Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Спасенное поколение |
год: | 1959 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Юрий Победоносцев |
сценарий: | Александр Штейн |
видеооператоры: | Алексей Полканов, Михаил Бруевич |
композитор: | Николай Крюков |
художники: | Людмила Безсмертнова, Ирина Захарова |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 4 января 1960 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Очень тонкий и интеллигентный фильм. Сама тема вроде бы толкала режиссёра Юрия Победоносцева и сценариста Александра Штейна на создание «громкой» картины, но лента получилась очень доброй и участливой по отношению ко всем, без исключения, персонажам. Несомненная удача режиссёра, что на роль главной героини он пригласил Раису Куркину. В её исполнении член бюро райкома партии Антонина Васильевна — именно тот человек, который объединил в себе два начала: требовательного командира и справедливого педагога. Без этих качеств она не смогла бы доставить эшелон с детьми в глубокий тыл. Легко понять желание Антонины Васильевны поскорее обустроить своих подопечных, чтобы самой отправиться на фронт. А тут ещё не особенно приветливое женское население деревни обвиняет её в желании «пересидеть» лихолетье в глубоком тылу. Здесь бы закипеть, взорваться, но Антонина Васильевна не может позволить себе даже малейшей слабости, потому что отвечает за десятки доверенных ей детских судеб. В картине почти нет боевых действий, за исключением этапа эвакуации, однако война присутствует в каждом кадре: в сводках Совинформбюро, в солдатских письмах-треугольниках с фронта, в стандартных бланках похоронок. Оказавшись в дрожащих руках родственников, эти самые бланки, заполненные рукой неизвестного полевого писаря, мгновенно превращаются в оружие страшной силы, калеча человеческие судьбы и растаптывая надежды. На такие сцены невыносимо смотреть, но без них обойтись нельзя. На войне дети взрослеют рано. На войне каждый год для них — как 2. И это тоже приходится учитывать Антонине Васильевне, потому что мальчишки — народ горячий. Их не удержишь на месте одними увещеваниями. Едва почувствовав в себе силу, они рвутся «на фронт» «бить гада». Антонине Васильевне снова приходится быть понимающей и терпеливой, подбирая индивидуальный подход к каждому, потому что она понимает — именно из доверенных ей детей прямо сейчас формируется целое послевоенное поколение.
«Птицы смерти в зените стоят. Кто идёт выручать Ленинград? Не шумите вокруг — он дышит, он живой ещё, он всё слышит: как на влажном балтийском дне сыновья его стонут во сне, как из недр его вопли: «Хлеба!» до седьмого доходят неба… Но безжалостна эта твердь. И глядит из всех окон — смерть. И стоит везде на часах. И уйти не пускает страх». («Птицы смерти в зените стоят» Анна Ахматова, 28 сентября 1941 года)
18 февраля 2018