Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.2 |
IMDb | 7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Ветер |
год: | 1958 |
страна: |
СССР
|
режиссеры: | Александр Алов, Владимир Наумов |
сценаристы: | Александр Алов, Владимир Наумов |
продюсер: | Игорь Вакар |
видеооператор: | Федор Добронравов |
композитор: | Николай Каретников |
художники: | Евгений Свидетелев, Тамара Каспарова |
монтаж: | Ева Ладыженская |
жанры: | драма, военный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 16 марта 1959 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 39 мин |
«Душа моя затосковала ночью. А я любил изорванную в клочья, исхлёстанную ветром темноту и звёзды, брезжущие на лету…» («Ветер», Арсений Тарковский)
Фильм «Ветер» завершает «комсомольскую» трилогию Александра Алова и Владимира Наумова (её начали «Тревожная молодость» (1954) и «Павел Корчагин» (1956)). На мой взгляд завершающая картина трилогии получилась самой слабой. Вместо термина «киноповесть» я бы применил другое — «киносказка». При всём моём уважении к революционной теме, иногда попадаются картины, при просмотре которых становится отчасти неловко за режиссёра. Дело в том, что пафос хорош исключительно в малых дозах, чтобы за высокопарностью не растерять самого главного — достоверность. Но достоверность в «Ветре» достигается исключительно антуражем: паровозы, форма, одежда, машины, извозчики и прочее. В поступках людей этой самой достоверности почти нет. Не припомню другого фильма подобной тематики, в котором бы режиссёры так «обошлись» с главными героями.
Удивительное дело, из всех пяти основных персонажей: делегаты Первого Всероссийского съезда большевистской молодёжи Фёдор (Эдуард Бредун), Митя (Александр Демьяненко) и Настя (Тамара Логинова), девушка «лёгкого поведения» Мари (Эльза Леждей), беспризорник Окурок (Алексей Крыченко), мои личностные симпатии лежат на стороне Мари. Очень яркая, я бы даже сказал, — одухотворённая игра. Персонаж которому хочется верить, и который вызывает искреннюю симпатию, даже несмотря на то, что её присоединение к делегатам выглядит «притянутым за уши». И здесь опять встаёт вопрос правдоподобности. Почему-то вызывает сомнение тот факт, что проведя с Фёдором некоторое время, он вдруг «проникается» идеей, абсолютно чуждой ей и по воспитанию и образованию. Нет, то, что она присоединилась к делегатам, несомненно пошло фильму на пользу, однако её отказ уехать в Париж с белым офицером Леонидом Закревским, которого просто блистательно сыграл Юрий Яковлев, выглядит явным преувеличением.
И подобных преувеличений в картине немало: причина, по которой Фёдор потерял мандат — верх удивления. Да и зачем белогвардейцам «засылать» своего человека на съезд? Он, что устроит там теракт? Эпизод со свадьбой вызывает исключительно недоумение — это уже не трагедия, а трагифарс. Кроме того, почему так легко режиссёры «избавляются» от главных действующих лиц? Чтобы на съезд попал «самый достойный» и произнёс там апофеозно-пафосную речь? По мне, пусть лучше там оказалась Мари — в таком «вираже» было бы больше правдоподобия. Совсем неслучайно «фильм подвергся критике и сокрушительному разносу. Наумов и Алов опять услышали обвинения в одностороннем показе эпохи гражданской войны» (Д. Шацилло) Вот и получается, что сюжет — откровенно слабый, зато актёрская игра — прекрасная. Именно она и «вытягивает» картину почти до «зелёного уровня».
19 апреля 2016