Мост
Die Brücke
7.9
8
1959, драма, военный
Германия (ФРГ), 1 ч 43 мин
В ролях: Фолькер Бонет, Фриц Веппер, Михаэль Хинц, Карл Майкл Бальзер, Фолькер Лехтенбринк
и другие
События фильма происходят в маленьком немецком городке в последние дни Второй мировой войны. Гитлеровская армия терпит поражение за поражением, скоро в городе могут оказаться американские войска. В такой ситуации нацисты идут на крайние меры, пополняя свои резервы школьниками, взятыми прямо из-за парт. Они призывают и семерых друзей-одноклассников, которые с восторгом воспринимают возможность отличиться. Однако голос разума подсказывает начальству, что лучше этих юнцов не бросать в мясорубку, поэтому их оставляют охранять мост, не имеющий никакого стратегического значения. Впрочем, вскоре так выходит, что они остаются последним препятствием на пути американских войск...

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Мост

английское название:

Die Brücke

год: 1959
страна:
Германия (ФРГ)
слоган: «They look for love in a world of violence!»
режиссер:
сценаристы: , , , ,
продюсеры: , ,
видеооператор: Герд фон Бонин
композитор:
художники: Генрих Граф Брюль, Питер Шарфф, Йозеф Ванке
монтаж:
жанры: драма, военный
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 22 октября 1959 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 43 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, военный

Постеры фильма «Мост», 1959

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Мост», 1959

Ложное утешение

Грегор Дофмейстер, автор книги, по которой снят фильм, описывал, как после боя некая женщина плюнула на тела погибших, и это побудило его рассказать и попытаться объяснить мотивы своих товарищей, сражавшихся в том бою. Ему хотелось, чтобы их поняли. Это фильм для немцев.

И он отчётливо не антивоенный. «Анти» всегда строится на жалости к жертвам. Антивоенный фильм должен рождать чувство несправедливости и напрасности самой войны, не только боя перед очевидным разгромом. Правильный антифашистский, антивоенный фильм разоблачал бы преступность войны и её главарей, но выводил из-под удара немецкий народ. Такой фильм должен вызывать сочувствие к персонажам. У меня ни к одному персонажу сочувствия не возникло. Я не немка, и, видимо, поэтому мне не близка идея авторов.

Идею эту вижу в желании утешить германский народ, дух которого был сломлен в этой войне. Искренне (и обращаю внимание, весьма эффективно!) сражающиеся в уже проигранной войне мальчишки — это демонстрация германского духа. Это очень благоразумно, что и в книге, и в фильме нет советских войск. Может быть, так всё и было. Но я бы не простила автору, если бы его гитлерюгенд убил советского солдата. С советским антагонистом такой фильм был бы, думается, невозможен. Причина, по которой погибает американский танкист, высосана из пальца, зато ярко иллюстрирует тему духа. Американцы против немцев в плане духа — сопляки. А это милитаристский дух, граждане, никакого другого.

Фильм снят для немцев. Немцы не поймут из этого фильма, что фашизм — дикое и тупое зло, приведшее их к поражению. Об этом никто здесь не пытается даже говорить. Никто не пытается отделить фашизм от немцев. Нет, мы просто проиграли. Может быть, времени не хватило вот этим мальчишкам вырасти. И это всё.

5 из 10

10 октября 2020

А вот мост мы не отдадим

Германия, апрель 1945 года. Практически всем в Третьем рейхе уже понятно, что это всё. Мир взрослых немцев спасается и выживает как может, осторожно заглядывая в неопределенное послевоенное будущее, желая сейчас только одного — выжить. Однако существует еще другой мир — юношеского рыцарского максимализма, в котором живут семеро 16-летних одноклассников одного провинциального городка. Ребята верят, что слова «Родина» и «Отечество» — это не пустой звук, и если враг у ворот, то именно им — молодым и белокурым — судьба предоставляет шанс отличиться за свою Германию. И когда эта группа по сути еще пацанов получает повестку в гитлерюгенд, никто из них (к ужасу их родителей) даже не думает дезертировать, а смело призываются в ряды армии. И первое задание у этих ребят совпало географически с их постоянным местом проживания — им необходимо оборонять маленький мост, который немецкое командование изначально решило взорвать. Но вчерашним школьникам так никто и не сказал, что отправили их на давно уже списанный объект.

Отличная антивоенная постановка «с той линии фронта», когда немцы еще не пресмыкались перед американцами и не испытывали генетического чувства вины. Да, режиссеру Бернхарду Викки не удалось снять полностью аполитичный фильм, в котором совсем бы отсутствовали идеологические клише. Немецкий генерал здесь будет курить сигары, бегущий эсэсовец в заглохшем мотоцикле орать на своего подчиненного, чтобы тот «выбрасывал шмотки», а американский солдат во время боя кричать, что «они не стреляют в детей». Но это еще не самобичевание и Викки не заглядывает подобострастно к победителям-триумфаторам в рот.

Напротив, зритель полностью становится на сторону немецкой школоты, и ему — зрителю — совершенно понятны все те романтично-патриотические чувства, которые испытывает 16-летнее пушечное мясо перед своей скорой смертью. Собственно, бой за мост занимает только последнюю треть фильма. А до этого режиссер показывает нам живых и ЧЕЛОВЕЧНЫХ пареньков, таких себе активных искателей-идеалистов, живущих пусть и мнимыми, но исключительно светлыми идеалами. У этих ребят туго с чувством самосохранения, и тем не менее, они честнее и светлее взрослых, которые постоянно их пытаются разогнать по домам. Родители их хотят сохранить живыми, побитые немецкие военные видят в них кучку идиотов, не наигравшихся в войнушку во дворе, а американские военные… И вот здесь Бернхард Викки таки включил свою маленькую затаившуюся немецкую месть, потому что бой за мост неожиданно для всех — и в первую очередь для парадно наступавших союзников — оказался НАСТОЯЩИМ боем. И хотя этот фильм в первую очередь антивоенный, в 1959 году, когда еще были живы основные участники той большой войны, уверен, немцам было не стыдно смотреть на своих 16-летних пацанов, которые вели бессмысленный, но исключительно достойный бой за никому ненужный мост.

Белокурые пацаны с района слишком поздно поняли какая же жопа эта война. И, тем не менее, свою маленькую и бесконечно бессмысленную войнушку они все равно выиграли.

7 из 10

27 мая 2018

Происшетствие, которого никто не заметил

Экранизируя роман известного писателя-антифашиста Манфреда Грегора, Бернхард Викки пошел по пути наибольшего сопротивления зрительскому вниманию, создав обстоятельное, дотошное психологическое повествование, которое в первой половине фильма воспринимается с трудом: истории молодых героев рассказываются с большим вниманием к их окружению, конфликты подростков с поколением отцов, которых они считает трусами, предавшими Германию, расписаны подробно, даже нудно с некоторым пренебрежением к зрителю.

Зато вторая половина картины, посвященная недолгой военной жизни группы школьников, решена в динамичном, увлекательном, хотя и трагическом ключе. Викки — переходная фигура в стане немецких режиссеров 50-х годов, снявшийся как актер в картинах Фассбиндера и Вендерса, он обозначил преемственность нового немецкого кино с поколением Штаудте, Койтнера и Хоффмана. Однако, Викки снимает более жесткое кино, чем все его соотечественники 50-х вместе взятые. Это получается благодаря бескомпромиссной режиссуре, лишенной даже малейших проявлений сентиментальности, чтобы у Викки получилась мелодрама, надо было всего лишь следовать тексту, но он избрал более трудный путь воссоздания истории средствами военного кино.

Среди героев «Моста» встречаются и квасные патриоты, и просто трусы, и более критически настроенные молодые люди, но всех их объединяет верность нацистской идеологии — это их и погубит. Викки, как и автор романа, пытается как можно удачнее использовать реальную историю гибели подростков при защите никому не нужного моста, чтобы обвинить гитлеризм, милитаризацию сознания и бесчеловечность мировоззренческих установок нацистских идеологов.

После знакомства с батальными эпизодами «Моста», выполненными на высочайшем зрелищном и техническом уровне, голливудские продюсеры пригласили Викки для участия в постановке немецких эпизодов крупномасштабной военной фрески «Самый длинный день». Надо признать, что подростки сражаются на мосту почти героически, проявляя чудеса доблести и мужества, не имея военного опыта, они на одном энтузиазме достигают многого. Несколько раз их хотят предупредить и отговорить от ненужного геройства, но идеология национал-социализма настолько сильно въелась в их сознание, что они остаются на защиту никому не нужного моста.

«Мост» — кино пацифистское, обличающее войну и нацизм, свидетельствующее о большом профессиональном мастерстве постановщика-дебютанта, которое неизмеримо выше мастерства того же Штаудте и тем более легкомысленного Хоффмана, однако, боевые эпизоды, реконструированные с дотошностью милитариста (в схожую ловушку попал и Коппола в «Апокалипсисе сегодня», и Бондарчук в «9 роте», схожей с «Мостом» еще и сюжетно), не играют фильму на руку, хотя и делают его увлекательным, сколько свидетельствуют против пацифистского послания автора. «Мост» — безусловно, шедевр своего времени, хотя ему и не хватает структурной целостности, соответствия формы и содержания, в этом смысле он сильно проигрывает лентам «нового немецкого кино», где этот баланс соблюден.

25 сентября 2016

Sic transit gloria mundi… хотя кому-то эта слава улыбнулась лишь приватно…

Сказать об этом фильме получится не так уж и много. Давно был просмотрен фильма Вольфганга Панцера, давно, хоть и чуть позже, был прочитан, собственно, оригинал Манфреда Грегора, и вот, наконец, я посмотрел фильм, ставший классикой антивоенного кино наряду с «На западном фронте без перемен». Конечно, многое подзабылось, хотя и многое осталось в памяти, поэтому я постараюсь сравнить три работы на одну тему с одним и тем же названием, хотя не только разными событиями, но и даже разными персонажами.

Общим плюсом всех трёх работ — оригинала и обеих экранизаций — является их драматизм и реализм, а также некоторая двойственность восприятия: с одной стороны — неприкрытая ненависть к нацистскому командованию, бросающему в бой, дабы защититься и позволить своей бюрократии смыться без особых потерь, женщин и детей, особенно — последних, бессмысленность войны, как таковой, но с другой мы видим отчаянный героизм подростков, которые, хотя и не обстреляны, хотя и подвергаются насмешкам со стороны старших, всё же, они на их фоне смотрятся гораздо большими солдатами своего Отечества, пусть оно — нацистское.

Минусы же картин разбирать откровенно трудно. Автор этих строк думал первоначально проводить сравнение между всеми тремя работами и указать все расхождения между ними, однако, должен заметить, отнюдь не всегда переписывание исходной истории шло во вред обеим лентам. Пусть режиссёры и автор под один смысл подгоняли разные сюжеты, получились они у них достаточно логичными и интересными, тем более, что основная масса персонажей и действий, всё же, осталась неизменной, и сказать, какая из экранизаций ближе к книге, невозможно, ибо насколько одна из них приближается к основному сюжету, настолько вторая — отдаляется, факт есть факт. Поэтому нахождение оных оставим на совести зрителей, а сами же мы ограничимся просто вышеуказанными словами.

Однако, должен лично отметить: лучше или хуже работы нет.

На этом у меня — всё.

10 из 10

29 июня 2015

И этот мост — длиннее жизни.

После просмотра данного фильма, у меня возник вопрос, интересно — а видели ли его создатели другого — уже нашего шедевра «А зори здесь тихие» ? Уж слишком похожи стилистические, да и эмоциональные акценты.

У нас никому ненужный переезд защищают девушки, у них никому ненужный мост — 16 летние мальчишки. То — есть люди абсолютно неподготовленные к реальному бою — бессмысленному, и жестокому. Эту неподготовленность подчёркивают сцены мирной жизни — в нашем фильме ретроспективные, в немецком — сиюминутная обыденность. Эти сцены окончательно убеждают нас в бессмысленности их жертв. За исключением одного обстоятельства — позади Родина, да-да именно так, с большой буквы. Та самая Родина — понятие которой сегодня опошлено донельзя. Родина — ради которой в 41-м наши солдаты обвязавшись гранатами, бросались под немецкие танки, а в 43 Александр Матросов лёг на амбразуру ДОТа.

Оказывается и для немцев это понятие было не пустым звуком. Вынося за скобки тот факт, что именно Германия развязала эту войну, мальчишки защищают свои дома, родные улицы, матерей, и первых возлюбленных.

Достоверность происходящего на экране, подчёркивает игра актёров — переживших всё это в реальной жизни, ведь после окончания войны прошло всего 15 лет. Чего стоит сцена на мосту, когда окопный офицер требует остановиться грузовику чтобы сесть в него, безоговорочно веришь — выстрелит.

И довершает картину гибель всех 6 его защитников. Потому-что в настоящей жизни именно так и бывает. Ну нет в реальном бою у мальчишки шансов против матёрого мужика. Всё по-честному.

Жалость вызывает лишь — то, что сейчас таких фильмов не делают, ни у нас, ни у них. А делают блокбастеры типа «Сталинграда» — с морем огня, звёздами в главных ролях, и бюджетами — в миллионы долларов. Только Родины — в них нет, и за что гибнут солдаты непонятно.

8 из 10

16 февраля 2014

Они сражались за Фатерлянд

За своё детство я посмотрел достаточно много советских фильмов о Великой отечественной войне — как признанных шедевров, так и поздних бездушных поделок, слышал своими ушами реальные истории о той войне, чтобы сформировать определенный образ, по крайней мере, со стороны Советского Союза. Этого хватило, чтобы с долей скепсиса воспринять ряд голливудских блокбастеров в Второй мировой, чуть менее, чем полностью состоящих из пафоса, а также эффектных, но сомнительных батальных сцен и тупоголовых немцев, массово полегающих под пулями бесстрашных американских солдат. Гораздо интереснее было увидеть взгляд тех, кто во всех этих фильмах был в роли противника — Германии или Японии, и выбор оказался верным.

Картина «Die Brücke» привязывает зрителя к основному месту событий — мосту, где главные герои — немецкие подростки — привыкли собираться и беззаботно гулять, пока их город ещё является тылом, и где им суждено в одночасье повзрослеть, когда противник наступает, а вдоволь навоевавшиеся солдаты вермахта уже не стремятся проявлять патриотическое рвение. Этот мост, являющийся важным стратегическим объектом только на местной карте, окажется настолько мало значимым в глобальном масштабе, как и бой за него, что это событие даже не попадет в сводку боевых действий, однако для главных героев именно там решится судьба: их страны и их собственная.

Этот фильм показывает не фанатиков, не убежденных нацистов, ведомых партийцами, а самых обычных подростков, их быт в национал-социалистической Германии, в общем-то, не так уж сильно сильно отличающийся от жизни в центральных советских городах, их юношеские порывы и желания, связанные с идеалистическими представлениями о войне. Когда развязавшая страшнейшую войну ХХ века Германия выдыхается, и её некогда победоносные части массово отступают под натиском Красной армии на востоке и Союзников на западе, защищать родную землю приходится плохо обученным новобранцам со школьной скамьи. Ими движет не идеология, не партия или фюрер, прежде всего, а долг перед родиной, и потому их легко понимаешь, начиная сопереживать, когда они вступают в войну с по-детски чистой пламенной верой. Главных героев несколько, их характеры, мотивация и социальный уровень, безусловно, различаются, о чем дает представление основная, предвоенная часть фильма, но в финале всех их объединит этот юношеский героизм — неосознанный, не надуманный, лишенный ненужной патетики и назидания. И вместе с ним нарастает трагизм ситуации: бессмысленная жертва этих мальчишек на фоне покидающих фронт взрослых солдат — уже сломленных и разочарованных во всем, уже осознавших неизбежность краха своей страны.

Этот фильм лишен свойственного более позднему немецкому кино о войне самобичевания, самоотрицания и заискивания перед Америкой. К счастью, здесь вообще нет политики или конкретной идеологии, как её и нет для рядового солдата, воюющего в окопе, о чем упорно не хотят помнить современные авторы. «Мост» просто показывает войну глазами тех, кому приходилось отвечать за её последствия на завершающем этапе. Это кино достаточно реалистичное и честное, а потому достойное внимания.

12 августа 2011

Конец иллюзии

В тысяча девятьсот пятьдесят девятом было ещё слишком рано для блокбастерных обобщений, да и у немцев не было повода для масштабных полотен — проигравшим уготована тихая гавань вины и скорби. Там и решил развернуться Бернхардт Вики.

Сражения и битвы — далеко, не видно. Провинциальная глушь в ожидании развязки. Последние дни, преддверие и ощущение конца. Шустрыми мальчиками из выпускного класса — долгожданного призыва на защиту Отечества, испуганными родителями — избавления от страха потерять своих детей, городскими бонзами и партийными заводилами — последнего поезда в надежде на удачный побег.

Взрослым уже все ясно и они принимают меры. Только не нюхавшие пороху оболваненные дети, все ещё мечтают поиграть войну, в радости обычных дел, не задумываясь, что скрывается за грохотом приближающейся линии фронта. Любовь-морковь и прочие приключения. Не внимая назойливым советам опытного учителя.

Просто — накануне. Видимое разложение проигравших, бодрящиеся надежды доверчивых овец. Суета, чемоданные сборы, аврал армейской спешки, а между ними — дружба нескольких молодых парней.

Самый лёгкий способ показать глухую жестокость и чёрную тень машины смерти — отражение отступающих колонн, кровавые бинты в глазах новоявленных солдат, паническая неразбериха и бессмысленная оборона заранее сданного рубежа.

Деполитизировано-деидеологизированное кино страшит потертым ужасом позднего прозрения и первых настоящих потерь. Бессмысленность и беспощадность войны от локального противостояния нескольких юнцов режиссер тенью пробрасывает на весь театр военных действий, оставшийся за кулисами напрасного боя. Распластанное тело, хрип последнего вздоха. Это конец. Конец иллюзии. Антивоенный фильм.

11 сентября 2009

«Это произошло 27 апреля 1945 года…

Событие это было настолько незначительное, что оно даже не попало в сводку боевых действий… «

Фильм снят по роману Манфреда Грегора. Режиссёр Бернхард Викки погружает нас в атмосферу того самого незначительного события: сражение на мосту американских войск с немецкими, в состав которых вошли шестнадцатилетние пацаны, призванных защищать территорию.

Накануне ухода в армию, когда к ребятам приходит повестка, мы знакомимся с семьями главных героев. Здесь зритель в большей степени узнаёт то, как родители относились к уходу своих сыновей в армию, и с каким настроем в результате все ребята покинули родные дома.

Главных героев объединяло то, что они ещё не знали, на что идут. В детстве они играли в, так называемые, войнушки, поэтому, уже по приходу на место службы начали строить свои стратегические планы: рыть окопы, взбираться на деревья, выстраивать тактику обороны. Но они, к сожалению, не могли по-настоящему ощутить большой разницы между войнушкой и войной.

Но не только незнание этой ужасности, жестокости, бесчеловечности войны, но и единство парней удерживало их от невыполнения приказа: защищать родину. И как же никчемно выглядят на их фоне взрослые солдаты, которые струсили и бежали из фронта!

Тут не скажешь, что добро борется со злом. Но зритель выступает на стороне мальчиков по тем причинам, что они, во-первых, отстают в вооружении, во-вторых, они несовершеннолетние, и в-третьих, ребята оборонялись, а американцы атаковали и разрушали своими танками всё вокруг.

С течением битвы в характерах молодых ребят открываются такие черты как смелость, мужество, верность отечеству и чувство долга.

Это очень впечатляет. Каждый из них становится Человеком с большой буквы.

Поэтому уровень катарсиса в фильме достаточно высок.

Игра молодых актёров настолько хороша, что вовсе не кажется игрой. Выделились все персонажи. И Ганс, и Альберт, и Вальтер, и Юрген, и Карл, и Клаус.

Унтер-офицер Heilmann, герой Гюнтера Фицманна, который был вожатым третьего отделения, куда попали герои, вопреки стереотипам командующих армейскими войсками, оказался положительным персонажем и хорошо относился к своим подопечным, по-дружески.

Безупречна работа оператора: своевременно наводится крупный план, дабы показать эмоцию героя именно в тот момент, когда зритель этого мысленно требует, а также общий план, который погружает в атмосферу времён Второй мировой войны, чтобы зритель снова почувствовал себя одним из участников сражения.

Всё в фильме происходит поэтапно: от домашних и школьных забот до громких и смертельных выстрелов. Отсюда и динамичное развитие фильма, отсюда и рост напряжения, волнения.

Безусловно, «Die Brü cke» («Мост «), выпущенный в 1959 году студией Fono Film, заслуженно получил премию Золотой глобус-1960 как лучший иностранный фильм, а также был номинирован на Оскар.

Приятного просмотра!

15 апреля 2008

Драма Мост появился на свет в далеком 1959 году, более полувека тому назад, его режиссером является Бернхард Викки. Кто играл в фильме: Фолькер Бонет, Фриц Веппер, Михаэль Хинц, Карл Майкл Бальзер, Фолькер Лехтенбринк, Кордула Трантов, Вольфганг Штумпф, Гюнтер Пфицман, Хайнц Шпицнер, Зигфрид Шюренберг, Рут Хаузмайстер, Ева Файтль, Эдит Шульце-Веструм, Ханс Эльвенспёк, Труде Брайтшопф.

Страна производства - Германия (ФРГ). Мост — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.7 баллов из 10 является отличным результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.