Фома Гордеев
7
6.7
1959, драма
СССР, 1 ч 34 мин
12+

В ролях: Сергей Лукьянов, Георгий Епифанцев, Павел Тарасов, Алла Лабецкая, Марианна Стриженова
и другие
Фома Гордеев - сын богатого волжского купца - не хочет быть продолжателем его дела. Уму претит грязь и несправедливость окружающей жизни. Фома ищет утешение в пьяном разгуле и диких выходках. Спустя много лет опустившийся, полубольной он оказывается на открытии ночлежного дома, построенного на деньги отца.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Фома Гордеев

год: 1959
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: , ,
видеооператор: Маргарита Пилихина
композитор:
художники: Петр Пашкевич, Эльза Рапопорт
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 14 ноября 1959 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 34 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Постеры фильма «Фома Гордеев», 1959

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Фома Гордеев», 1959

'То не баржА разбилась, то человек разбился'

'Ты всех грызи иль живи в грязи' - чем не девиз современности? Наверное, если бы фильм снимали в наши дни, что называется, 'по мотивам', концовка могла бы быть другой. Но - фильм 1959 года, и по-другому - никак. Основной посыл фильма - большие капиталы губят душу и, в конце концов, самого человека.

Однако, душа-то у героя прекрасна, вот только ум в предлагаемых обстоятельствах - 'не вывозит'. С самого раннего детства Фома Гордеев, сын купца и наследник миллионов, видел несправедливость жизни. Видел нищету рабочего люда и всю низость пьянства как главного развлечения бедноты. Вырастая, Фома хочет изменить мир вокруг себя, но не знает, куда приложить силы.

Безответная любовь становится спусковым крючком, и наш герой ударяется в долгий загул, который затем переходит в распутство. И здесь очень многое перекликается с повествованием 'Угрюм-реки', где главного героя тоже сыграл Георгий Епифанцев. Но если в случае Прохора Громова распутство представляется моральным падением главного героя, то Фома Гордеев, наоборот, возрождается. Понимание себя и внутренней злости по отношению к окружающему его миру богачей, происходит через любовную связь Фомы с 'гулящей женщиной'.

Герой все чаще задается вопросом, в чем смысл жизни. Впрочем, этот вопрос вообще красной нитью проходит через весь фильм. Неужели мы живем лишь для того, чтобы заработать денег, нарожать детей и помереть? Ведь должно же быть что-то кроме.

Поиски свободы и смысла жизни, желание сделать что-то значимое, оставив привычное окружение, рождают в Гордееве внутренний конфликт, с которым он не в силах справиться. Невозможность получить свободу - старый мир не отпускает - приводит к трагедии.

Геркулеса одолели мухи. Ему бы средство найти именно от мух, а он их пытается убить дубинкой. Нельзя разрушить систему, которая функционирует веками. Но добрые дела можно творить и внутри нее.

На мой взгляд, однозначно к просмотру. Вопросы, которые задают герои, актуальны и сейчас. И главный вопрос: 'Как поступил бы я?'

8 октября 2022

Ждала просмотра, как невеста жениха в первую брачную ночь. Ещё бы — любимый персонаж любимого писателя, да и постановка одного из величайших режиссёров! И как только я умудрилась разминуться с этим фильмом на своём жизненном пути? Посмотрела.

… Упс. А молодая-то оказалась не слишком молода! И слишком искушена для такого «жениха». Разное повидала… И то, что по юности и неопытности понималось как удаль и широта души, теперь имеет другое определение, точнее диагноз — психопатия и социопатия. Насмотрелась я на таких на работе у папы-психиатра. Да их и вне дурдома слонялось полно, таких обличителей и правдолюбов, бездельников, окружавших себя подобными себе же бездельниками, чтобы по пьяной лавочке было кого презирать. В гуманном Советском Союзе с ними носились, как с писаной торбой, нянчились и перевоспитывали. А нынче их не видать — повымерли, не выдержав испытания естественным отбором при капитализме. И в этом, надо признать, единственный плюс капитализма: все, кто мог, взялись за головы, чтоб элементарно выжить…

И это Марк Донской? Предтеча итальянского неореализма? Автор гениальной трилогии по тому же Горькому — «Детство», «В людях», «Мои университеты»? Там правда жизни просто сражает наповал, фильмы смотрятся как документальные свидетельства эпохи, особенно первые два. Персонажи, даже отрицательные — абсолютно живые люди. Тут же — сплошь карикатуры, включая «положительного» Фому. Ну да, такие нездоровые люди есть, но кому они интересны, кроме профессионалов вроде моего папки? Рядовой же зритель жаждет сопереживания! А как можно сопереживать здоровому лбу, у которого одна беда — свалилась на него ни за что ни про что о-о-огромная куча денег. Да ещё и целых два любящих папашки. Ну как тут с жиру не взбеситься? Надо бы перечитать, может, горьковский Фома такой и есть, и Донской просто добросовестно перенёс его с бумаги на экран, а моё юношеское воображение наделило когда-то Фому Гордеева тем, чего в нём и не было…

О, юность, юность! Когда-то и Фома Гордеев, и Володька Лютов были мужчинами моей мечты. А нынче Клим Самгин мне ближе, да я и сама нынче — Клим Самгин… А меткие и сочные афоризмы Якова Маякина, казавшиеся мне в юности всего лишь дико забавными, теперь поражают своей истинностью. А один из них, (к слову, в фильм не вошедший), мне хватило ума взять на вооружение ещё тогда, в шестнадцать лет и на всю жизнь: «Даст тебе дурак мёду — плюнь, даст тебе умный яду — пей».

6 из 10

10 октября 2018

Живут тоже… а как? Лезут куда-то… Таракан ползет — и то знает, куда и зачем ему надо, а ты — что? Ты — куда?..

И почему на этот фильм нет ни одной рецензии?.. На самом деле это действительно странно. Даже на самые проходные фильмы обязательно кто-нибудь что-нибудь да напишет — а тут Марк Донской, экранизация яркого и интересного рассказа Горького, 59-ый год, всё-таки не начало двадцатого века… И при этом даже в книгах, посвященных кино 60-х, вы едва ли найдёте упоминание о «Фоме Гордееве», если только не констатацию того, что да, этот фильм существует, и он был снят тогда-то и тем-то. И ладно бы такая ситуация сложилась с провальным и откровенно неудачным фильмом, но ведь нет же: помимо того, что это аккуратная экранизация горьковского рассказа, «Фома Гордеев» — довольно интересный фильм сам по себе.

Конечно, он страдает от той же проблемы, от которой страдали все иллюстративные фильмы-экранизации 50—60х: тяга к тенденциозности, сухость повествования, рыхлая композиция, благодаря которой начальные события проскакивают минут за десять, из-за чего середина удлиняется и смазывается эмоциональное влияние на зрителя… Всё это, конечно, так, но, к чести Марка Донского, эти недостатки не выглядят столь катастрофичными и к тому же компенсируются хорошо сыгранными горьковскими диалогами. В случае с этим писателем всегда есть опасность скатиться в тенденциозность и патетичность, превращающие искренние и естественные слова в пустые лозунги, однако и это обошло стороной «Фому Гордеева». Есть, конечно, некоторая утрированность персонажей и перегибы в драматическом напряжении ряда сцен, но это объясняется особенностью литературного материала и особенностями же исторического периода, когда вышел фильм.

Главное же достоинство «Фомы Гордеева» заключается в одновременно корректном отношении к горьковскому тексту и при этом эмоциональной искренности режиссерской позиции. А если говорить человеческим языком, то — просто ты этой истории веришь, от и до. Даже не потому, что она ставит острые проблемы (тем более что это вряд ли можно было бы назвать достоинствами самого фильма, скорее, литературного первоисточника), а потому экранизации удалось удивительно бережно передать симпатию к морально амбивалентному главному герою и при этом остро и полемично передать суть произошедшей с ним трагедии. Злодеи-купцы хоть и выглядят несколько карикатурно в своей жажде наживы и туполобой ограниченности, но это не нежелание работать с характерами персонажами, а осознанный прием, ясно демонстрирующий, каких именно людей боится Фома; к тому же эта нечеловеческая злоба отлично срабатывает в кульминационной сцене избиения и унижения. Это и должны быть не-личности: личности-то все либо спиваются и деградируют, как Фома, либо юродствуют и побираются, либо привыкают к бесконечному унижению своего достоинства и не сопротивляются. И — самое главное — в работе Марка Донского чувствуется тот же самый посыл, что есть практически в любом, даже самом неудачном, произведении Горького: ощущение, что так не должно быть, что это неправильно, что этому можно и нужно противостоять, это социальной чудовищной машине, опрокидывающей и уничтожающей людские судьбы. Причем не то чтобы внутри фильма было много гражданского пафоса (разумеется, совсем без него не обходится, всё-таки пятидесятые), просто этот вывод выходит как-то сам собой, из контекста и трактовки ситуации.

И целая галерея замечательных актёрских портретов. Георгий Епифанцев создал потрясающего человека, одновременно задумчивого и романтичного, страстного и дремуче-необразованного, рефлексирующего и темпераментного, взывающего к справедливости и честности, но при этом абсолютно неуправляемого… Великолепная работа, почему о ней так редко вспоминают в связи с советскими экранизациями? А прекрасный бесчинствующий купец в исполнении Сергея Лукьянова? Мечтательная, но абсолютно пассивная Люба, превратившаяся из интеллектуальной девушки в простое украшение, которое надо поскорее сбагрить потенциальному жениху? А бесподобный хитроватый Маяков? Ей-богу, лучшая работа в фильмографии Павла Тарасова: этот хитроватый прищур, ласковые интонации, мимолетно сменяющиеся яростной сталью в голосе, мерзковатая добрейшая полуулыбка редкостной мрази… Каждая сцена с ним превращается в настоящее наслаждение, даже если внутри кадра происходят ужасные вещи — будь то предательство собственного воспитанника или оскорбления дочери. Потрясающий персонаж.

В общем, я ей-богу не понимаю, что не так с «Фомой Гордеевым», что эту работу обходят тактичным молчанием. Она же чертовски хороша, и как фильм, и как экранизация, а ведь такое сочетание встретишь нечасто.

Странно всё это?

14 августа 2015

Драма Фома Гордеев появился на свет в далеком 1959 году, более полувека тому назад, его режиссером является Марк Донской. Кто играл в фильме: Сергей Лукьянов, Георгий Епифанцев, Павел Тарасов, Алла Лабецкая, Марианна Стриженова, Мария Милкова, Игорь Сретенский, Геннадий Сергеев, А. Глущенко, Исай Гуров, Борис Ситко, Борис Андреев, Александр Балицкий, Людмила Никифорова, Ирина Никифорова.

Страна производства - СССР. Фома Гордеев — получил среднюю зрительскую оценку от 6,9 до 7,1 балла из 10, что является вполне хорошим результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.