Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.3 |
IMDb | 6.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Любовью надо дорожить |
год: | 1959 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Сергей Сплошнов |
сценаристы: | Михаил Березко, Сергей Сплошнов |
видеооператор: | Олег Авдеев |
композиторы: | Юрий Бельзацкий, Юрий Семеняко |
художник: | Евгений Ганкин |
жанр: | мелодрама |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 26 января 1960 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 27 мин |
Когда возникают внутренние претензии к картине, хочется непременно докопаться до истины, чтобы понять, откуда появились «червоточинки». Для мелодрамы, претендующей на социальную драму, крайне важен глубокий, продуманный сценарий. Его написали дебютант Михаил Березко и сам режиссёр Сергей Сплошнов. Дебют — есть дебют («первый блин» и всё такое). А вот Сергей Сплошнов уже имел сценарный опыт («Маска»), но было это в 1938 году, да и короткометражка с юмористическом уклоном совсем не то же самое, что полнометражное кино с социально-воспитательным подтекстом.
Фильмы в СССР «просто так» не снимали. Каждый фильм проходил через отборочное «горнило», поэтому многие режиссёры не хотели рисковать, снимая так, чтобы не было претензий к «политическому содержанию». Это совсем не означает, что каждая картина являлась «идеологически выдержанной», потому что у режиссёра всегда есть возможность хоть иносказательно, хоть намёками донести до зрителей спорные, с точки зрения отборочной комиссии, моменты. Самое удивительное то, что таких моментов в картине нет, и зачем понадобилось в серьёзное повествование вводить откровенно юмористические эпизоды — мне не понятно.
Наблюдая за яркой, насыщенной жизнью четырёх подруг, зритель настраивается на определённую «волну», однако появление в кадре отца Тамары вносит явный диссонанс в сюжетную линию. Он здесь совершенно никаким местом! Константин Сорокин, безусловно, талантливый актёр, вот только его комедийный образ совершенно не соответствует настроению картины. Эпизод с Георгием Юматовым в роли корреспондента — такой же «не пришей кобыле хвост». Зачем режиссёру понадобилось в серьёзное кино «припускать дух балагана — не понятно, ведь такие эмоциональные нестыковки сильно влияют на окончательное мнение о картине.
К счастью, таких эпизодов немного, и они явно бледнеют на светлом фоне основной сюжетной линии. Правда, режиссёр и здесь подстраховался, классически разделив персонажей, когда над головой главной героини грянул гром. Нина Иванова просто замечательно сыграла Катю Дорошевич. Никоим разом не хочу обидеть ни Зинаиду Асмолову, ни Музу Крепкогорскую, ни Ингу Будкевич: Тамара, Полина и Зина — очень яркие и эмоциональные девушки, но только на долю одной Кати выпало столь тягостное испытание. И с какой стойкостью, с каким самообладанием она из него вышла. Образ честной и гордой Кати легко обеляет все огрехи картины, и позволяет зрителю надеяться, что в дальнейшей жизни рядом с ней уже не будет предателей…
28 января 2018
… в малоизвестном фильме «Любовью надо дорожить» была комната с девчатами-работницами. Одна из них — главная героиня, две другие второстепенные, но у каждой есть своя сюжетная линия в фильме, и четвёртая — самая высокомерная, которая настроена против всех, но в душе у неё драма, которую она ото всех скрывает, кроме зрителей. В общем, фильм «Девчата» потом этот набор подчистую скопировал. Только имена поинтереснее придумали. Вместо Кати — Тося, вместо Зины — Анфиса. И как талисман — персонаж Анатолия Адоскина, который и там, и там без особых изменений. О чём это свидетельствует? Об очередном конвейерном фильме о бравых трудящихся. Но с более глубокой драмой.
Однако режиссёр, среди работ которого вы не встретите ни одной более или менее известной киноленты, не уделял большого внимания актёрской игре. Мне показалось, что он уделял внимание показу эмоций. Кажется, что режиссёр за кадром говорил актёрам: «Так, ты должна показать удивление. Глаза раскрой больше. Вот так. И рот открой. Теперь одновременно с этим глубоко вдохни! Снято! А тебе нужно показать испуг. Глаза раскрой. Открой рот. И глубоко вдохни. Снято! Так, тебе нужно показать радость. Глаза раскрой. Открой рот. Вдыхай чаще и улыбайся. Снято! А тебя подставили, обвинили в воровстве, которое ты не совершала, толпа людей вокруг тебя с осуждающим взглядом, ты готова провалиться сквозь землю, но знаешь, что невиновна… Знаешь как это играть? Нет? Я тоже. Ну тогда просто стой и говори без эмоций «я не брала». Снято!»
Сначала вроде бы всё прилично. Но потом приезжает папа одной из героинь, который своей откровенно плохой актёрской игрой будто бы заражает весь фильм. Я не Станиславский, но я не поверил, что он папа. Я не поверил, что он проживал те эмоции, о которых говорил. Я видел просто человека, который произносил свои слова. И с этого момента все в фильме стали играть плохо. Вымученно, показушно, не было какого-то симбиоза со своей ролью. За редкими исключениями.
В общем, фильм очень на любителя. Драмы в нём больше, чем комедии, а актёрской игры меньше, чем реплик.
И сквозняком, буквально в одном предложении, оставшиеся мысли о фильме. Героиня Татьяны Алексеевой очень похожа на Сигурни Уивер. У Зины (Инга Будкевич) отличные мощные советские бёдра, как надо. Музыка подобрана так, что она эмоционально сопровождает события фильма и справляется с этим отлично. Как и в «Весне на Заречной улице» финал для героиня Нины Ивановой, по сути, заканчивается тем же самым многоточием.
5 из 10
19 февраля 2015