Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 8.1 |
IMDb | 7.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Дружок |
год: | 1958 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Виктор Эйсымонт |
сценарий: | Николай Носов |
видеооператор: | Бенцион Монастырский |
композитор: | Лев Шварц |
художник: | Константин Урбетис |
жанры: | комедия, семейный, детский |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 17 июля 1958 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 7 мин |
При просмотре данного фильма современный зритель сталкивается с такой проблемой: есть всем знакомое литературное произведение, добротно перенесённое на киноплёнку практически дословно, есть характерный стиль кино 50-х. Но за этими двумя компонентами, достаточно яркими, теряется индивидуальность данного фильма. С учётом того, что сценарий к нему писал сам Носов, он имел полное право переиначивать свои рассказы как угодно, чтобы адаптировать их для кино. Но, несмотря на это, склейка из двух рассказов получилась очень грубой: только мальчики не смогли приготовить себе ужин и легли спать голодные, как сразу же показывают, как они уезжают домой и готовят чемодан, чтобы везти в нём собаку. В «Топинамбурах», основанных на том же литературном материале, соединение этих рассказов Носова сделано гораздо органичнее: события одного рассказа становятся причиной событий другого. Здесь же эпизод с кашей просто вставлен в действие, чтобы заполнить пребывание детей на даче хоть какими-нибудь приключениями. Поскольку оба фильма являются экранизациями примерно одних и тех же рассказов, данная рецензия будет включать в себя ряд сравнений.
Сам по себе стиль данного фильма — вещь индивидуальная, он может нравиться, а может не нравиться. Мне не удалось найти информацию о том, насколько сам Носов был доволен этим фильмом, но поскольку он сам выступил в роли автора сценария, можно предположить, что фильм был сделан так, как он хотел, и, скорее всего, его стиль соответствует той эстетике, которую имел в виду Носов. Для современного зрителя эта эстетика может показаться чересчур наигранной и театральной, напоминающей не игровой фильм, а мультик. Не случайно произведения Носова зачастую были экранизованы именно анимационно. Скорее всего, специфическая манера игры у детей связана именно с этим, их актёрская школа была заточена под особенности стиля. Точно так же может быть и наоборот, именно этот почти мультяшный стиль для ряда слушателей будет ассоциироваться с радостным и безмятежным детством и являться большим козырем данного фильма. В этот стиль хорошо вписывается и эстетика самих показанных в фильме реалий, например, школьная форма с фуражками и пряжками.
Однако, кроме этого стиля, я не могу назвать ни одного преимущества «Дружка» перед «Топинамбурами». В этом фильме нет ярких песен, разные рассказы объединены в единое действие менее органично, их меньше, и, соответственно, интересных событий тоже меньше; это компенсирует ряд нестыковок в более новом фильме. Даже то, что замена поезда из рассказа на пароход впервые появляется именно в этом фильме, лишь уменьшает количество преимуществ «Топинамбуров», но не является его собственным преимуществом. Данный фильм смотрится не как нечто выдающееся, а как вполне добротная, но проходная работа, в которой всё профессионально, мило и позитивно, но, в то же время, нет характерных запоминающихся деталей. Не лидер, но крепкий типичный представитель детского кино конца 50-х.
7 из 10
9 апреля 2020
Не разделяю оптимизма EnotSty по поводу данного фильма. Никогда его не смотрел в детстве, а посмотрев уже сейчас, когда мне скоро будет пятьдесят, понял что ничего особо не потерял: маленькие актёры играют неестественно; оригинальный текст Носов зачем-то изменил, добавив ненужные моменты, видимо что бы натянуть кинематографическое время (рассказы то короткие!); поезд заменили на пароход; учительница литературы превратилась в учителя и прочая, прочая, прочая.
Вообще складывается интересная картина — блестящие повести и рассказы Николая Носова очень трудно переносятся на большой экран. Насколько интересно читать — настолько неинтересно зачастую смотреть то что получилось, за редким исключением. Более-менее смотрибельными получились «Приключения Толи Клюквина» и «Незнайка на Луне» (хотя к нему тоже есть претензии, но несущественные), да весёлая история про Винтика и Шпунтика. Так что остаётся только надеяться и ждать, кто рискнёт следующий?
5 из 10, из уважения к мастеру.
3 февраля 2015
В последнее время всё больше и больше уделяется внимание нашему старому кинематографу. Отчасти это объясняется тем, что в нашем настоящем наблюдается редкостное безрыбье, с другой стороны грустно, когда уходят кумиры прошлых лет. При этом свой статус они завоёвывали отнюдь не спецэффектами и пиаром. Сейчас по телевизору стали показывать разноцветье восстановленных или ремастерированных шедевров, однако везёт далеко не многим. А ведь где-то есть отважные герои очень маленького росту. Кому не очень повезло со сценарием, кому-то с прокатом, кому-то просто не повезло. А вот встретишь какое-нибудь милое и простоватое чудо, и такая ностальгия накроет…
К примеру «Дружок». Сами посудите. Ну казалось бы что здесь шедеврального. Простейший сценарий, который можно пересказать двумя тремя предложениями. Взрослых почти нет, а ждать чего-то от маааленьких детей (а ведь они справляются со своими ролями на все 100). Цветовая (хе-хе) гамма. И вот уже современный зритель воротит своё лицо в сторону современного, суперсовременного и так далее и так прочее. Однако попадёт случайно на такой фильм и смотрит и смеётся, и думает, вот же умели снимать раньше. Хотя наверное есть зрители, которые уже не могут жить без спец эффектов.
Да ну их. Поговорим о фильме.
Сценарий. Хорош. Взята самая что ни на есть детская классика. Помню, как в детстве читал эту вещь и как заливался смехом.
Актёры дети. Создавалось впечатление, что это их сотый фильм. Всё по делу, профессионально. Достоверно.
Актёры взрослые. Да, их мало, да и появляются они буквально на минуты. А то и на секунды. Но всё гармонично и разнообразно. Когда человек буквально за 10 секунд может показать того или иного героя, его характер и так далее… Возьмите к примеру двух Сергеев — Филиппова и Троицкого. Сколько они были в кадре. А как они были в кадре. Абалдеть.
Картинка. Да, она малоцветная, насыщенности возможно не хватает. И что. И чего. Не ужели это повод не оценить картинку как таковую. Даже в такой ограниченной гамме есть масса прекрасных кадров. Особенно когда теплоход плывёт. Тут вам и пейзажи берега и кораблики разноразмерные.
Бог он как говрят в большом, а нечисть в мелочах. Однако здесь есть масса мелочей, которые как изюминка в булочке. Вот взять те же встречные кораблики, сколько там нюансов. А финальные сцены, там, где дети с собаками…
Каша. Если вспомнить книгу, то это место было самое весёлое. Как там живо и ярко был описан сам процесс сбегания каши и того, что вокруг происходило. Жаль, что каша оказалась плохим актёром. Да весело, но в книге это просто непередаваемо.
Звук. Опять же. Если у вас пятиканальная система с мега басом, то вы будете, наверное, разочарованы. А я вот ничего. Потому что требовать от фильма 50-х невозможного — не стоит. Возможно, найдутся люди, которые в конечном итоге и фильм разукрасят и звук подправят, однако тут мы подходим пожалуй к самому главному.
Атмосфера. Да — да. Именно атмосфера того времени здесь как никогда чувствуется. Причём чувствуется в каждом кадре, в каждом слове, даже в собаке. Дружок — собака пятидесятых. Бес породная, бес гламурная… бес короче а не дружок. (хе — хе).
Целевая аудитория. Да это дети. Не подростки там, а дети младшего школьного возраста, а ведь для них вообще мало чего есть. Ну не телепузиками же их кормить в самом деле.
Позитив. Драматизм здесь как бы то ни было есть, но позитива существенно больше. Одним словом — жизнь удалась.
Если вы не помешанный на мегаспецэффектах человек — смотреть обязательно.
9 из 10
8 января 2010