Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.3 |
IMDb | 7.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Раскалённый асфальт |
английское название: |
Classe tous risques |
год: | 1959 |
страны: |
Франция,
Италия
|
слоган: | «Tough Gangster Action» |
режиссер: | Клод Соте |
сценаристы: | Жозе Джованни, Клод Соте, Паскаль Жарден |
продюсеры: | Жан Дарве, Роберт Амон |
видеооператор: | Гислен Клоке |
композитор: | Жорж Делерю |
художник: | Рино Монделини |
монтаж: | Альбер Юргенсон |
жанры: | триллер, мелодрама, драма, криминал |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $95 413 |
Мировые сборы: | $95 413 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 23 марта 1960 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 50 мин |
Лента Клода Соте берёт зрителя в оборот сразу же после начальных титров. Первые 20 минут картина по градусу напряжения динамике с лёгкостью даст фору любому современному «боевику». Открывающая сцена ограбления инкассаторов и последующий уход от погони снято настолько мастерски, что дух захватывает и буквально не даёт выдохнуть. И хотя далее действие принимает более спокойный характер, но напряжение остаётся висеть в воздухе, постепенно подводя героев к финальной черте.
Ведущую партию здесь как всегда безупречно отыгрывает монументальный Лино Вентура, а Жан-Поль Бельмондо появляется лишь на 40-й минуте. Но молодому артисту достался не менее важный персонаж, и он блестяще справляется со своей задачей, не уступая в мастерстве своему матёрому коллеге. Обаяние, человечность, лирика, и при этом твёрдость, решительность и смертельный блеск в глазах преступника, который применит силу и пойдет на крайние меры незамедлительно, если это будет необходимо. Всю эту гамму артист воплотил безукоризненно. Не зря Вентура и Соте отстояли начинающего артиста перед продюсерами.
Прибавим к этому крепкую режиссуру, отменный литературный исходник и адаптацию маэстро криминального жанра Жозе Джованни, а также музыку Жоржа Делерю.
Крепкое и достойное кинопроизведение на заданную тему, с немного, на мой взгляд, оборванной концовкой.
7,5 из 10
3 октября 2021
Матёрый уголовник, оставшийся с двумя детьми на руках, превращается в объект охоты со стороны полиции. Бывшие подельники нанимают молодого, но перспективного парня, чтобы он вывез их бывшего главаря из Ниццы в Париж… Фильм начинается с лихой сцены ограбления инкассаторов, продолжается сценами погонь и перестрелок, но затем действие замедляется. Главное в фильме — не стрельба, а жизнь французского общества конца 50-х. Вроде бы удачно скрывшийся от полиции уголовник Абель Давос с удивлением обнаруживает, что для него уже нет места среди обычных людей. Бывшие товарищи завязали, превратились в мещан-буржуа и не собираются рисковать своим благополучием ради друга. Герой Лино Вентуры обречён на одиночество, и эти ощущения отверженного человека, вынужденного скрываться ото всех, поразительно точно переданы в фильме. От него брезгливо отвернулись бывшие подельники, и он даже не может ходить по улице вместе со своими детьми — его могут опознать. Вроде бы он на свободе, но вынужден вести подпольную жизнь нелегала.
Жан-Поль Бельмондо в роли молодого преступника Эрика Старка играет поразительно мягко и вносит теплоту в человеческие отношения, показанные в фильме. Дуэт Лино Вентуры и молодого Бельмондо — выше всяких похвал, актёры очень хорошо дополняют друг друга. Если учесть, что в этой компании вы увидите феллиниевскую актрису Сандру Мило («Восемь с половиной», «Джульетта и духи»), то актёрский ансамбль фильма с полным основанием можно назвать интересным.
«Раскалённый асфальт» — одна из удач сценариста Жозе Джованни («Второе дыхание», «Дыра», «Двое в городе»). Если в голливудском кино прежде всего создавали мифы о современности, то французские кинематографисты даже в детективном жанре пытались осмыслить и понять жизнь такой, какой она есть, со всеми её трагедиями, социальными драмами и несовершенством людей.
Минус фильма — некоторая неровность драматургии, замедление действия, когда зритель ждёт продолжения приключений и закручивания сюжета, но таков был режиссёрский замысел. Главное здесь драма человека, обречённого на одиночество в буржуазном обществе.
Плюс фильма — герои Лино Вентуры и Бельмондо своими отдельными чертами вызывают симпатию у зрителя (когда они проявляют человечность по отношению к другим людям), но уголовный мир в целом в фильме не идеализирован.
28 октября 2018
Динамичная криминальная драма с уклоном на боевик. Сюжет не сложен, в происходящее легко можно поверить и вжиться в атмосферу. Фильм может похвастать множеством персонажей, которые должны оставить след в памяти зрителя. Вентура хорошо справился со своей ролью. Впервые увидел его в главной роли, до этого он мне попадался в качестве блюстителя порядка или скупщика картин — добротный актер. Молодой Бельмондо излучает своей харизмой, удачный персонаж вышел и для его. Женская роль и любовная линия органично вписаны в сценарий.
Картина повествует о загнанном в отчаяние авторитетном преступнике, дела стали совсем плохи и он решается со своей семьей вернуться на свою родину, откуда когда то сбежал, но теперь о его прошлом должны были забыть и к тому же у его осталось много связей, на помощь которых он надеялся. В этом нелегком пути помогает ему очень хороший и верный друг. На пару им удается весьма эффектно пересечь границу. Привлекает взаимоотношение друг к другу этих персонажей. Всё делается без лишней болтавни, они оба знают каким должен быть следующий шаг, их Дружба выглядит эталонной. По прибытию к своей цели, персонажи, за исключением главного героя, по разным причинам уходят со зрительского взора, на их место приходят другие, общество, знакомое Абелю. Новые знакомства и старые друзья. (Один из его друзей кстати внешне напоминал мне Д. А. Медведева) Здесь уже и начинается основная драма Абеля Давоса.
7 из 10
7 июля 2018
Многие режиссёры, снимающие фильмы по шедевральным произведениям, в моём понимании сильно проигрывают в сравнении с оригиналом. Особенно, если сравнивать те фильмы, которые Жозе Джованни по своим сценариям делал лично, с теми, которые экранизовали другие режиссёры — Робер Энрико, Жан-Пьер Мельвиль, Анри Верней и, в данном случае, Клод Сотэ. Но этот относительно старый (1960) фильм, снятый замечательным французским режиссёром по роману знаменитого Жозе Джованни, произвёл на меня очень, очень сильное впечатление. Молодые, красивые и обаятельные Лино Вентура и Жан-Поль Бельмондо, казалось бы, просто созданы для этих ролей — матёрого преступника, который рисуется очень многосторонне и колоритно, и молодого вора, который помогает ему из чувства мужской дружбы, мужской уголовной солидарности, которую Жозе Джованни воспел в своих произведениях.
Абель Давос (Вентура) — преступник со стажем, вокруг которого сжимается кольцо полиции. Но в самом начале видно парадокс — у этого пропащего человека есть жена и двое детей. Режиссёр раскрывает нам историю Давоса постепенно, в течение всего фильма. И не сразу можно правильно понять и оценить героя Вентуры. Но в некоторых сценах видно, что Давос совсем не такое чудовище, каким его видят власти. В сцене на катере, где Абель и его подельник выкидывают человека, ведущего лодку, за борт, Абель кидает ему спасательный круг. И в сцене, где увозят его детей, в более безопасное место проживания, видно, как он страдает. А как он обаятелен и приятен в сцене с девушкой у раковины! И после фильма становится понятно, что матёрый преступник Давос на самом деле глубоко несчастный, потерянный, сломленный внутренне человек.
Эрик Старк (Бельмондо) — человек совсем иной генерации. Он намного моложе Давоса (во время съёмки Вентуре был 41 год, Бельмондо — 27), и ещё не успел толком познать «прелести» уголовной жизни. В одной из сцен Абель говорит ему: «Не понимаешь ты, во что ввязываешься. Зря ты приехал». Да, Старк этого не понимает, но тем не менее помогает Абелю, становится его «третьим плечом», дружится с его детьми. Собственно, Абель сам называет причину такого отношения: «Тебе стало жаль парня с двумя детьми». Показательна сцена, где он везёт «раненого» Абеля с «черепно-мозговой травмой» и натыкается на девушку, которая ругается с попутчиком. Избив наглеца, Эрик пускает девушку в машину неотложки, просит её о помощи и впоследствии начинает крутить с ней любовь. И в 27-летнем Бельмондо уже видно будущего героя-супермена — и высоко поднятая голова, и жестикуляция с пластикой, и манера бить — всё пророчит ему, тогда ещё молодому и начинающему актёру, великое будущее.
Внутренний слом в Абеле видно уже тогда, когда появляются первые жертвы — сразу двое близких людей. Становится известно, сколько городов Абель сменил за свою жизнь, и он собирается покинуть Италию, ибо во Франции ему будет безопаснее. Но для матёрых преступников такие вещи легко не проходят, что и наглядно демонстрируется в сцене на берегу. Далее в Париже его ждёт предательство от людей, которым он доверял. Однако с помощью Эрика ему удаётся относительно разрешить ситуацию.
Казалось бы, всё уже готово для того, чтобы рвать когти, но вокруг Давоса сжимается кольцо полиции, которой помогают его бывшие подельники.
В некоторых переводах этому фильму даётся также такое странное и совсем не связанное с оригиналом название, как «Раскалённый асфальт». Я думаю, что эта красивая фраза взята не случайно. Потому что жизнь Абеля в этом фильме — это жизнь, как в жаркой атмосфере накалённого асфальта, когда невозможно задержаться на одном месте надолго и когда тебя всё время что-то мучает, подобно изнуряющей жаре. Раскалённый асфальт — это обстановка, в которой находится Давос, обстановка мучительная и убийственная для него…
В финальных сценах оба проявляют себя с лучшей стороны. Эрик в определённом смысле приносит себя в жертву, Абель же начинает угрызаться за людей, которые погибли из-за него. Слишком много жертв. И в данном случае финал, достаточно неожиданный, оправдан, ибо матёрый преступник Абель Давос не мог поступить иначе, несмотря на его репутацию, это было единственное, что он мог сделать, ибо это — настоящий мужской поступок. Только так он может искупить свою вину перед этими людьми, а ведь не стоит ещё и забывать, сколько людей он убил собственными руками, спасая свою шкуру. Совесть оказывается сильнее патологического жизнелюбия, которое присуще всем гангстерам, подобным Абелю. Вечный вопрос — какое из этих двух чувств окажется сильнее? Финал фильма это наглядно показывает.
Неутешительный итог фильма «Взвесь весь риск» проявляется в том, что уголовная мужская дружба оказывается выше родственных чувств и даже выше, чем инстинкт самосохранения. Все усилия главного героя пропадают под воздействием чувства этой самой Дружбы, чувства вины и голоса совести. И это единственно возможный вариант, потому что в противном случае герой Лино Вентуры был бы не Мужчиной с заглавной буквы, а чудовищем, которое не глядя приносит в жертву всех, кто оказывается рядом. Абель, поняв, что цена его борьбы слишком высока, совершает моральный подвиг — во имя искупления своей вины. И этому веришь. Поэтому финал, несмотря на кажущийся трагизм, оптимистичен — даёт надежду на лучшие качества в человеке, надежду на героизм и совесть.
9 марта 2009