Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.8 |
IMDb | 5.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Черноморочка |
год: | 1959 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Алексей Коренев |
сценарий: | Евгений Помещиков |
видеооператоры: | Василий Симбирцев, Радомир Василевский |
композитор: | Оскар Сандлер |
художник: | Василий Зачиняев |
жанр: | комедия |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 1 ноября 1959 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 6+ |
Длительность: | 1 ч 20 мин |
Придерживаясь формальных канонов американских мюзиклов авторы этой картины сделали нечто шаблонное, легко забывающееся, но при этом не лишенное добротных музыкальных номеров и милого настроения. Артисты улыбаются, поют, переживают, но лишь участвуют в этой жизнерадостной постановке. Очаровательная Светлана Живанкова только показывает свой бесспорный талант, но никак не уводит зрителя в увлекательное путешествие. Обозначить мюзикл - еще не значит убедить зрителя в искренности его героев.
Известно, что после выхода картины современники и критики не слишком высоко ценили этот фильм. На мой взгляд это было обосновано. Некоторые музыкальные номера не выглядят убедительно. Так, финальная музыкальная зарисовка напрочь уводит нас от сюжетной канвы. И в этом секрет - сюжетная и музыкальная линии не сбалансированы. Они сами по себе. А ведь тут есть еще и танцевальные номера, так походящие на выступления ансамблей самодеятельности.
Знание - страшная сила. Авторы, будто не просто предвидели - знали, что современникам лента не придется по душе. Поэтому так выразителен и двусмысленнен персонаж, походящий на Огурцова из 'Карнавальной ночи', обличающий один из номеров в 'колхозной тематике'. 'Чего Вы смеетесь - Вы ничего не понимаете в музыке', - истерично провозгласит он, как бы отвечая многочисленным оппонентам ленты. И это тоже тема для осуждения. Этот персонаж лишь походит на Огурцова, только повторяя безусловный хит Эльдара Рязанова.
Действительно, а много ли самобытных моментов нам подарит эта лента? Музыкальные номера с участием моряков? Или истории о сладкоголосых девушках, пытающихся завоевать мир? Я бы выделил комический боксерский поединок с участием молодого Олега Борисова.
А вот его участие заслуживает особого внимания. Актер, занимающий второстепенную роль этакого трикстера, уверенно справляется как с комическими моментами, так и с музыкальными номерами. Не удивлюсь, если при принятии решения о назначении на роль в ставшем хитом 'За двумя зайцами' учитывалась в большей степени именно эта картина.
5 из 10
22 января 2024
В своё время советская пресса данный фильм просто дико разгромила, а небезызвестная Виктория Токарева в своих мемуарах даже обозвала его «худшим фильмом всех времён и народов» (на 68-й год — год выхода «Крепкого орешка», подвинувшего произведение Коренева в этой категории, если судить по отзывам современников). Критики дружно ругали его «в комплекте» с «Полосатым рейсом» и «Человеком-амфибией» за «пошлость» и «безвкусицу», только вот если эти фильмы впоследствии были реабилитированы, то «Черноморочка» так и осталась в забвении.
В чём причина? И действительно ли этот фильм так уж плох? На второй вопрос следует однозначный ответ — нет, фильм вовсе не плох, а по современным меркам так и вовсе можно сказать, что хорош, где-то на четвёрочку я бы его оценил, естественно в своём амплуа — музыкальной комедии. Уж куда лучше чем, к примеру другой представитель данного жанра, появившийся в то же время — «Девушка с гитарой». Я уж молчу про «Русский сувенир» — вот уж поистине «рашен клюква» во все поля и реально худший фильм СССР (ну один из худших — точно). И вот тут мы плавно переходим к вопросу о причинах тогдашней ругани и нынешнего забвения.
Почему ругали «Черноморочку», «Полосатый рейс» и «Человека-амфибию» и при этом не ругали «Девушку с гитарой» или «Русский сувенир»? Ответ очевиден: первые 3 фильма были сняты режиссёрами-дебютантами, для которых эти картины были вторыми (а для Коренева так и вовсе первой), да в придачу ещё и русскими, а 2 последних — маститыми Файнциммером и Александровым, трогать которых было, что называется, себе дороже.
Почему «Черноморочку» не реабилитировали впоследствии? Думаю, тут сыграли роль два момента — уж больно узко-национальная тематика ленты, да ещё с нарочитым выпячиванием всех этих вышиванок и песен исключительно на мове, в сочетании с откровенным наездом на джаз и формалистов в музыке (а подобное во времена Хрущёва критики у нас ой как не любили!).
Надо ли его смотреть сейчас? Любителям старых фильмов и музыкальных комедий — вполне: картина лёгкая, красивая, с прекрасными украинскими песнями, симпатичной актрисой в главной роли и совершенно замечательным Олегом Борисовым, находившимся тогда в самом начале своей потрясающей кинокарьеры. Ну и парочка халтурщиков от музыки Мартинсон-Носова тоже достойна внимания.
7 из 10
21 марта 2020
Честно говоря, крайне удивлён столь низким рейтингом фильма. Можно было бы, конечно, произнести сакраментальное «первый блин — комом», и всё списать на неопытность режиссёра. Вот только «списывать» — нечего! К тому же «Черноморочку» едва ли можно считать дебютом Алексеева Коренева. В 1951 году он окончил режиссёрский факультет ВГИКа. Занимался в мастерской И. А. Савченко, на одном курсе с такими известными в будущем кинематографистами, как Александр Алов, Владимир Наумов, Сергей Параджанов, Генрих Габай, Феликс Миронер, Юрий Озеров, Марлен Хуциев. В 1956 году работал вторым режиссёром на картине Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь». Родители хотели, чтобы Алексей стал военно-морским инженером, и выбор профессии режиссёра не одобрили. Быть может, отдавая дань уважения родителям, для своей первой самостоятельной картины Корнев выбрал именно морскую тематику, но исключительно в авторском видении.
По своей сути «Черноморочка» — это музыкальная лирическая комедия, местами очень близко приближающаяся к едкой сатире и даже фарсу. Быть может, именно этот смелый «крен» режиссёра и заставил зрителей столь невысоко оценить его труд. Если так, то это несправедливо. Фильм не является ни пародией, ни карикатурой на джаз. Сценарист Евгений Помещиков, успевший подарить зрителям много душевных фильмов, в том числе и «Укротительницу тигров» (1954), всего лишь высмеивал музыкальных формалистов-самодуров, бездарных приспособленцев, которые громче всех кричат, что их «не понимают» и «не ценят». Сергей Мартинсон сыграл такой типаж исключительно ярко. Настолько ярко, что весь фильм вызывал только неприязнь. То же самое можно сказать и об исполнительнице роли «профессиональной певицы» — Тамаре Носовой. Её Вероника — весьма и весьма хороша именно в контрасте талант-бездарность. Но ведь бездарность тоже нужно суметь сыграть — одна гусыня в качестве «вокала» чего стоит!
Светлана Живанкова — это настоящее «солнышко» картины! Её появление всегда ярко и эффектно. Её песни звучат легко и естественно. Она буквально излучает доброту. А вот Вася Гордиенко в исполнении Владимира Земляникина выглядит излишне серьёзным и даже суровым. Образ его слишком «монотонен» и эмоционально крайне скуп. Однако есть в картине персонаж, который своим «мимическим разнообразием» затмил все мужские персонажи — Олег Барисов. Ему почти 30, но его Юрко Фарасюк — это настоящий вулкан энергии и «девятый вал» юмора! С первым его появлением в кадре и до титров, каждая сцена с ним — настоящий подарок ценителям кино. Как легко и естественно он выбирается из любых запутанных ситуаций! Как непринуждённо он солирует в ансамбле профессиональных танцоров! Как щедро он сыпет «словесными перлами»: «При первой встрече я солгал, но посмотрите на меня внимательнее — разве похож я на лгуна?» Отдельная благодарность операторам, запечатлевшим Одессу во всём её своеобразии тех лет.
Весёлое кино, своей добротой поделившееся с 25-тью миллионами советских зрителей.
30 января 2018