Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7 |
IMDb | 7.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Насилие |
английское название: |
Compulsion |
год: | 1959 |
страна: |
США
|
слоган: | «Sometimes murder is just a way to pass the time.» |
режиссер: | Ричард Флейшер |
сценаристы: | Мейер Левин, Ричард Мерфи |
продюсер: | Ричард Д. Занук |
видеооператор: | Уильям С. Меллор |
композитор: | Лайонел Ньюман |
художники: | Марк-Ли Кирк, Лайл Р. Уилер, Аделе Палмер, Эли Беннече, Уолтер М. Скотт |
монтаж: | Уильям Рейнольдс |
жанры: | триллер, драма, криминал, биография, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 1 апреля 1959 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 43 мин |
Экранизация реальности
«Насилие» является экранизацией одноименного романа, но при этом, в конечном счете, и экранизацией реального преступления — Ричард Лёб и Роберт Фрэнкс похитили и убили 14-летнего Роберта Фрэнкса. Благодаря хорошей работе адвоката Клэренса Дэрроу их не повесили, но дали пожизненное. Дело, что называется, гремело, о нем писали романы и снимали фильмы: «Веревка» Хичкока, «Обморок» 1992 года, «Отсчет убийств» 2002 года и т. д.
Минусы
Фильм условно делится на три части: убийство, или, так сказать, эмоциональный, социальный и философский контекст убийства, которое происходит вне досягаемости киноглаза; расследование; суд. Каждую из этих частей хватило бы на полноценный фильм. Расследование бы потянуло на детективный триллер; суд — на судебную драму; контекст убийства потянул бы на соответствующий триллер или хоррор с раскрытием философии убийц, саспенсом и, собственно, убийством. А вот когда весь этот богатый материал склеен в один фильм, его составляющие получаются куцые, урезанные, менее раскрытые, чем хотелось бы.
Идиосинкразию фильма обливает бензином и зажигает то, что актер, затмевающий собою весь прочий актерский состав и перетягивающий на себя актерское одеяло даже с главных ролей, появляется только во второй половине хронометража. Этот тучный актер — играющий адвоката Орсон Уэллс с мешками под уставшими глазами.
Этой разбросанностью и разухабистостью «Насилие» являет собой разительный контраст с хичкоковской «Веревкой», которая предельно собранно изучает под микроскопом примерно полтора часа из жизни убийц.
Плюсы
А вот то, что в «Насилии» получилось, так это образы главных героев-убийц, которые развернулись с каким-то не совсем объяснимым жестким психологическим реализмом. Гораздо больше, чем хичкоковские, эти выпуклые, объемнейшие, имеющие пресловутую глубину персонажи вызывают живой эмоциональный отклик. Эмоциональный отклик, вызываемый фильмом, удваивается, когда на экране, особенно под конец, Орсон Уэллс занимается актерским волшебством. Если согласиться с тем, что, по словам некоторых киноведов, манипуляция зрительскими эмоциями есть родовая черта кинематографа, то есть авторы, не сумевшие вызвать нужные эмоции, суть плохие кинематографисты, то я бы сказал, что в этом смысле «Насилие» по сравнению с «Веревкой» есть более удачный фильм.
Философия
Бедный многострадальный Ницше. В жизни мухи не обидевший, стеснительный и застенчивый, тяжело всю жизнь болевший, росший до 14 лет в окружении и под воспитанием пяти женщин (чахлый отец помер, когда ребенку было около 5 лет), он, как и Маркс, своей философией влиял на не особо адекватных личностей, становясь косвенной причиной гибели людей. Хотя вряд ли он переплюнул по количеству косвенных жертв дедушку Карла (повлиявшего на Ленина, Сталина, Мао, Пол Пота и прочих терминаторов).
Так, на Леопольда и Лёба повлияла ницшевская концепция сверхчеловека, которую они поняли не в соответствии со своим IQ, но в соответствии со своими молодым возрастом и психологическими патологиями. (В фильме один назван параноиком, а второй — шизофреником.) Возомнив о себе, что они сверхчеловеки, могущие, не неся ответственности, творить всё что угодно, они похитили и убили 14-летнего мальчика.
И хорошо, что в картине упоминается не только их гениальность, но и психические болезни. А не то бы получился бредовый месседж: мол, гении и люди с заоблачным IQ трактуют Ницше в том смысле, что можно убивать забавы ради…
Гений и злодейство
Как было замечено выше, убийц здесь кличут гениями. Чтобы зрители уверовали в их гениальность, об одном из них то и дело сообщается, что он самый блестящий интеллект, а о втором говорят, что он знает 14 языков, а ближе к концу сообщается, что их IQ настолько высокий, что не придумали еще такой цифры.
Между тем окружной прокурор Гарольд Горн (замечательный актер Э. Г. Маршалл) явно ведет себя не глупее гениев, да и вообще по поведению на экране нет никакой возможности усмотреть в чем-либо их гениальность. В общем, получается тот самый ляпсус, который происходит всегда, когда авторы, которые не гении, пытаются создать персонажей-гениев, а именно: натужное надувание щечек. Может, убийцы и были люди неординарные (а интеллект Леопольда и Лёба, пишут, был заоблачный); но, слава Дао, были они гении не криминальные.
***
Несмотря на перечисленные недостатки (или особенности), фильм смотрится на одном дыхании, вызывая сильный, глубокий и противоречивый эмоциональный отклик, и дает пищу уму. Разухабистость и наполненность всем чем угодно, некоторая раздутость дают, по-видимому, эффект содержательной глубины. Орсон Уэллс дивно хорош, замечательна и его финальная речь, хороши и актеры, играющие убийц — их образы получились резкие, рельефные и выпуклые.
8 из 10
2 января 2019
В сущности эта картина повторяет фильм Альфреда Хичкока «Веревка». Двое молодых ребят решаются на весьма смелые поступки. Они очарованы идеями Ницше о Сверх-Человеке и благодаря юношескому темпераменту они стремятся покорить мир.
В результате они оказываются на скамье подсудимых по подозрению в умышленном убийстве. Харизматичный адвокат прилагает все усилия, чтобы приговором не была смертная казнь.
Собственно именно в процессе и заключается суть всего фильма. Позиции прокурора, ребят и адвоката сталкиваются. Причем, адвокат искренне уверен, что ребята имеют право на сочувствие. Он полагает, что их действия должны рассматриваться как импульсивность. Причем, он очень правильно отметил, что нельзя допускать того, чтобы их социальное положение (они очень богаты) было дополнительным квалифицирующим фактором.
Кстати, судебный процесс в «Насилии» стилистически очень похож на судебное разбирательство в «Анатомии убийства» Отто Преминджера, вышедшей в том же году.
В общем, фильм Ричарда Флайшера получился весьма прямолинейным. Он рассказал нам всю историю весьма интересно, но не без академичности и морализаторства.
Орсон Уэллс и Дин Стокуэлл сыграли хорошие актерские работы, но едва ли можно их выделять в числе лучших ролей года. Особенно, учитывая чрезмерный академизм фильма.
Хотя, Стокуэлл, Уэллс и Брэдфорд Диллман получили Серебряные пальмовые ветви за лучшую мужскую роль на Каннском фестивале. Возможно тут все дело в политкорректности. Ведь в том же 1959 году были гораздо более интересные мужские роли — Чарлтон Хестон (Бен-Гур), Жан-Пьер Лео (400 ударов), Джеймс Стюарт (Анатомия убийства).
На мой взгляд, в «Насилии» Флайшер просто тренировался. Уже через несколько лет он снимет ряд фильмов о маньяках, которые будут гораздо более интересно раскрывать тему.
В итоге: поучительный морализаторский фильм, в котором мы в сущности встречаемся с современной трактовкой «Преступления и наказания» Достоевского. Я не считаю этот фильм эталонным, хотя он вполне смотрибелен
5 из 10
27 апреля 2013
Схожая фабульная зваязка с «Веревкой» Хичкока — два ницшеанца забавы ради убили сверстника. Юнцы, понятное дело, были легко разоблачены, и пошла судебная драма. Возможно фильм снят ради речи адвоката, которая, как ни крути, патетична — минут пятнадцать он убеждает заменить повешенье пожизненным заключением. Американская судебная драма стара как мир, но если в фильме Флейшера адвокат делает ставку на проникновенную речь о милосердии и справедливости, то в характерной судебное драме 90 Роба Райнера адвокат построил принцип выступления на провокации свидетеля и намеренном выводе его из себя. Вот так меняются нравы. Фильм Фишера не новаторский, вполне типичный, Уэллс обыкновенен, двое мальцов в ролях преступников вполне себе органичны.
6 из 10
9 июня 2011
Скорее всего, это не рецензия, а просто первое впечатление.
Совершенно случайно наткнулся на этот фильм. Посмотрев аннотацию, решил посмотреть. Интересные актеры и полученные призы фильмом сыграли свою роль. Начав смотреть, фильм стал жутко напоминать фильм с Сандрой Буллок «Убийство по номерам», и так как вся интрига фильма для меня была уже утеряна. Досматривал фильм в полглаза, единственное, что останавливало меня от выключения фильма. Что в главной роли Орсон Уэллс. Но даже после часа просмотра, он еще не появился ни в одном кадре. Хотя играет главную роль.
Вернусь к фильму «Убийство по номерам» построенному на интриги сможет ли женщина раскрыть идеальное преступление. Сыграть в игру кошки мышки с циничным молодым поколениям. И одержать победу. Тогда фильм произвел странное впечатление, какой- то недосказанности. Теперь понятно создатели фильма изменили практически все от оригинальной истории. Вместо детектива мужчины стала женщина, и они полностью выкинули финальную часть.
Это сцена суда, где появляется и солирует Орсон Уэллс. Он играет адвоката самого успешного в своем деле, и он защищает на суде двух молодых людей, которые совершили ужасное преступление.
Адвокат в конце говорит главный монолог всего фильм. Весь фильм был сделан для этого. Я не буду раскрывать смысла. Но это речь актуально сейчас как никогда. И детективная история была просто прелюдией. К размышлению о современном поколении, прогрессе и милосердии.
21 августа 2009