Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.2 |
IMDb | 7.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Олекса Довбуш |
год: | 1959 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Виктор Иванов |
сценарий: | Виктор Иванов |
видеооператор: | Вадим Ильенко |
композитор: | Вадим Гомоляка |
художник: | Виктор Мигулько |
жанр: | история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 14 ноября 1960 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 30 мин |
Можно без особого труда проследить ряд исторических событий с которыми вероятно и был связан выход этой ленты. Но это домыслы. А факты заключаются в том, что лента была совершенно детально непроработана и вероятнее всего сделана наскоро. История самого Довбуша авторов наверное совсем не интересовала. Они 'закрывали' тему - тому подтверждение достаточно большой бюджет, который несложно отметить по красочности цветного фильма, обилию костюмов, и многочисленным сложным трюкам.
Сейчас несложно заглянуть в биографию Олексы. Найти там несколько неимоверно выразительных моментов, которые бы украсили любое кино. Это и потеря речи в детстве, и сотрудничество с известным хасидом, и жестокая размолвка с братом, и исцеление от мольфара. Всего этого в ленте не оказалось.
Авторы так и не ответили, чем Олекса отличается от других опришков. Да и кто такие опришки, почему они решились выступить против захватчиков толком не рассказывается.
Картина делит мир на плохих и хороших. Выразительна сцена в которой облеченные властью пьяные паны убивают невинного ребенка, пытаясь использовать в качестве мишени. Драматический накал печальной матери, сжимающей игрушку малыша контрастирует с водевильным напалмом боевых сцен. Они задорны и веселы, но не более. Такая смена акцентов не идет ленте на пользу.
Выразительная актерская работа Афанасия Кочеткова и Олега Борисова в некоторой мере скрашивает недоработки ленты. Афанасию было привычно играть героев. И здесь он представил этакий славянский собирательный образ. Тут он был скорее былинным богатырем, воином за свободу.
Некоторые авторские находки были достаточно удачны. Это и зачитывающий молитву предатель, готовящий злодейство и неловкая попытка обмена захваченными дамами, и режущее слух 'сука', весьма правдоподобно высказанное угнетательнице (кстати, моветон для советского кино), и героическое восхождение на гору. Но вот в целостности фильм выглядел несбалансированным. 'Эксцентрика' не могла найти гармонии с 'освободительной борьбой'. Авторы, тут особо не заботились о том, чтобы зрителю фильм был интересен.
6 из 10
22 января 2024
Неоднозначное впечатление о картине. Фильм исторический, биографический, приключенческий. Всё так. Исторический фон воссоздан хорошо, особенно — в колорите национальной одежды, обстановке, антураже. Из биографического — «попытка изобразить некоторые моменты жизни и борьбы украинского «Робин Гуда» — легендарного гуцульского атамана Олексы Довбуша, руководителя украинского движения карпатских опришков, защищавшего обездоленных от польских и венгерских панов, их несправедливости и жестокости». Всё так, вот только приключенческая составляющая картины явно выходит на первое место. В 38 лет Довбуш возглавлял мощнейший повстанческий отряд, действовавший не только в родном краю Олексы — районе Печенежина и близлежащего Яблунивского перевала — но и практически по всем отрогам Украинских Карпат. Это значит, что Довбуш был далеко не таким «простачком», как его показал режиссёр в ряде сцен. Сделав упор на любовную линию, Виктор Иванов решил его немного «очеловечить», но ведь речь идёт не о простом крестьянском парне, а об авторитетном вожаке, за которым идут десятки, если не сотни сподвижников. Такого «атамана» я здесь не увидел. Афанасий Кочетков сыграл хорошо, но его Олекса — это не столько вожак, предводитель, сколько ослеплённый любовью молодой мужчина, который в попытке отстоять, сохранить свою любовь, ставит под удар повстанческое движение. Удивил и стиль повествования. Некоторые эпизоды сняты с драматическим надрывом (сцена казни), а некоторые — с несерьёзной карикатурностью (нападение на замок и последующая погоня). Кроме того, между некоторыми сценами нет прямой связи. Заявленный хронометраж — 90 минут, но мне попалась лента на 15 минут короче. Едва ли цензоры «порезали» картину, ведь она целиком отвечает канонам героико-революционных лент: финал доказывает это в полной мере. Наверное, если бы за Олексой не стояла действительная историческая фигура, то и отношение к происходящему на экране было бы иным: мало, что ли, снимают сказок о благородных разбойниках? Но в данном случае хотелось бы больше серьёзности и правдивости, тем более что реальная судьба Олексы Довбуша была далеко не такой «сахарной», как показано в фильме.
9 февраля 2018