Рейтинг фильма | |
IMDb | 7.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
База мертвых людей |
английское название: |
Baza ludzi umarlych |
год: | 1958 |
страна: |
Польша
|
режиссер: | Чеслав Петельский |
сценаристы: | Марек Хласко, Чеслав Петельский |
продюсер: | Станислав Жилевич |
видеооператор: | Курт Вебер |
композитор: | Адам Валачиньский |
художники: | Войцех Кжиштофьяк, Янина Козминская |
монтаж: | Фелиция Роговска |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 10 августа 1959 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 49 мин |
Где-то в далекой польской глуши идет работа — малоприятный люд на убогих грузовиках добывает лес для восстановления промышленности Польши после войны. Люди на базе, а некоторые из них уголовники, недовольны жизнью, а больше всего — грузовиками. Собственно, это основная их претензия. Грузовики буквально разваливаются, перед каждым выездом их необходимо чинить. На базу тем временем прибывает человек по имени Стефан Забава. Он полон энтузиазма и сознания долга. Его задача — убедить людей остаться на базе и во что бы то ни стало продолжать добывать лес. Женщина, с которой он прибывает, тянет его в город, но ей это не удается. Забаве придется потерять эту женщину (она, все более превращаясь в проститутку, уйдет с более «перспективным» мужчиной), придется пережить смерть ряда коллег (они убьются на грузовиках), но он все равно останется верным долгу.
Этот фильм восславляет трудовой подвиг, причем делает это без социалистического налета. В этом, пожалуй, и состоит его уникальность — несмотря на время, здесь почти ни слова нет про идеологию. Возможно, она подразумевается, но описываются здесь события скорее просто жизненные, чем требующие идеологической огранки. Тот факт, что стране нужен лес, совершенно не связан с политическим режимом. В Советском Союзе подобный сюжет непременно скатился бы в примитивную героизацию отдельного труженика, здесь же живых людей гораздо больше чем манекенов. Поначалу Стефан Забава оказывается в гуще врагов — обитатели базы буквально хотят его зарезать ночью. Но постепенно, шаг за шагом, он зарабатывает у них авторитет. Он превращается в деятельного лидера, причем смерть товарищей его не пугает. Соблазн бросить все и отправится в город тем не менее очень велик. В 1946 году в Польше каждый сам за себя. Нацию объединить очень трудно. В стране полно работящих людей, но никто больше не хочет рисковать жизнью. А жизнь на базе — это именно рискование жизнью. У грузовика вполне могут отказать тормоза, и тогда первый же поворот для машины, нагруженной лесом, будет смертельным. И весьма любопытно наблюдать за тем, как Забава, преданный идее дела, пытается найти общий язык с теми, кто уже почти похоронил себя в лесной глуши. Этих людей ничем не пронять. Зарплату они пропивают. И все же Забава находит к ним подход.
«База мертвых людей» имеет все атрибуты классического кино. Здесь и продуманность каждый сцены, и живые, непохожие друг на друга характеры, и весьма напряженный сюжет. Казалось бы, что может быть динамичного в том, что люди валят лес? И тем не менее, фильм держит от начала и до конца. Совсем уж плакатного героического налета в этом фильме нет, но тема подвига все равно чрезвычайно убедительна и далеко не так глупа, как в современных первых советских фильмах о войне.
9 из 10
11 декабря 2016
Трудно поверить, но режиссеру Чеславу Петельскому, удалось пронзить грязные и дряхлые машины образной красотой до такой степени, как многим не удается представить даже природу, с её горами, морями и прочим. Завораживающе смотрятся машины на фоне бесконечно красивых лесов. Магическим образом приковывают взгляд простые вещи окружающие главных героев, антураж в этой киноленте весомое достоинство, приведшее меня в восторг. База мертвых людей — появилась во времена подъема Польского кино, и действительно пересматривая эту картину невольно убеждаешься, что она хороша, и своим появлением только способствовала золотому киновеку Речи Посполитая. «Следующая остановка — рай» роман Марека Хласко, я не имел чести прочесть, однако убежден в том, что его экранизация достойна первоисточника.
История разворачивающаяся перед нами — отношение человека к человеку, порой жестокое предвзятое, а иногда и справедливое. Только в конце ты узнаешь кто есть кто. Впрочем о сюжете распространятся не стоит, лучше смотреть. Словами не передать и игру актеров, не то чтобы она восхитительна до потери речи, она проста, и в этой простоте её естественность и привлекательность. Хотелось бы особо подчеркнуть игру Эмиля Каревича и Терезы Ижевской, на мой взгляд самые показательные персонажи в фильме.
Остается только взгрустнуть о том, что на момент написания этого отзыва, количество оценок «Базы мертвых людей» на кинопоиске насчитывает 12 единиц (к примеру у бездарнейшей комедии Тома Путнэма «Красавица и уродина» более 14 с половиной тысяч!!!), да и перевода на русский язык найти не удалось, а этот показатель, к великому сожалению, является «отбивателем» охоты к просмотру кинолент, у многочисленного зрителя. Тем немногим, кому всё же удастся протоптать дорожку к этому творению, представится возможность испытать на себе незабываемую магию седьмого искусства.
19 октября 2014