Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 8.1 |
IMDb | 7.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
История монахини |
английское название: |
The Nun's Story |
год: | 1959 |
страна: |
США
|
слоган: | «Her Faith Remained Strong and True in the Face of Africa's Terrors!» |
режиссер: | Фред Циннеман |
сценаристы: | Роберт Андерсон, Кэтрин Халм |
продюсеры: | Генри Бланк, Фред Циннеман |
видеооператор: | Франц Планер |
композитор: | Франц Ваксман |
художники: | Александр Траунер, Марджори Бест, Морис Барнатан |
монтаж: | Уолтер Томпсон |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 3500000 |
Сборы в США: | $12 800 000 |
Мировые сборы: | $12 800 000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 18 июня 1959 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 2 ч 29 мин |
Блестящая американская классика с размашистым нарративом, имеющим под собой литературную основу, и ярко выраженным конфликтом, когда искреннее желание человека идти к благородной цели подавляется — порой весьма абсурдно в своей жестокости — необходимой для этого религиозной структурой. Монтажно Циннеман местами слишком уж акцентирует внимание на исполнительнице главной роли, да и сама Хепберн не всегда убедительна, однако сочетание хорошего сюжета с выверенной хореографией массовки в монастырских сценах, завораживающей экзотикой Конго и парой резких, нарушающих общее спокойствие, эпизодов, решенных едва ли не в жанре хоррора, по итогу оставляют сильное впечатление.
8 из 10
10 февраля 2023
в 1959 году вышло два фильма с Одри.
«История монахини» совершенно не похож на «Зеленые поместья». Здесь роль куда глубже.
Временами может показаться, что автобиографические фильмы обладают неспешным повествованием, и порой это не на пользу сюжету. Но здесь задача не в экшне, а в развитии героини. История длиной чуть больше чем в десятилетие. История о том, как сильная волевая женщина ищет себя в этом мире.
Действия не так много, его можно разделить на несколько арок — «Подготовка к монашеству», «Работа в клинике», «Конго», «Вторая мировая», «Выбор».
Все внимание приковано к борьбе героини с собственными сомнениями, способна ли она отринуть всё мирское. Она не способна гореть ровным огнем. Сестра Люк — это человек, который не способен включать/выключать милосердие по звону колокола в 5 часов. Доктор правильно ей сказал, почему она так и не станет монахиней.
Я считаю, что Одри в этом фильме отобразила не только героиню, но и себя тоже. Брюссель на пороге Второй мировой войны — если вспомнить биографию Одри Хепберн, то можно предположить, что в образ вложено куда больше, чем видит зритель…
9 из 10
1 балла не хватило. Музыку я не особо заметила.
14 октября 2019
Недавно пересмотрел драму «История монахини», созданную в 1959 году режиссёром Фредом Циннеманом. Впервые эту кинокартину я увидел где-то в 9 лет, и тогда я был в очередной раз восхищён прекрасной Одри Хепбёрн, с творчеством которой я познакомился в далёком детстве. Однако какого-то чёткого представления о фильме «История монахини» у меня не было.
Фильм повествует о добропорядочной и милосердной девушке Габриель (в основу её образа легла жизнь реальной женщины), готовой ради помощи людям и уединения с Богом бросить все свои обыденные дела и покинуть семью. Это, безусловно, показатель сильной личности. Однако характер сестры Люк часто мешает ей самой. На протяжении всего фильма мы наблюдаем внутреннюю борьбу монахини. Как бы она ни старалась, желание помочь людям, желание доказать свою самостоятельность и показать хорошие личные качества часто оказывались для неё важнее церковных порядков. Именно это и стало причиной её ухода из монахинь, и мне кажется, что это был абсолютно правильный выбор — хрупкая девушка Габриель просто не была создана для размеренной жизни священнослужителей.
Что же касается самого фильма, то сделан он добротно, актёры играют очень хорошо, их персонажам симпатизируешь, за них переживаешь. Актёр Питер Финч сыграл хирурга, у которого на первом месте всегда стоят его работа и жизнь пациента; актрисы Эдит Эванс и Пегги Эшкрофт воплотили на экране доброжелательных и отзывчивых монахинь, которые всегда готовы помочь сестре Люк. Честно говоря, все второстепенные персонажи сыграны замечательно, им хочется верить. Фред Циннеман провёл очень хороший кастинг актёров.
Но лучше всех сыграла Одри Хепбёрн; на её герое, по сути, держится весь фильм. Это не совсем типичная для актрисы роль, но справилась она с ней на все сто процентов. Её персонаж глубок и многогранен, а вжилась она в роль сестры Люк настолько удачно, что порой кажется, что Одри провела всю свою жизнь в монастыре. И это впечатляет. Абсолютно заслуженно за эту работу она получила свою очередную номинацию на премию «Оскар».
Как я уже сказал, фильм сделан отлично, режиссёр и его помощники проделали большую работу, чтобы показать на экране атмосферу Европы 30-х и 40-х годов. С ней они справились очень хорошо. Но лучше всего получились сцены в Конго, куда сестра Люк отправилась по ходу повествования. Съёмки в африканских условиях всегда тяжёлые и трудоёмкие, но результат стоил потраченных сил.
«История монахини» — прекрасный фильм о доброте и гуманности. В нём показывается сложная и незавидная жизнь священнослужителей, после просмотра начинаешь сильно уважать людей, которые сделали такой непростой выбор. Прекрасные актёрские работы, изумительная работа операторов, монтажёров, сценариста и режиссёра. Однако фильм всё же не для всех. Многим современным зрителям кинокартина может показаться затянутой, скучноватой, но это не так. Просто она очень спокойная, неторопливая, а это именно те качества, которые идеально подходят таким фильмам. Всем поклонникам творчества Одри Хепбёрн (таким как я) — фильм «История монахини» к просмотру обязателен.
10 из 10
1 февраля 2019
Два с половиной часа просмотра фильма, о внутренней борьбе человека, сопровождается борьбой между негодованием «почему так?» и удовлетворением «а выглядит неплохо». С самого начала фильм издевается над зрителем, повествуя, что у девушки жизненная цель поехать в Конго и лечить там людей! (как потом выяснится, именно местных людей хочется ей лечить). Почему именно Конго? Чем так престижна медицина именно в этой стране, а не где нибудь в Швеции, Камеруне или соседнем Габоне? Всего несколько десятков км от заветного Конго и уже мучительное разочарование для героини. Если уж человек хочет лечить людей («делать добро» «быть полезной)' для его всегда найдутся пациенты. В ближайшем госпитале родного города понадобятся твои навыки, не нужно отправляться для этого в Африку и выбирать определенную страну это сущий бред.
Ну ладно, допустим смерились, женщина как ни как. Захотела в Конго, значит надо в Конго. Ну в монастырь то зачем идти, если теперь тебе еще несколько лет нужно будет потратить на обучение и становление, да еще и внушительный риск присутствует, что и после этого тебя могут не пустить в страну твоей мечты и лишить твоей цели лечить людей, закроют в 4 стенах и поручат всю оставшуюся жизнь пятки целовать матушкам перед обедом.
Если реальный прототип Габриэлы шел по этому же пути и с теми же мотивами, то она полнейшая дура. Но скорей всего это неудачный сценарий, который исказил факты ради экрана. И этот самый сценарий нам предлагает на протяжении первых 40 минут, это время отведенное на показ превращения девушек в монашек, просто остановить просмотр такого скучного, непримечательного, муторного фильма. Я с большим трудом заставлял себя продолжать смотреть эту картину, тихонько утешая себя фантазиями (вроде: хороший бы хоррор вышел из такого начала, если бы остальные полтора часа главная героиня бегала бы с топором или бензапилой по монастырю и жесточайшим образом уничтожала всех этих персонажей, которые уже порядком раздражают.)
Но потом случилось чудо, главная героиня всё таки добилась того, чего хотела и фильм приобрел нотки надежды, а затем и интерес. Начинают появляться интересные персонажи, ситуации, локации, побочные истории, главная героиня приобретает новый взгляд, появляется реакция от её взаимоотношений с другими персонажами. Одри Хепберн хорошо сыграла, но не более, грешки были и ей не удалось перевоплотиться в терзающуюся монашку, она так и осталась Одри Хепберн — одетая в костюм монахини.
Фильм в целом выглядит антирелигиозным, не против веры в бога, но против религии, чего стоит только упомянутые первые 40 минут, после которых мало у кого появится желание пойти в монастырь. Конец фильма, хоть и с опозданием, но восстанавливает логику, но до всего этого Габриэла могла додуматься с самого начала или ей мог это всё объяснить отец, родные, знакомые, не тратя пол жизни в пустую.
5 из 10
5 июля 2018
Фред Циннеман в картине «История монахини» раскрывает извечную тему борьбы с системой ничуть не хуже, нежели Милош Форман в своей оскороносной ленте «Пролетая над гнездом кукушки».
Сравнение может показаться неуместным. Ибо, если в фильме Формана, ровно как и в его литературном первоисточнике, мы видим откровенный вызов, всяческое сопротивление, рисковое и опасное желание изменить однажды заведенный порядок, то в картине Циннемана мы видим, скорее, ежеминутную борьбу героини со своими сомнениями и страхами. Героиня Хепберн ни в коем случае не претендуют на изменение и реформирование вековых устоев. Но подлинные и искренние переживания Габриель ван дер Маль не могут гармонично сосуществовать с беспристрастным и не терпящим компромиссов уставом Монастыря.
Церковь, с ее правилами, безуслвоно, не является абсолютным злом либо антогонистом внутреннего мира главной героини. Скорее, она слишком бескомпромиссна и стерильна для не чуждой земных страстей монахини Люк.
Но даже радости героини Одри Хепберн скорее возвышенны, чем приземленны. Создатели не стали опошлять благодеятельный образ героини банальным романом или стремлением к наслаждению. Ее огрех лишь в том, что она предпочитает лишнюю минуту провести с больным и помочь ему, нежели смиренно пойти на вечернюю службу. Габриэль выбирает помощь ближнему, а не дань обряду.
- Иногда моя совесть задается вопросом: что является приоритетом. Она или священный кодекс?.. Почему Божья помощь должна обрываться по звуку колокола именно тогда, когда люди раскрывают нам души?
- Ты пошла в монастырь, чтобы стать монахиней, а не медсестрой.
Конфликт Габриель ван дер Маль с собой и монастырем лишь в том, что она предпочитает смирению — деятельность, беспристрастности — здоровый патриотизм, бюрократизму — веление сердца, а Богу — своего родного отца, талантливого хирурга — Хьюберта ван дер Маля.
И все неторопливое действо подводит зрителя к тому, что Габи, скорее, трудолюбивая медсестра, нежели смиренная монахиня. Истинная и достойная дочь своего отца, а не Христова невеста.
- Прощай, отец. Я буду скучать. Я буду стараться. Хочу, чтобы ты мною гордился.
- Я не хочу тобой гордиться. Я хочу, чтобы ты была счастлива.
Хепберн в роли Габриель ван дер Маль (в постриге — монахини Люк) просто бесподобна. На мой взгляд, самая стоящая ее роль. Актриса просто до умопомрачения искренняя в своем желании к смирению и своей добродетели. Вдумчивая и самоотверженная самаритянка Габи куда больше подкупает зрителя, нежели юная неискушенная принцесса Анна из «Римских каникул» или легкомысленная Холли Голайтли из «Завтрака у Тиффани».
Лишенная привычных ужимок и жеманности, Одри Хепберн обретает подлинное бессмертие на экране. Так же, как и неспешная, но глубокая картина Фреда Циннеманна.
9 из 10
6 февраля 2016
Поистине не знаю, что делает эту драму столь пронзительной и трогательной. То ли непревзойденная режиссура Фреда Циннеманна, то ли талантливая игра Одри Хепберн и Питера Финча, то ли сценарий Роберта Андерсона по роману Кэтрин Халм, а может все вместе и дает квинтэсенцию идеального фильма. Но факт остается фактом, два с небольшим часа, сколько длится кинокартина невозможно оторвать глаза от происходящего и не сопереживать главной героине.
И все-таки, о чем же фильм? Это биографическая драма о жизни Габриель ван дель Маль или история жесточайшей внутренней борьбы сестры Люк? На мой взгляд, вероятнее все-таки второе. Молодая девушка, дочь знаменитого хирурга, вступает в религиозный орден и после послушания получает монашеский сан. «Говорит мало, выглядит отлично, очень молода, чтобы рожать детей», как сказали барабаны в Конго. И все-таки, что же движет человеком, который отрекается от всего мирского и даже от своего собственного прошлого? Все предельно просто, она хочет «быть полезной» и искренне верит в то, что став монахиней сможет приносить эту пользу. Но, к сожалению, не все получается так, как задумано изначально. Разница лишь в том, что одним удается смириться, а другие, как наша героиня, вынуждены бороться сами с собой, чтобы «принимать жизнь такой, какая она есть, каждый ее день». С самого начала фильма мы можем увидеть внутренний диссонанс героини, необходимость следовать «святому уставу» и отношением к этому сестры Люк. Однажды, когда внутренние противоречия достигают своего пика, она говорит: «Почему Божья помощь должна обрываться по звуку колокола, именно тогда, когда люди раскрывают нам души?!», на что наставница отвечает ей, что духовность должна быть превыше медицины для монахини. Здесь-то и наступает разочарование, а вместе с ним и острое сомнение в том, правильный ли она сделала выбор в жизни и не поздно ли все изменить. Габриэль отрекается от сана и, на мой взгляд, не потому что «в сердцах должно найтись милосердие для всех, даже для врагов страны», и не потому, что враги, нуждающиеся в милосердии, погубили ее отца. А потому, что нелегко оставаться сильным и нести свой крест, когда больше не видишь смысла в том, что раньше заполняло всю твою жизнь.
12 декабря 2015
Фильм мне очень понравился, как и сама Одри Хеппберн в нём. Этот фильм стал для меня небольшим открытием, так как до этого я не видел Одри в драме, а по большему счёту в комедиях («Война и мир» не в счёт). С ролью надо сказать она справилась на ура, кто-то конечно может сказать что монахиню сыграть просто, но уверяю вас не каждой монахине я бы столь сопереживал уж больно достоверно она сыграла всю ту борьбу, что шла внутри неё на протяжении фильма.
Но у фильма в целом были небольшие недостатки и в первую очередь это его затянутость и несбалансированность, первая половина вообще шла очень туго и тяжело, думаю многие (не такие заядлые кинолюбы как мы конечно же) остановили бы просмотр этого фильма в течении первого получаса и в итоге потеряли бы многое, так основные события разворачиваются именно во второй, чем в принципе и вызывается дисбаланс, которые лично мне не по нраву. Так же мне не очень пришла по душе — концовка фильма, и как выяснилось в последствии, событий показанные в конце, на самом деле были далеко не концом потрясающей биографии этой сильной женщины (реально существовавшей личности) чьей самопожертвованием и всепрощающей любовью к ближним невозможно не восхищаться. Хотя быть во мне говорит избалованный Голливудскими «хеппиендами» эгоист.
8 из 10
24 октября 2015
Дай Бог мне силы собрать мысли и выстроить их в правильном порядке, написав отзыв на один из лучших мной виденных фильмов «История монахини». Дело это не простое, потому что фильм затрагивает такие аспекты жизни человека, как грех, послушание, преданность Богу и самопожертвование, про которое можно говорит много и долго и ничего толком не сказать. На самом деле кино очень многоплановое и многофункциональное, если такое выражение уместно и применимо. Тут тебе и внешне визуально приятная палитра красок, операторская работа, тут и Одри Хепберн совсем другая нежели в «Римских каникулах» и «Как украсть миллион», тут и тема очень серьёзная, говоря о которой надо быть весьма осторожным в выборе слове и выражений. Ну, может быть я и не прав, исходя из своих суеверных интерпретаций.
Итак, перед нами девушка. Молодая и красивая из хорошей семьи. Отец врач, причём очень известный. И вдруг она решает посвятить свою жизнь служению Богу, а заодно и быть полезной в деле раненых в Конго, попросту говоря быть медсестрой на передовой в одной из африканских стран. Что побудило её сделать такой выбор ? Режиссёр впрямую не отвечает на этот вопрос, как бы подводя зрителя к тому, чтобы он сам сделал вывод. Можно только предположить, что идею героиня Одри Хепберн вынашивала давно, и вот она приобрела не просто видимые очертания, но что называется созрела для столь серьёзного судьбоносного шага. Разумеется она отдаёт себе отчёт в том, что она собирается сделать и что обратной дороги может не быть. Или может быть есть обратная дорога ?
Фильм хорош в информационном познавательном плане. Я например не знал, что когда девушка идёт в монахини, родственники дают за неё приданное, как сделал её отец. Не знаю, может быть это только у католиков, а у православных этого нет. Не знаю. В любом случае интересно покопаться в источниках, проливающих свет на это обстоятельство. Далее кино очень спокойное и выдержанное. Неподготовленному человек оно может показаться немного скучноватым и не слишком эмоциональным, так ведь и тема такая, что страстям путь закрыт, по крайней мере внешним их проявлениям.
Попадает девушка в монастырь и начинается у неё совсем другая жизнь. Здесь не будет каких-то жестких, изнуряющих правил, хотя опять же, как посмотреть. По крайней мере её вновь обретённая сестра не выдержала и ушла. Габи или Габриэль или как её стали звать после подстрига сестра Люк (Одри Хепбёрн), держится молодцом. Она проявляет послушание и записывает в выданный ей блокнотик о своих грехах. Конечно не всё у неё получается и скажем обет внутреннего молчания сразу не даётся, но она на пути к великой и благой цели. А цель у сестры Люк прибыть в Конго и помогать лечить прокажённых и заражённых африканцев, взрослых и детей. И тут необходимо сделать выбор, что для неё важнее: Конго или навсегда остаться Божией Невестой.
Пусть не смущает мягкое и неторопливое повествование и длительность фильма, перевалившая за два часа. Кино стоит того, чтобы его увидеть, прочувствовать и думать о нём. Картина не на раз точно. Рано или поздно её захочется пересмотреть вновь. Из того, что мне запало в душу, так это роль не только Одри, но и сам персонаж Питера Финча, доктора в Конго. Говорили о нём много разного, что де и холостяк и неверующий, а в фильме Циннеман наделил его крепким и стойким духовно зрелым человеком. Он не будет стрелять глазами и вводить во искушению сестру Люк, что для меня в высшей степени проявление божьей благодати. Отдельно, за скобки вынесен финал, подчёркивающий дуализм внутреннего состояния души главной героини. Циннеман даёт на откуп зрителю сделать вывод о том, что же будет дальше. И в этом он сто раз прав! Оценку ставить не буду, ибо такие произведения бесценны.
3 июля 2015
Глубоко отвратительно все, что касается религии и, в частности, внутренней кухни церковнослужителей. «Вам также надлежит поцеловать ноги у сестер в трапезной»; «вот вам средство для умерщвления плоти»; «как видите, не все еще обратились в христианство» — это все настолько отвратительно, что сложно описать словами.
В целом, фильм понравился больше «Черного нарцисса», близкого по тематике. В частности, за счет большего внимания вопросам природы веры. Внутренняя борьба, попытки разобраться в самом себе… В итоге, вместо того чтобы стать послушным инструментом, главная героиня делает выбор по своему разумению. Исходя из того, что велит ей ее разум, ее сердце.
Концовка хороша своим посылом.
20 апреля 2015
Aliis inserviendo consumor
Но признайся, твой папа был прав!
Чуть перебирающий с пафосом эпиграф на латыни, поэтизирующий самоотверженность горящей свечи, вполне мог бы стать кредо Габриель ван дер Маль. Но ее длящиеся весь фильм попытки преодолеть отсутствие призвания удачнее описывает циничная реплика из песни «Секрета». Самоуверенная девушка в кокетливой шляпке уходит из мира в надежде обрести в монастыре перевалочный пункт на пути к мечте: жаркому солнцу Конго, жертвенной борьбе с малярией и туберкулезом… славе «дочери своего отца», знаменитого хирурга. Но там, где монахини-наставницы и многие зрители, увлеченные обаянием этой яркой личности, увидят редкую силу духа, старик ван дер Маль явственно различает патологическое упрямство. Тот же диагноз много позже подтвердит гений и безбожник Фортунатти, другой великий врач, которому однажды будет ассистировать уже значительно менее самоуверенная женщина с бледным измученным лицом. Чтобы признать правоту мужчин своей жизни, сестре Люк понадобится 17 лет.
Сложно сказать, в какой степени роман Кэтрин Халм и его экранизация отражали реальную Мари Луизу Хабет, бельгийскую экс-сестру, из чьих воспоминаний вырос сюжет. Как минимум ее сожительство с подругой-романисткой заставляет предположить, что они с Габриель не всегда были тождественны в своих чувствах и мотивах. Однако влияние личного восприятия здесь очень заметно. Фильму Циннермана свойственна умная сложность, оценочная окраска кадра, причудливо соединенная с неоднозначностью этих оценок. Он отображает происходящее словно с разных точек зрения, причем все они принадлежат героине на разных этапах ее взросления. Мы видим статичную красоту местных ритуалов и епитимий (изобретенных для картины) — с недоумением и любопытством ученицы. Постепенное проявление в них глубокого смысла и опыта сердечной работы — с рассеянностью послушницы, которой пояснения наставниц пока кажутся все теми же мертвыми формами. Трагическую несовместимость стоящих за смыслом ценностей с идеями современного гуманизма — с отчаянием монахини, осознавшей, наконец, свой «поворот не туда». В фильме, вопреки заложенным Дидро традициям жанра nunsploitation, нет насилия над человеком, помимо того, которое по неразумию и упрямству, раз за разом отвергая советы, предостережения и возможности уйти, творит над собой сама Габи. Однако мир монастыря так и останется для нас чуждым, как остался он ей.
Судя по отзывам немногих зрителей, видевших этот некогда гремевший, а ныне подзабытый фильм, результирующая формулируется тремя словами: «велик, но скучноват». Он завлекает, но даже не пытается развлекать, заставляет думать, почти не обеспечивая пищи эмоциям, впечатляет и не впечатляет одновременно. Жизненный путь героини проводит ее через сумасшедший дом, больницу для белых в Конго, подполье оккупированной нацистами Бельгии. Но, как бы ни зачаровывали экзотические картины, они — лишь фон. Все реально значимое происходит в пределах сознания сестры Люк, в ее низко склоненной голове под душным черным покрывалом. История монахини камерна, интимна, интровертна. Ее суть — диалог между человеком и Богом, а в частном случае героини — между человеком и его совестью, разумом, душой. И Циннерман не решается ради комфорта зрителя разрушить внутреннюю сосредоточенность Габи, излить в объектив ее чувства, прямо проговорить для ленивых и недогадливых мотивы, неизбежно упростив и обокрав иррациональное буйство жизни.
Мы никогда так и не узнаем точно причин первого шага. Возможно, все-таки Конго, куда женщине в 1930-х было не попасть без четок на запястье. Возможно, восхищение пожилой монахиней, работавшей в клинике отца или потребность в одобрении, помноженная на перфекционизм. Одри Хэпберн экономно и точно ведет свою партию, и, пока сестра Люк колдует над микроскопом, пытаясь определить тип бактерии, мы вглядываемся в ее лицо, желая понять тайные причины ее горя… вполне очевидные для искушенных в вопросах страдания врачей и сестер, с которыми она работает, но не для нее самой, а значит — и не для нас. Каждый поставит диагноз сам, в меру своего опыта и специализации. Кто-то увидит юношеский максимализм, способный втянуть еще и не в такую компанию. Кто-то — подмену объекта любви (вместо Бога — отец), без которой, как справедливо скажет мудрая матушка Эммануил, человеческих сил недостанет принести требуемую жертву, смирение превратится в унижение, а путь, который можно было бы преодолеть на крыльях благодати, станет темным и безрадостным. Почти из каждого кадра на нас, мимо нас, смотрят другие монахини, молодые и старые, бесстрастные, привыкшие сдерживать свои чувства. Коридор лиц, одна полуоткрытая дверь, бесконечный ряд закрытых. За каждой — своя история.
10 февраля 2014
Есть что-то волнительное в старых фильмах. Я не говорю, что сейчас не умеют снимать фильмов. О, совсем нет. Но в старых фильмах присутствует какое-то особое волшебство. Его невозможно описать.
История монахини. Что можно сказать об этом названии? Биография? Скорее всего. Трагический сюжет? Возможно. Жертвенность? Вполне реально.
Вот только в этой истории не просто жертвенность, здесь борьба. Борьба человека с самим собой.
Не новая, казалось бы тема. Сколько персонажей есть вообще с раздвоением души и мыслей, но это монахиня, а не обычный человек. «Мирская монахиня», которая никогда не станет настоящей и только съедает себя за это. Она милосердна и чистосердечна, она истинный пример для подражания. Вот только душа у нее бунтарская и ничего уж с этим не поделаешь.
«Вы, что называется, мирская монахиня — идеальная для публики, идеальная для пациентов. Но вы видите все по-своему, у вас свои идеи, вам не стать такой, какой, какой вас хочет видеть монастырь. Это ваша болезнь, а туберкулез — это побочный эффект.»
Обязанность быть во всем правильной самое тяжелое испытание, потому что нет идеальных людей. И мне удивительно видеть монастырь с такой стороны, т. к. до этого фильма, все, что я знала о монастырях — это либо средневековые тайны, не выходящие за пределы аббатств: свидетели долго не живут, либо распущенность среди монахинь, но это уж совсем непроверенная и преполагаемая информация. Монастырь в фильме — это действительно помощь людям, несмотря на все эти никому не нужные обряды. И больше всего ломает сестру Люк обязанность исповедаться за самое малейшее прегрешение, то, что она должна каяться даже за то, как с ней разговаривает доктор. Для мирян это немыслимо, но на лице Одри Хепберн читается такое смирение, что понимаешь: этот человек очень сильный.
Единственное, чего я не могу понять, почему ей, такой непокорной, нужно было идти в монастырь, когда она спокойно могла помогать врачевать отцу? Да и в то же Конго разве нельзя было поехать по собственному желанию?!
Вроде бы со всем можно смириться, но как-то жаль этой истории монахини, для такого Человека, мне кажется, она могла быть лучше.
29 ноября 2013
«Это фильм обо мне!» — подумала я сразу, как только посмотрела «Историю монахини». Это фильм о «папиной дочке». Уже в начале фильма видна необычайная привязанность между отцом и дочерью, которая развивается и подтверждается на протяжении всего фильма.
И да — мне изначально было ясно, что Габриэль выбрала неправильный путь. «Ты пришла сюда, чтобы стать хорошей монахиней, а не хорошей медсестрой», — говорит ей настоятельница в фильме. На самом деле Габриэль пришла, чтобы служить — Богу, людям и своему делу. Она пришла — потому что у нее была Мечта с заглавной буквы, и это Мечта — не «стать хорошей монахиней», это Мечта — помогать людям в Конго. Призвание девушки — тропическая медицина, а вовсе не монашеский путь. Это сложная творческая натура, настоящая девушка-ученая, воспитанная отцом — в ней есть и гордость, и честь, и милосердие. Это фильм о морали. Он заставляется задуматься о том, что нравственнее и важнее: замолкать по звуку колокола в силу обета молчания или продолжать утешать больных? Помогать сопротивлению или прощать фашистских захватчиков? Провалить экзамен из смирения или быть правдивой до конца?
Самым близким человеком для сестры Люк на всю жизнь так и остался ее отец — ее учитель. Ближе, чем все монахини. Даже доктор Фортунати, которому она помогала в Конго и с которым у нее мог бы возникнуть роман, не будь она монахиней, напоминал ее отца. Она не смогла провалить экзамен — ведь экзаменаторы обещали сразу же сообщить о результатах экзамена ее отцу. И гибель отца она не смогла простить немцам. Именно гибель отца в итоге заставляет ее уйти из монастыря, чтобы служить Богу уже как мирянка.
28 марта 2013
Фильм, безусловно, заслуживающий внимания.
Рассказанная история про монахиню понравилась мне простотой изложения материала. Ни одного лишнего движения — главное внимание внутреннему миру героини, и соответственно всему тому, что ее окружает. Режиссер последовательно незаметно показывает нам процесс познания мира человеком и его последующей переоценке.
Мне больше всего в этом фильме понравилось обсуждение отношения человека с Богом. Это вполне сравнимо с «Портретом художника в юности» Джойса».
Игра Одри конечно безупречна, хотя мне кажется, что эта роль для более техничной и менее харизматичной актрисы (например, Ванессы Редгрейв). Кстати, Питер Финч просто великолепен в роли одаренного и немного циничного хирурга.
Концовка фильма сделана мастерски и она во многом определяет высокий уровень фильма.
8 из 10
3 мая 2012
А ведь в далеком 1959 никто, в том числе и сама Одри, и подумать не мог, что через много лет эта икона стиля, красивейшая из женщин, звезда Голливуда, как и её героиня, только уже под эгидой ЮНИСЕФ, будет… нет, не нежится на роскошной яхте где нибудь в далеком теплом море, загорая в лучах собственной славы, а, устроившись по удобнее на мешках с крупой, трястись в кузове военного грузовика, затерянного где-то на бескрайних просторах опустошенного войной и выжженного беспощадным Африканским солнцем Сомали. Хотя, впрочем, сейчас не об этом… Итак, фильм.
Собственно достойных картин о жизни монахинь, об их быте, каких-то более или менее интересных историй не так уж и много. На мой взгляд в основном по двум причинам:
-во-первых: чтобы снять хороший фильм на данную тему необходим как минимум талантливый режиссер;
-во-вторых: необходима как минимум выдающаяся актриса;
В «Истории монахини» оба эти требования были выполнены с лихвой!
Сразу скажу, что, на мой взгляд, эта лучшая из актерских работ Одри. Почему? Я попытаюсь аргументировать свою точку зрения немного позже, а сперва немного о сюжете и идее вообще…
Молодая, получившая прекрасное образование, дочь известного врача, испытывает необходимость самореализоваться, применить свои знания на благо тех, кому не посчастливилось родиться в сытой Европе… Следуя примеру той, кого она считает достойной, Габриэль меняет мирские одежды на одеяние монахини, в надежде однажды, как и её пример, отправится в Конго и там применить свои медицинские знания во благо. Однако, чем дольше Габриэль служит Господу, тем больше она сомневается в правильности выбранного пути… Пытаясь выглядеть смиренной, таковой, по сути, у теперь уже сестры Люк, стать никак не получается. Но цель достигнута, сестра Люк приезжает в Конго и вот тут она вдруг понимает, что служение людям и служение Богу — это разные вещи. Внутренняя борьба в её душе еще больше усиливается… Сестра Люк проработав несколько лет в Конго возвращается в Бельгию и начинается война, ставшая «последней каплей». Обед, данный Господу, требует от сестры Люк лечить раненых, в независимости от того, какую форму они носят. Лечить вражеских солдат оказывается выше её сил, Люк уходит из монастыря и присоединяется к движению сопротивления..
Режиссер предлагает каждому из нас еще раз попытаться нийти удовлетворительный ответ на крайне важные вопросы:
-кто мы?
-в чем смысл нашего существования?
-что для нас Бог?
-что для нас важнее: служить Богу или служить людям?
Фильм достаточно длинный, но ощущение затянутости, тем не менее, не возникает. Мне кажется потому, что сюжет, несмотря на некоторую неспешность, непредсказуем. И потому, что Одри умеет в разные моменты фильма быть разной! Из-за этого не возникает чувства перенасыщенности фильма Одри…
Почему же я считаю, что эта лучшая работа Одри? Прежде всего от неё требовалось воплотить просто сложнейший образ. Сыграть одновременно смирение и борьбу, покой и сомнения, «внутреннее молчание» и «кричащее» желание попасть в Конго… И я спрашивал себя: «Как это вообще возможно? Как можно сыграть в один момент времени два диаметрально противоположных состояния души?»
Минимум слов — разговоры без необходимости запрещены.
Мимика максимально сдержана — сильные проявления чувств запрещены.
«Как вообще, находясь в столь строгих рамках, можно сыграть хоть что то??» — думал я… Я задавал себе этот вопрос ровно до тех самых пор, когда Габриэль впервые облачилась в монашеское одеяние. Следующие примерно два часа, как завороженный, я читал её душу словно открытую книгу! Каждый миг внутренней борьбы сестры Люк отражается в её глазах, как в зеркале. Напряжение же в некоторые моменты фильма (например когда старшая сестра советует ей намеренно провалить экзамен в мед школе…) просто зашкаливает, от чувств вибрирует воздух. Ничего подобного я никогда не видел. В таких строгих рамках сыграть столь объемно — это во сто крат интереснее и увлекательнее любого современного 3D. ИМХО.
Вот это, уважаемые друзья, есть образец драматической игры, без ужимок и гримас, без вымученного душевного надрыва, без соплей и истерик… и тем не менее, какой красочный и многогранный образ, сколь ярко и в тоже время естественно передано состояние души сестры Люк, её противоречия, её борьба с самой собой. БРАВО!
Теперь любую современную драму я поневоле сравниваю с этим фильмом и каждый раз убеждаюсь что передо мной откровенный примитив.
Закончить хотелось бы словами, произнесенными Одри в последнем своем фильме, в которых словно сосредоточена вся сокровенная мудрость, которую она обрела, пройдя свой путь сострадания и любви: «Не растрачивай свою душу на поступки, совершаемые ради себя самого, но только на то, что делается ради других».
Однозначно!
10 из 10
21 октября 2011
Я ожидала от этого фильма очередной романтической истории с волнительным сюжетом и счастливым концом, потому что привыкла видеть Одри Хепберн милой кокеткой с «забавной мордашкой». Но этот фильм оказался не романтической историей, сюжет не просто волнительным, а конца как такового и вовсе не было. История этой женщины заставляла находиться в напряжении весь фильм, от начала до конца. Все время фильма будто проживалось вместе с главной героиней. Вместе с ней я чувствовала ее страдания и постоянную внутреннюю борьбу.
Габриэль фон дер Маль — необычная девушка, красивая, добрая, заботливая, хорошо разбирающаяся в биологических науках, еще и дочь замечательного доктора. Как же тут не захочется гордится собой? Но она дала обет, она стала монахиней и должна была следовать монастырскому уставу. Она избрала свой путь. Поэтому ей надо покориться воле судьбы и, не оглядываясь, прорываться вперед и идти к своей цели. Она мечтала работать медсестрой в Конго. Забыв о своей прошлой жизни, закрыв глаза на свои мирские желания, на свою красоту и ум, борясь с гордыней и непокорностью, окунувшись в простую, без излишеств жизнь, полную душевных переживаний, молодая монахиня добилась того, чего так страстно желала. Став достойной монахиней, Габриэль фон дер Маль (она же сестра Люк) отправилась в Конго. Работая там до изнеможения, заботясь обо всех, она завоевала любовь и признательность местных жителей, как белых, так и темнокожих. Вместе со своей работой она безропотно выполняла обязанности монахини. Но вдруг началась война, при которой даже человек с такой железной волей, как у сестры Люк, может не справиться с собой, потерять душевное спокойствие и равновесие. Она не могла продолжать любить всех людей планеты, после того как ее отец, которого она очень любила, был убит немцами. Поэтому она ушла из монастыря.
Превосходная игра Одри Хепберн, замечательно вжившейся в эту роль, еще раз доказала безмерный талант актрисы. Мало кто сможет сыграть эту роль так же правдоподобно, как она. И конечно, игра Хепберн, является главным украшением фильма. Помимо этого, фильм сопровождает хорошая волнующая музыка, позволяющая еще лучше почувствовать себя на месте главной героини, проникнуть в ее душу. Также понравились африканские пейзажи — река Конго, джунгли…
Еще одной интересной чертой является то, что в фильме было показано много монастырских ритуалов, которые были, быть может, чуть затянутыми, но зато красивыми и познавательными.
В целом фильм просто замечательный, если не брать в счет некоторую затянутость и незавершенность. Поэтому моя оценка,
9 из 10
22 августа 2011
Как большая поклонница Одри Хепберн, я, конечно, не могла пройти мимо этого фильма. Хотя должна сказать, что не ожидала от него многого. И я рада, что ошиблась, фильм «История монахини» совершенно не похож ни на один, который я видела раньше, а в сестре Люк нет и намека на Холли Голайтли или на принцессу Анну, тут вы не найдете ни кокетства, ни любовных историй.
Молодая девушка, дочь знаменитого хирурга, Габриель ван дель Маль мечтает стать медсестрой и поехать работать в Конго. Для этого она принимает постриг и имя сестры Люк и начинает двигаться к своей цели. У героини твердый характер, сильная воля, она точно знает, чего хочет. Но в то же время, ей тяжело мириться с монастырским уставом, она не находит в себе должного количества смирения, кротости и покорности, которые должны жить в сердце монахини. Да и обязанности медсестры она ставит гораздо выше правил, предписанных монахиням. Вот такой образ раскрывает на экране Одри, и делает это замечательно! Сколько эмоций своей героини выражает она одними глазами… Если раньше вы, как я, видели эту актрису только в «Забавной мордашке» или в «Завтраке у Тиффани», то будете приятно удивлены. Игра Хепберн здесь на очень высоком уровне.
В целом, надо признать, фильм может показаться скучным, сюжет развивается неспешно, да и действия не так много, все внимание приковано к борьбе героини с собственными сомнениями. Хотя лично я не смогла оторваться ни на минуту, раскрываемая тема довольно небанальна и актуальна. Единственным существенным минусом стало некоторое чувство неудовлетворенности. Я так и не смогла понять, почему главная героиня пошла в монастырь. Или это был единственный способ для незамужней женщине получить образование и попасть в Конго? И так бы хотелось узнать, смогла ли она после войны вернуться в Конго? На эти вопросы фильм ответов не дает и оставляет ощущение недосказанности.
8 из 10
6 апреля 2011
Мало фильмов, которые держат в напряжении от первой секунды до последней. Смотрится на одном дыхании. Не знаю чем я наслаждалась больше — неземным талантом моей любимой актрисы Хепберн или же самой оригинальной историей Габриэль.
Начиная смотреть картину я знала, что Одри Хепберн изрядно вымотала эта роль (источник: биография актрисы). Что не только ее героиня прошла через покаяние, терпение, смятение и переживания. Но и она сама. И это видно! В самом хорошем смысле. Так вжиться в роль могла только Одри. Неподражаемо. Даже ее взгляд, мимика передавали всю палитру сомнений и в то же время стремлений в душе сестры Люк. Она не играла! Она ее буквально жила.
Что немаловажно, в самом фильме в целом затронута не одна и по сей день актуальная проблема. И поэтому, смотря картину и сейчас, в 21 веке — веке тщеславия и лицемерия, есть над чем задуматься и поразмыслить уже после просмотра.
Когда была затронута тема войны и осады, ненароком вспомнилось страшное, голодное детство самой Одри Хепберн… И в некоторых эпизодах я видела в ее глазах частичку переживаний и даже ужаса самой актрисы, нежели ее героини. Но в данной ситуации это не есть плохо. Это прибавило как раз правдивости.
Смотреть надо! И лучше наедине с собой. Есть над чем подумать.
15 октября 2010
Фильм основан на реальной истории бельгийской девушки Габриель ван дель Маль, дочери знаменитого хирурга, в 1927 г. поступившей в религиозный орден.
Фильм довольно монотонный, поэтому возможно у многих вызовет скуку. Но если вы проникнетесь историей сестры Люк, так нарекли Габриэль когда она стала монахиней, то получите отличный кинематографический образец отличной актерской игры. Одри Хепберн показывает настоящий мастер класс, при этом не прибегая к нарочито эмоциональным приемам актерской игры.
Смотря фильм, проникаешься тем, через что проходят послушницы и монахини в их нелегком труде отречения от всего мирского и служению церкви.
Одри Хепберн называла этот фильм одним из своих любимых.
Фильм претендовал на премию «Оскар» в 8 номинациях (фильм; женская роль (Одри Хепберн); режиссер (Фред Циннеман); адаптированный сценарий; работа оператора (цветные фильмы); звук; монтаж; музыка для драматических/комедийных картин).
30 июня 2010
Гениальный фильм, раскрывающий драму самоподавления и закрепощения. Сюжетом здесь становятся не несправедливость, распутсво или мистика монастыря (что часто появляется в американских фильмах сейчас) а трагедия ломания своей природы воимя совершентсва, в стремлении к идеалу.
Героиня, сама не понимая того, рушит свою гармонию, заменяя её беспрекословной дисциплиной. Она стремится не к Богу, что казалось бы естественным для женщины идущей в монастырь, Габриэль идёт в монаcтырь потому, что одна из монахинь показалась ей идеалом человека и ей захотелось стать такой же (вскользь это упоминается в конце фильма). Для жизни в монастыре нужен внутренний покой и полная покорность, инертность, а в сестре Люк бурлят эмоции и тяга к жизни, её живость и трезвость сознания абсолютно не вписываются в устои монастыря.
Монахини столь спокойные и уверенные в правильности их бытия заставляют героиню постоянно корить себя, мучить признаниями в грехах, которые тяжело назвать даже проступками…
Пройдя мучительный и долгий путь борьбы с собой, героиня осознаёт бессмысленность своих действий — польза, которую она приносит людям постоянно зажимается обетами монастыря, на любое действие нужно разрешение, любое неразрешённое действие карается…
Потеряв огромный кусок жизни (не во временном измерении, а в нервах, в силах, в гармонии…), Габриэль уходит из монастыря, возвращаясь к мирной жизни.
Для меня этот фильм навсегда стал фильмом не о монастыре и монахинях, а о способности человека сломать себя в поисках идеала, стараясь улучшить, усовершенствовать свою психологию… В каком-то смысле эта внутренняя борьба мне кажется проверкой себя на выживание, на стойкость, выносливость…
26 августа 2008