| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
7.2 |
IMDb
|
7.2 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Наш человек в Гаване |
| английское название: |
Our Man in Havana |
| год: | 1959 |
| страна: |
Великобритания
|
| слоган: | «A murderously funny story, magnificently cast....marvelously made !» |
| режиссер: | Кэрол Рид |
| сценарий: | Грэм Грин |
| продюсеры: | Кэрол Рид, Рэймонд Анзарут |
| видеооператор: | Освальд Моррис |
| композиторы: | Фрэнк Дениз, Лоуренс Дениз |
| художники: | Джон Бокс, Филлис Долтон |
| монтаж: | Берт Бейтс |
| жанры: | триллер, комедия, драма, криминал |
|
Поделиться
|
|
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
30 декабря 1959 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
не указано |
Длительность:
|
1 ч 43 мин |
Британцы не случайно особо удачливы в шпионском жанре - чего еще ждать от произведений, которые созданы настоящими шпионами. 'Наш человек в Гаване' - это роман Грэма Грина, который известен не только как писатель, но и как бывший шпион MI5. В 1959 г. Кэрол Рид ('Третий человек', 'Мятеж на Баунти') взялся за экранизацию романа.
Итак, о чем фильм?
События ленты 'Наш человек в Гаване', как легко догадаться из названия, разворачиваются в Кубе. Главный герой тут - британец, занимающийся продажей инновационных пылесосов. Его роль исполняет легендарный Алек Гиннесс. Живет продавец весьма скромно, а его взрослая дочь очень требовательна к расходам и даже завела себе лошадь.
Однажды к нашему герою наведывается представитель британской разведки и вербует его, обещав приличную ежемесячную выплату. Особого понимания что именно он должен делать, продавец пылесосов не получил. Сначала от него потребовалось создать сеть шпионов помощников, но справиться с этой задачей мужчина не смог. Зато вместо этого решил использовать свою фантазию. Так в штаб квартиру полились отчеты о воображаемых кубинских шпионах и выполняемых ими задачах.
Ну а дальше вы уже догадались - ситуация перестала быть безобидной. Враги узнали о британских лжешпионах и начали на них охотиться. Да и фантазировать нашему продавцу пылесосов уже не так легко - ему в компаньоны прислали сотрудников из Британии.
'Наш человек в Гаване' - забавная история о том, как шпионы варятся в своих собственных выдумках и секретах. Что приводит к весьма неожиданным результатам.
Рейтинг фильма - заслуженные 7,2 в IMDB и Кинопоиске.
Интересно, что сам роман Грэма Грина не такой уж комедийный. И его изначально хотел экранизировать Альфред Хичкок, превратив в куда менее легковесный шпионский триллер. Однако съемки в Кубе показались Хичкоку слишком дорогостоящими. Видимо дороговизна толкнула и Кэрола Рида к комедийному жанру, который более легко собирает кинотеатральную кассу. Так что вполне возможно в будущем мы увидим новую экранизацию этой истории, в которой будет дух хичкоковских лент.
22 июля 2025
Экранизация книг Грэма Грина — дело непростое. Режиссер может впасть в излишний пафос, как это произошло с Джоном Фордом при киноадаптации «Силы и славы», или политическую агитку, которой был убит сюжет «Тихого американца» у Манкевича, или запутаться в миллионе мелодраматических оттенков, превратив серьезный роман в мыльную оперу в шпионском антураже. Сами герои Грина не очень кинематографичны, ведь его типичный персонаж — это маленький человек, волею судеб запутавшийся в хитросплетениях большого мира, почти гоголевский герой, мечтающий только об одном, раствориться и слиться с обычной жизнью, в то время как тектонические сдвиги большой политики нарочно выталкивают его наверх, под слепящий солнечный свет, на острие событий.
Однако недолгое — всего три фильма — сотрудничество англичанина Грина с британским же режиссером Кэролом Ридом выбивается из общего ряда коряво и неточно переложенных на пленку романов. Про самый известный опыт работы двух англичан знают многие, благо «Третий человек» обласкан кинопремиями и стабильно занимает первые места в рейтингах лучших фильмов двадцатого века. Лента получилась настолько хорошей, что долгое время ходили недобрые слухи о том, что к ее режиссуре приложил свою руку Орсон Уэллс. О «Поверженном идоле» тоже сказано немало, так что сейчас имеет смысл написать пару слов про третий, куда менее знаменитый совместный фильм Грина и Рида — «Наш человек в Гаване».
Куба, середина пятидесятых годов, режим Батисты пока тихо агонизирует, все очевиднее двигаясь к своему печальному финалу, в то время, как большие державы уже ломают копья в борьбе за будущее господство на важном карибском острове. Штаты пытаются удержать выгодное для них статус-кво, Советский Союз усердно подкапывается под янки, а британцы просто держат флаг в регионе, в память о былом престиже и имперском величии. Уормолд, англичанин, владелец фирмы, торгующей пылесосами в Гаване, пытается сводить концы с концами и принимает выгодное, вроде бы, предложение от резидента британской разведки в Вест-индии стать платным английским агентом на Кубе. Работа вроде не пыльная — публикуй периодические отчеты, наполненные водой и сплетнями из местных газет, для галочки отвечай на телеграммы и получай за это ежемесячный твердый оклад. Однако лондонское начальство давит, требуя важных сведений и новоиспеченный агент решает пустить дезинформацию про тайные военные базы на острове. Дурацкое, поначалу, донесение начинает жить своей жизнью и вокруг Уормолда постепенно закручивается круговорот из иностранных разведок, шпионов, убийц.
Грем Грин, сам какое-то время работавший в МИ-6, прекрасно умел отразить всю бюрократическую бессмысленность и рутинность работы спецслужб. В его книгах нет блестящих агентах в смокингах, как у того же Флеминга. Работа в разведке — скучное дело, исполняемое скучными людьми — перекладывание бумаг, бесконечные согласования и километровые листы отчетов. Даже шальная вражеская пуля или яд, налитый в бокал, все то, чем потчуют публику в шпионских романах — только унылые рабочие будни. Движения скрытых механизмов этой неумной и, местами, абсурдной бюрократической машины отлично показаны в фильме. Как из глупого донесения, в лучших кафкианских традициях, чиновниками от разведок разных стран строится Вавилонская башня, которая в любой момент грозит обрушиться и погрести под своими обломками беднягу Уормолда.
Выбор Алека Гиннесса на главную роль безусловно удачен. Он идеально смог отразить сомнения и заботы маленького человека, по глупости засунувшего руку в огромный жутковатый механизм и теперь не понимающего, как выбраться из ситуации. Впрочем все остальные действующие «лейтенанты от разведки» почти так же нелепы и случайны. Маленькие люди, волею судеб или сложных обстоятельств вынужденные выплясывать свой нелепый танец друг против друга на пыльных улицах далекого южного города. Черно-белая съемка с фирменным, периодически используемым, скошенным кадром сумела отразить хаос и бурление предреволюционной Гаваны, города, где в постоянных сумерках смешались в кадре туристы, проститутки, шпионы, революционеры, полицейские.
Резюмируя — «Человек в Гаване» — незаслуженно забытый публикой печально-ироничный фильм о казенной абсурдности и рутине шпионской жизни, вполне достойный к просмотру и в наши времена, благо ни сами разведки, ни способы их работы, ни типажи людей с тех пор особо не поменялись.
8 из 10
28 июля 2013