| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
7.8 |
IMDb
|
6.5 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
О чем шумит река |
| год: | 1958 |
| страна: |
СССР
|
| режиссер: | Григорий Мелик-Авакян |
| сценарий: | Михаил Овчинников |
| видеооператор: | Жирайр Варданян |
| композитор: | Артемий Айвазян |
| художники: | Рафаэль Бабаян, А. Саркисян |
| монтаж: | Г. Меликсетян |
| жанр: | драма |
|
Поделиться
|
|
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
5 октября 1959 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
12+ |
Длительность:
|
1 ч 41 мин |
Первые три полнометражные картины Григория Мелик-Авакяна можно объединить в трилогию с названием «Сердце»: «Сердце поёт» (1956) — о любви двух молодых людей; «Сердце матери» (1958) — о любви матери к своему ребёнку; «О чем шумит река» (1958) — о любви к Родине человека, который всем сердцем её любил, но которого судьба бросала из одной страны в другую, прежде чем он сумел добраться до родимой земли. Сценарий написал Михаил Фёдорович Овчинников. Во время Великой Отечественной он служил в погранвойсках на границе с Турцией, что оказало большое влияние на его творчество — именно оттуда пошли сюжеты о пограничниках. И именно об этом фильм «О чём шумит река». Картина из той, крайне немногочисленной категории фильмов, когда лучше пять раз посмотреть, нежели один раз написать.
Всё дело в очень болезненной теме возвращения на Родину. Исполнитель одной из главных ролей Атанеса Гамбаряна Грачья (Рачия) Нерсесян сам являлся репатриантом, вернувшимся на родину в 1922 году. Быть может, именно по этой причине образ Гамбаряна получился предельно достоверным, потому что Нерсесян обладал способностью к острой сценической реакции, импровизационной лёгкости и огромным актёрским обаянием. Начав сниматься в 1920-х годах в турецких фильмах, Нерсесян зарекомендовал себя как мастер, передающий богатство внутреннего мира своих героев посредством лаконичных внешних выразительных средств. Действительно, в фильме сцен с его персонажем немного, зато каждая из них запоминающаяся, благодаря удивительной выразительности лица актёра.
В фильме звучит прекрасная музыка Артемия Айвазяна: одновременно сказочная, как мечта о потерянном доме, и жизнеутверждающая, как его реальное обретение. Отличная операторская работа Жирайра Варданяна, камера которого успевали запечатлеть самые интересные моменты жизни приграничного посёлка. Яркими и запоминающимися получились образы, созданные Фрунзе Довлатяном (ефрейтор Манукян) и Лилией Оганесян (Седа Гамбарян) — красивая история взаимоотношений, омрачённых подлыми поступками близких людей. В отдельных эпизодах этот фильм невозможно смотреть без слёз, потому что смотрим мы глазами, но чувствуем — душой и сердцем…
9 апреля 2018