Юность наших отцов
6.4
6.6
1958, драма, история
СССР, 1 ч 22 мин
В ролях: Александр Кутепов, Инна Выходцева, Николай Смирнов, Виктор Терехов, Геннадий Юхтин
и другие
Гражданская война. Партизанский отряд Левинсона получает приказ соединиться с другими партизанскими отрядами для дальнейших боевых действий против японцев и белогвардейцев. Во время дислокации партизанский отряд попадает в окружение...

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Юность наших отцов

год: 1958
страна:
СССР
режиссеры: ,
сценаристы: , , ,
видеооператоры: Наум Ардашников, Б. Оразов, Борис Середин
композитор:
художник: Семен Петерсон
монтаж:
жанры: драма, история
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 8 мая 1959 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 22 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, история

Постеры фильма «Юность наших отцов», 1958

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Юность наших отцов», 1958

Дипломная работа

Так вот, оказывается, первая режиссёрская работа Михаила Калика, дипломанта ВГИКА, совместно с, уже известным нам будущим мастером фильмов-сказок, тоже дипломантом ВГИКА, Борисом Рыцаревым. Фильм вышел на экраны на полтора месяца позже «Атамана кодра», а работа над ним проходила раньше… Дипломная работа обоих режиссёров.

Фильм по раннему роману Фадеева «Разгром», известному многим по школьной программе. После первой четверти картины я начал посматривать на часы — сколько осталось (к счастью, фильм небольшой — 1 час 17 мин.), почувствовав полное отсутствие интереса и, соответственно, скуку… Но с появлением пресловутого любовного треугольника, оживился. Варя (очень симпатичная, если без платка, 24-летняя актриса Инна Выходцева), будучи замужем за партизаном Морозкой (колоритный 32-летний Георгий Юматов), увлеклась юным эсером Мечиком, которого, между прочим, спас от смерти её же супруг. Влюблена в двух антиподов — мужественного и упрямого сорви-голову и робкого изнеженного юношу. Это я по поводу типажей — мой типаж, не мой типаж, твой типаж, не твой типаж… Влюблённость необъяснима — всё как в жизни… После этого я разглядел совсем необычного человека в командире партизанского отряда Левинсоне (неизвестный 29-летний актёр Александр Кутепов, очень заметная роль — даже не подумаешь, что такого зрелого Левинсона играет молодой актёр). Из знакомых лиц в фильме снимались Геннадий Юхтин, Иван Рыжов, Николай Крючков (неприметная роль раненого партизана) и сюрприз в образе попа — Георгий Милляр с его незабвенным голосом, вызывающим массу аллегорий…

Образы и характеры в фильме непростые, но, опять-таки, если Мечик эсер, то он отрицателен до конца. В конце фильма, когда, после прорыва под пулемётным огнём, на экране возникают лица героев крупным планом, я был уверен, что, напоследок, показывают тех, кто уже на небесах (известный приём во многих фильмах, особенно в наших героических лентах). Ан, нет… Пришлось обратиться к последним страницам романа, которые говорят о 19-ти выживших. Вот этот фрагмент, очень важный, подводящий итог картины, выполнен непонятным образом.

Но, я так понимаю, лучшие ленты Михаила Калика ещё впереди. Следующая его картина — «Колыбельная» (1959)…

6 сентября 2020

Роман «Разгром» знаменитого советского писателя Александра Фадеева я читал ещё в школьные годы. Персонажи романа (командир партизанского отряда Левинсон, грубый шахтёр Морозко, его жена Варя, трусливый эсер Мечик, храбрый разведчик Метелица) мне тогда хорошо запомнились, но, как ни парадоксально, сама книга не впечатлила — показалась сыроватой, то есть недоработанной, что неудивительно, поскольку «Разгром» — первое крупное произведение автора. Да ещё у моего неокрепшего сознания вызвал раздражение тот факт, что Фадеев при написании увлекся модным в 1920-е годы натурализмом.

Так что от экранизации я ничего хорошего не ожидал. Благо снимался фильм дебютантами — Михаил Каликом и Борисом Рыцаревым — у которых вообще не было опыта создания кинокартин (неплохой историко-приключенческий фильм «Атаман Кодр» о гайдуках, снятый этими же режиссерами хотя и вышел в прокат раньше «Юности наших отцов», но был снят позднее).

И весьма отрадно, что мои опасения не оправдались. Таким хорошим фильмом могли бы гордится и именитые режиссеры, а уж дебютанты вообще могут почивать на лаврах — по сути, они сняли настоящий шедевр. Один из лучших фильмов на тему Гражданской войны. Но сразу подчеркну, «Юность наших отцов» не стоит сравнивать с «Бегом» Алова и Наумова или «Служили два товарища» Карелова, которые тоже справедливо входят в перечень лучших творений советского кинематографа о послереволюционной смуте. Создатели этих фильмов старались, по мере своих сил, придерживаться объективности, а в «Юности наших отцов» такая задача вообще не ставилась. Здесь с помощью использования художественных символов прямо показывается, что красные боролись за мир, за жизнь, «за царство света», а белые — «за царство тьмы».

Конечно, некоторые правдолюбы и поборники объективного изображения исторических событий могут возмутится подобной «большевистской пропагандой», однако в том и дело, что эта «пропаганда» сделана весьма талантливо. Режиссеры убрали практические весь книжный натурализм и сотворили печальную, но героическую кинопоэму. То есть сделали то, что не смог или не захотел сделать Фадеев. Так что, глядя на фильм, вряд ли у кого-нибудь возникнут сомнения в том, что партизан-шахтер Морозко погиб «ради жизни на земле» (словосочетание из одной позднесоветской рецензии на «Разгром»), как у меня возникало при чтении романа. И маленький щенок, прибежавший к красному разведчику Метелице недолго перед его казнью, тоже символизирует на чьей стороне правда.

И кстати, напоследок стоит отметить, что создатели «Юности наших отцов» для показа правоты красных используют отсылки и к христианству (удивляться этому не стоит, жесточайшие хрущевские гонения на религию начались после окончания съемок фильм): вот белые в ходе артиллерийского обстрела уничтожают церковь, а вот красные отпускают попавшего к ним православного священника, хотя тот и прислуживал белогвардейцам.

Особо стоит упомянуть убитого во время прорыва из вражеского окружения красноармейца, который лежит на земле, как распятый Христос. Такое впечатление, что этим в фильме вольно или невольно поставлен знак равенства между коммунистами и первохристианами. По-видимому, греческий революционер Никос Белояннис (расстрелян в 1952 году прислужниками американского империализма), который одним из первых озвучил данное сравнение, не был одинок в своих взглядах.

24 мая 2015

Драма Юность наших отцов появился на свет в далеком 1958 году, более полувека тому назад, его режиссерами являются Михаил Калик, Борис Рыцарев. Кто играл в фильме: Александр Кутепов, Инна Выходцева, Николай Смирнов, Виктор Терехов, Геннадий Юхтин, Виталий Четвериков, Алексей Кельберер, Иван Рыжов, Виктор Адеев, Николай Граббе, Анатолий Никитин, Георгий Милляр, Константин Немоляев, Владимир Поночевный, Елена Максимова.

Страна производства - СССР. Юность наших отцов — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,4 из 10.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.