Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Капитан первого ранга |
год: | 1958 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Александр Мандрыкин |
сценарий: | И. Кротков |
продюсер: | Кулло Муст |
видеооператор: | Юлий Кун |
композитор: | Эуген Капп |
художники: | Пеэтер Линцбах, Майму Ваннас |
монтаж: | Юджен Розенталь |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 13 января 1959 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 31 мин |
«Куцым» получился фильм. Сразу и не скажешь, в чём именно это выражается. Скорее — в определённой «фрагментарности» подаваемого материала. Алексей Силыч Новиков-Прибой личность в стране известная. Даже если его фамилия ничего не говорит зрителю, то о романе «Цусима» слышали многие. Печататься Новиков-Прибой начал ещё до революции, но далеко не все рассказы проходили цензурное сито. Над своим главным произведением «Цусима» писатель работал больше пяти лет, а вот над романом «Капитан I ранга» (по которому снят фильм) — почти 10 — до самой своей смерти в 1944 году. Закончить его писатель-маринист так и не успел.
Экранизации всегда чреваты «подводными камнями» — что включить в сценарий, а что оставить «за бортом». Александр Мандрыкин выбрал обычную для революционных картин тех лет «схему». Первое — трудное начало матросской службы: «Ты стой крепче против ветра. А матросом станешь — сам чёрт тебе не брат!» Второе — постепенное осознание необходимости борьбы с царским режимом, и, прежде всего, — с самодурами-офицерами. Третье — революционные события и парадный финал. Самым ярким и эмоционально достоверным получилось начало фильма. Здесь каждый актёр на своём месте, к тому же чётко прослеживается логика поступков персонажей. Затем начинается «фрагментарность».
Понятно, что жёсткий хронометраж односерийного фильма «требовал жертв», однако, учитывая объём романа, следовало хотя бы добавить вторую серию, чтобы «очеловечить» героев, и максимально приблизить экранное действие к первоисточнику. Слишком много ценной информации ускользает от зрителя, который не читал роман. То, что на экране занимает несколько минут, писатель описывает на десятках страниц, раскрывая причины тех или иных поступков персонажей. Новиков-Прибой — самобытный писатель. Из всего творческого наследия экранизирован всего один рассказ «Бухта смерти» (1926). На странице данного фильма нет даже упоминания о фамилии писателя. А о Цусимском сражении снято всего 2 фильма, и оба — японские: «Битва в японском море» (1969) и «Цусимская битва» (1975). Жаль. Славная история русского флота заслуживает большего…
1 февраля 2018