужности революций.

6 из 10

20 сентября 2016

Зачем отчаиваться, если можно не чувствовать?!

Этот фильм вызвал у меня недоумение. Несмотря на то, что я очень хотела его посмотреть, я смотрела его без особого интереса, если говорить ещё честнее, то в какие-то моменты мне было откровенно скучно, и я позволяла себе робко посматривать на часы. НО! Вот чудо! Как только оно закончилось, я начала ощущать всю силу его влияния, мне передалось его настроение, суть, я предалась размышлениям, которые уже сравнительно долгое время не покидают меня. На такое способен только английский кинематограф, такой непредсказуемый, нелогичный, но меткий.

Если попытаться охарактеризовать фильм с помощью цвета (не учитывая, что картина ч/б), то это будет тёмно-серый. Цвет тоски, безнадёжности и отчаяния. Этот монотонный цвет доминирует на протяжении почти всего фильма. Едва ли найдется пара моментов, в которых замелькает лучик надежды на перемены к лучшему. Напротив, тучи всё более сгущаются и небо становится всё чернее.

Теперь конкретнее к сюжету. Близорукие взгляды каждого члена семьи Райс, приводят Арчи всё ближе и ближе к гибели. Арчи пожалуй единственный в семье, который выходит за пределы требования внимания на себя и свои собственные интересы. Он, по сути, один единственный из клана Райсов, кто прилагает реальные усилия, несмотря на боль, чтобы найти выход из всепоглощающего хаоса к месту, где все были бы в безопасности.

- Иногда надо вернуться в реальность.

- Он в ней живёт.

Да. Всё радужные надежды и мечтания, иллюзии собственного превосходства и мастерства были им забыты, а вернее выбиты из него чугунной наковальней неудач реального мира. Он будто тянет нас вглубь своей поглощающей депрессии.

«Со временем у тебя появляется техника,

А на самом деле ты просто мёртв и выжат.

Посмотри мне в глаза! Я мёртв. В глазах пустота.

Как и вся эта мёртвая дешёвая публика».

Человек, связанный с театром всю свою жизнь, сэр Лоуренс Оливье, кажется знал человека по имени Арчи Райс, и изобразил обнаженную, обречённую душу актёра так, что лучше вряд ли возможно. Последний разговор с дочерью, финальная песня были сказаны им с таким чувством, что на него откликается всё твоё существо!

«Why should I care, Why should I let it touch me?

Why shouldn`t I sit down and try to let it pass over me.

Why should they stare, why should I let it get me…

What`s the use of despair if they call you a square?

You`re a long time dead like my old pal Fred

So why oh why should I Bother to care?»

Этот фильм не для каждого, но я бы посоветовала его всем. Лучше посмотреть его и остаться недовольным, чем не посмотреть вообще.

Фильм-отчаяние. И ничего тут не поделаешь.

10 июня 2011

Драма Комедиант появился на свет в далеком 1960 году, более полувека тому назад, его режиссером является Тони Ричардсон. Кто играл в фильме: Бренда Де Банзи, Роджер Ливси, Альберт Финни, Джеффри Тун, МакДональд Хобли, Энтони Оливер, Макс Бэйкон, Джеймс Каллифорд, Гилберт Дэвис, Хоуп Джекман, Энджи Дин, Дэбби Дин, Джо Линден, Тони Лонгридж, Роджер Мэнвелл.

Страна производства - Великобритания. Комедиант — заслуживает внимания, его рейтинг по Кинопоиску равен примерно 6,8 из 10 баллов, это довольно хороший результат на мировой арене кино.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.