Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.6 |
IMDb | 5.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Млечный путь |
год: | 1959 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Исаак Шмарук |
сценарий: | Виталий Закруткин |
видеооператор: | Николай Топчий |
композитор: | Герман Жуковский |
жанр: | мелодрама |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 15 мин |
Есть фильмы, которые «с наскока» не возьмёшь — сначала нужно проникнуться идеей картины, взвесить все «за и «против», и уже потом выставлять окончательную оценку. То, что фильм «не пошёл» — понятно сразу, но вот почему он «не пошёл»? У любой картины два главных создателя — режиссёр и сценарист. Исаак Шмарук окончил факультет режиссуры в Киеве в 1934 году, и к началу съёмок «Млечного пути» уже снимал художественные ленты и фильмы-спектакли. Виталий Закруткин — советский писатель — литературной деятельностью занимался с 1933 года. В 1951 году получил Сталинскую премию третьей степени за роман «Плавучая станция» — о трудовых буднях колхозников-рыбаков. Очерк «Млечный путь» был написан примерно в это же время (1948). Очерк был тепло встречен критикой: «В «Млечном Пути» чувствуются определенные литературные истоки — чеховские, бунинские, основательно переработанные и переосмысленные». Закруткин сам написал сценарий и даже присутствовал на съёмках.
Актёрский состав, без преувеличения, звёздный: Михаил Жаров, Николай Рыбников, Алла Ларионова! Казалось бы, при таком сочетании должен обязательно получиться прекрасный фильм, но… Что меня удивило и поразило в первую очередь, так это работа оператора. Николай Топчий был далеко не новичок в профессии, но складывается впечатление, будто «Млечный путь» он снимал так же, как и свою первую ленту «Перекоп» (1929) — невероятное количество крупных планов одних глаз Рыбникова и Ларионовой, для большей выразительности подсвеченные узким лучом. Безусловно это выигрышный ход, но только не тогда, когда его повторяют десяток раз! Я не собираюсь обвинять одного оператора. Режиссёр находился рядом и мог вмешаться в любую минуту, но почему-то не стал этого делать. Может быть потому, что с самого начала картины у зрителя появляется недоумение по поводу того, как режиссёр показал сцену воспоминаний героя Рыбникова о первой встрече с Лизой.
Алла Ларионова — красивая женщина. («Сравнить её не с кем! Выступает слово Пава, говорит — величаво! Царица! Истинный Бог — царица!») В картине ей всего 28 лет, зачем же было снимать такую «вульгарную» сцену на покосе? Отдельные претензии к самой сюжетной линии. Рассказ написан в 1948, фильм снимался в 1959. Именно отсюда акцент на «астрономическую составляющую». В рассказе она несёт главную смысловую нагрузку: «Млечный путь — это большая звёздная система. Звёзды в млечной Пути не все одинаковые. Одни звёзды движутся быстрее, другие — медленнее. Эти звёзды постепенно отстают, покидают звёздный рой и остаются в одиночестве…» Всё это говорится исключительно для Лизы, но в фильме эта сцена больше выглядит уроком астрономии. С фоновой музыкой явный перебор: она звучит довольно громко, а местами совсем некстати. То, что в самом рассказе выглядит органично — мысль о всесилии природы, о всемогуществе земли, о красоте человека, преображающего природу — в фильме трансформировалось в сцены с саженцами.
Впрочем, всё это мелочи по сравнению с главной мыслью картины. Два человека встретились, полюбили. А дальше? Он — закончил институт, потом — армия, затем приехал в степь работать учителем. Она — «Встретила мужчину, но не сразу поняла, как всё это мерзко и гадко… Детей не хотела, нигде не работала. А жизнь шла мимо… Потом мне стало тесно, — как будто меня заперли и забили все окна и двери…» Если кратко, то фильм о незадавшейся любви, о горечи, которая осталась на сердце и у Глеба Ивановича, бывшего военного, а потом сельского учителя, и у Лизы, обывательски ограниченные представления которой мешают возможному счастью их обоих. Так почему же весь фильм они только и делают, что сторонятся друг друга? Сторонятся, а сами мечтами парят в неких эмпиреях, представляя «возможное счастье». Но ведь счастье — штука капризная. Не поймаешь его, зазеваешься — оно и улетит навсегда… Единственное, что греет сердце после просмотра, так это то, что Николай Рыбников и Алла Ларионова в реальной жизни были уже два года женаты — они на 33 года поймали свою Птицу Счастья, и им некуда было спешить…
21 января 2018
Придётся внести ясность, поскольку рецензия лишь одна, да и та ни о чём. Спасибо, конечно, автору за то, что в свои 18 лет смотрит советское кино, о котором многие уже, к сожалению, забыли. Не хочу никого обижать, но нужно ещё иметь элементарную логику и понимание того, что ты только что увидел, да и над собственным слогом работать, если уж пишешь рецензии и прочие публичные вещи.
Это ни в каком месте не комедия! Это прекрасный душевный фильм, который можно отнести к жанру мелодрамы или даже драмы. Он довольно короткий, но создатели успели показать душевные терзания героев, причём, как главных, так и второстепенных.
Глеб и Елизавета уже немолоды, когда-то давно они расстались, но не переставали общаться. И вот она приезжает к нему на целину, где всё кажется диким и непригодным для жизни. Обоим непонятно, что делать дальше — выбрать любовь и поступиться своими принципами, либо же оставить всё как есть, но снова потерять друг друга. И лирическая музыка, и общая атмосфера подчёркивают грусть, которой овеяна вся ситуация в целом, и безысходность, которая начинает охватывать персонажей.
Другие сюжетные линии особо не развиты и выглядят незавершёнными. Но главное сказано, причём очень эмоционально.
22 июня 2015
Такая напыщенная комедия!
Наверное, она мне понравилась из-за Николая Рыбникова и Аллы Ларионовой! Могу сказать это не просто фильм, а какая то любовная поэзия. Соединяет двух людей. Очень интересный фильм! Очень интересные актеры! Очень интересный сюжет!
Много напрягающих моментов. Но все-таки больше интересно в самом конце комедии. И хотелось бы, чтобы больше показывали по телевизору. Мне не понятно, почему у такой хорошей комедии маленький рейтинг!
Когда смотришь фильм «Млечный путь» хочется, окунуться в атмосферу полной любви и работы. Очень много жизненных сцен! Жаль, фильм немного печальный, грустный. Где-то можно и поплакать. Где-то можно улыбнуться. Кино заставляет задуматься о том, как приходиться нелегко выкручиваться с той или иной ситуации.
Этот фильм незаменимый!
10 из 10
2 января 2010