Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.3 |
IMDb | 7.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Жестокость |
год: | 1959 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Владимир Скуйбин |
сценарий: | Павел Нилин |
продюсер: | Валентин Маслов |
видеооператор: | Тимофей Лебешев |
композитор: | Михаил Меерович |
художник: | Иван Пластинкин |
монтаж: | Лидия Лысенкова |
жанры: | драма, криминал |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 7 июля 1959 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 32 мин |
Совсем недавно установилась Советская власть. Преступники чувствуют себя вполне комфортно. Им противостоят молодые сотрудники уголовного розыска. С одной стороны нам показывают жестоких анархистов, которые живут весьма обособленно. С другой - молодые идеалисты. И обстановка, и диалоги, и сюжетные ходы - все несмотря на внешнюю линейность выдает существенные противоречия. Авторы не стесняются на основе достаточно тривиальных ходов по преследованию бандитов затрагивать вопросы государственного уклада.
- Я считаю, что враньем авторитет не поднимают. И Советской власти этого не надо. Она против вранья... Мне всего дороже правда.
- Ты подожди... Я ж тебя хочу представить к награде. Понимаешь. Тебе выдадут награду.
- Лучше выдайте мне другие глаза, чтобы я мог смотреть и не стыдиться. Выдайте мне какие-нибудь собачьи глаза.
В этом потоке пламенных размышлений и неумолимых разочарований дело подходит к непредсказуемому финалу. Сама история, криминальная подоплека и поиск истины отходят на третий план. Главное - это бенефис, запредельное вхождение в образ от Георгия Юматова. И дело вовсе не в том, как уверенно он произносит свою гневную отповедь: 'Я в холуях сроду не был', и не в ошеломляющих событиях. Юматов показывает искренность, уверенность и решительность, жертвенную веру в 'светлое будущее'.
Все это оживляет бердяевский дискурс о русской идее - отдельная личность не имеет никакого значения. Для личности возможен только один путь — путь жертвы. Для советского кинематографа тех лет такая откровенность событием необыкновенным. Поэтому не следует удивляться несогласованности и обрывочности многих линий - без цензорских ножниц тут точно не обошлось.
7 из 10
25 августа 2024
Заявляю тезис: за артистом Юматовым скрылся образ комсомольца Малышева. Не зря, ой не зря любил этот сыгранный персонаж Георгий Александрович. Видно любовь к справедливости и правде были свойственны и ему. А также тонкое переживание, вероятно обострённое свойством характеров большинства актёров, несправедливости мира к нему-же. И невозможности борьбы с этой несправедливостью, где худ. советы и режиссёры были цари и боги. А актёр был вынужден как-то координировать себя с этим «олимпом». И не всегда это происходит по справедливости и тогда актёрские натуры брали своё и совершали побеги-забеги-запои от опостылевшей действительности…
Но это об артисте. Что же персонаж тоже таков? Да, нет, в общем это крепкий мужик — Лазарь Баукин в молодости, только чуть более образованный и подкованный в мотивации. Что среда обитания его настолько же непрозрачно-непробиваемая и субъективно-корыстная в принятии решений, как все эти деятели от культуры на гос. зарплате? Так нет — среда вполне прозрачная и объективная, вспомним как принималось решение на комсомольском собрании. Что он один против всего мира? Опять нет — комсомол, партия и товарищи не показаны отвернувшимися от него, это уже актёр Юматов будет одинок, да и время справедливости и правды сгинет, как я подозреваю, чуть ли не в первую очередь у людей призванных их распространять. Письмо? Но только, что он «колол» Баукина и переночевал у любовницы атамана, а тут не может «прокачать» варианты нахождения письма в книге. Ещё и стреляется в НЭПманском кабаке. Что уже отдаёт пошлостью. Вот тут мы приходим к выводу, что присутствуют две дуги характера персонажа: одна «правильная»-комсомольская, вторая «неправильная» — эгоистичная, что ли. И если вторая, вполне могла завершиться таким финалом, то первая только в случае давления со всех сторон. Я бы сюда применил не только имеющиеся неприятности, но и горячечность от нарывающей раны, комсомол и партию отвернувшуюся или оставшуюся безразличной к диллеме Малышева. Ещё можно было бы на этом фоне отследить и «угар» НЭПа, что великолепно показано в «Гадюке» от 1965г. И тогда бы вывелся бы столь трагичный финал. А представленные «доказательства» авторов меня не трогают. Видимо у них не хватило смелости «копнуть» чуть в сторону, усилить конфликтность ситуации, но парадигма партия/коммунист/комсомолец/правда/справедливость видимо тогда ещё была незыблема, а вот отдельные «слабаки» и вообще «чувства» уже разрешены. И вот от этой половинчатости решений — «здесь можно, а здесь нельзя» и получилось много текста в этой рецензии и не стыковка характера и действий ГГ в фильме. Слишком поспешно авторы начали «прививать» чувственную окраску в кино-палитру, часто идя на компромисс и разрывая при этом плавность повествования.
А чем была бы плоха счастливая концовка? С борьбой и победой над ограниченностью и частным честолюбием (здесь Николай Крючков настолько великолепен в роли обладателя этого набора «достоинств» Начальника)? Пропаганда? Да! Что, что-то плохое пропагандировалось? Нет! Может без вставок своей не стыкующейся здесь «чувственности» и не пришлось бы снимать фильмы об «забронзавевших» начальников вплоть до развала Союза: «Возвращение» 1987г., «Вот такая история…» 1987 г., «В связи с переходом на другую работу» 1988г., да и море других фильмов того же периода. Да и в общем не приятно, что идейные оппоненты тычут нас сейчас в такие фильмы лицами с криками: — Вот Вы же сами признаёте, что»… то непростое время акцентировать внимание на зарождающихся проблемах выстроенной системы подавления личности, тирании карающих органов и начальнического произвола…». И всё из-за желания авторов «дать жизни» — чего у них не вышло от слова совсем..
Да и какие же точки на дуге героя могли привести его к уже известному финалу? И тут есть ответ у нашего кинематографа картина 1995 г. «Волчья кровь» где ГГ эдакий атаман, но «банды» ЧК(!) и его независимость и собственные «понятия» тоже идут вразрез с начальственными и поэтому ему вполне подошла бы и смерть в кабаке, да и само отчаянное решение — человека руководимого как раз не мотивацией идей, а чувствами. Что же такое решение, тоже имеет место быть.
Жаль, что столь великолепный актёрский ансамбль, на игру которого не можешь насмотреться, сыграл (великолепно!) внутреннюю, сценарную «нескладуху» и мне оставил огромное сожаление о потерянной возможности увидеть справедливость и правду хоть в кино…
6 из 10
19 марта 2019
Жестокость — далеко не банальное, многослойное кино, проблематика которого актуальна и в наше время. Стоит только позавидовать смелости режиссера Владимира Скуйбина, который смог в то непростое время акцентировать внимание на зарождающихся проблемах выстроенной системы подавления личности, тирании карающих органов и начальнического произвола. Покарать, а не предупредить — ох как знакомо это современному зрителю, и как драматично обыгрывает это режиссер. Должное стоит отдать Борису Андрееву — столь колоритно и объемно он передает образ запутавшего человека, согласного признать свои ошибки и помочь свершить справедливость.
Финал впечатляет. И хотя он логически поправлен надзорными органами вразрез с идеей режиссера, зритель без труда разберется в мотивации героя и причинах его поступка. Причем, очень неожиданных и смелых поступках.
8 из 10
3 февраля 2015
Главный герой картины В. Скуйбина «Жестокость» — коммунист Вениамин Малышев, помощник главы уголовного розыска небольшого сибирского городка во времена становления советской власти.
Молодой человек верит в светлое коммунистическое будущее, где все честно и человечно. И он лично готов бороться за свои идеалы, ведь, по его словам: «Мы в ответе за то, что происходит рядом с нами».
Но почему-то самые, казалось бы, ясные как день вещи даются людям с огромным трудом. Лгать легче, чем говорить правду, потому что это требует смелости. Бить легче, чем подать руку лежачему, ибо затопчут, если не хватит сил бороться за двоих. И только внутреннее чувство справедливости и желание увидеть в другом в первую очередь человека поможет отличить правого от виноватого, истинное от ложного. Это чувство присуще каждому; все люди стремятся к добру. Однако где же это стремление не то, чтобы в мире сегодняшнем, хотя бы в данной картине. Это чувство с самых малых лет забивают камнями, чтобы вместе с ним уничтожить индивидуальность, самоуважение и мнение.
Совесть — главное препятствия для манипулирования людьми, как говорил Адольф Гитлер. Любая тоталитарная система нацелена на уничтожение этого враждебного элемента. В итоге выживают только те, кто смог приспособиться под прокрустово ложе меняющихся норм, ценностей и «истин». А остальные, кому свойственны «политические ошибки»…
9 из 10
21 марта 2012