Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Либерал |
год: | 1959 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Михаил Ершов |
сценаристы: | Михаил Ершов, Антон Чехов |
продюсер: | Николай Лебедев |
видеооператор: | Владимир Бурыкин |
композитор: | Олег Каравайчук |
художники: | Борис Бурмистров, Абрам Векслер |
жанры: | мелодрама, короткометражка |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
![]() |
12+ |
![]() |
19 мин |
В 1959-м году начинающий кинорежиссёр Михаил Ершов экранизировал коротенький, но выразительный рассказ А. П. Чехова. Несмотря на миниатюрный формат первоисточника, киноверсия рассказа была выполнена очень тщательно и максимально близко к тексту выдающегося русского классика.
Петербург, первый день нового 1884-го года. Все ликуют и празднуют, поздравляя друг друга. Один лишь губернский секретарь Понимаев (Лев Степанов), прилично набравшийся праздничной водочки, вздумал «бунтовать». В пику своим коллегам, решившим в сей славный день зайти поздравить своего начальника Его Превосходительство Велелептова (Евгений Григорьев), Понимаев проявил редкостный «либерализм», наотрез отказавшись подписывать коллективное поздравление. И даже дражайшая супруга Понимаева (Светлана Мазовецкая) была не в силах переубедить подвыпившего секретаря. С руганью и причитаниями женщина дотащила Понимаева до подъезда начальника, умоляя мужа расписаться, но всё, чего она добилась — лишь угрожающих слов последнего: «Так распишемся, что долго будет помнить!»
Его Превосходительство Велелептов тоже оказался навеселе, а заметив состояние главного героя, даже рассмеялся: «А ты, Понимаев, уж назюзюкался?» После этого вельможа попросил группу гостей-чиновников подняться к нему наверх, дабы они выполнили его просьбу передать книги. Вот тут-то Понимаев и выкинул свой затаённый «либеральный» фортель — «ружьё, высевшее пол-пьесы на стене», выстрелило! Однако, самое интересное — это то, какие выводы из всего произошедшего вынес для себя главный персонаж данной истории. Может быть, его окрылила собственная смелость, и он сбросил с себя «путы рабства»!? Или же, наоборот, он испугался своей дерзости!? Что именно понял Понимаев? Научил ли его чему-нибудь этот случай!?
Антон Павлович Чехов в очередной раз высмеивает мелкобуржуазные пороки, а вместе с ними — мелочные душевные качества людей подобного социального круга. Эти люди думают, что они в состоянии однажды взять и что-то резко повернуть в своей жизни, но на деле оказывается, что они, действительно, настоящие рабы собственного устоявшегося жизненного уклада. Раболепие и чинопочитание, увы, никуда не ушло из России за 125 лет с момента написания рассказа. Поэтому можно утверждать, что Чехов актуален и сегодня.
Мне не встречалось ещё ни одной чеховской экранизации, не блиставшей своим превосходным актёрским исполнением. «Либерал» — не исключение из этого правила. Напротив, роли, сыгранные Львом Степановым (Понимаев) и Евгением Григорьевым (Велелептов) я оцениваю, как мастерство высшего актёрского пилотажа. Такое впечатление, что персонажи Степанова и Григорьева — не созданные актёрами образы, а натуральные живые люди из реальной жизни, настолько гармонично и правдоподобно они выглядят на экране.
8,5 из 10
15 сентября 2012