Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.5 |
IMDb | 7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Порт де Лила: На окраине Парижа |
английское название: |
Porte des Lilas |
год: | 1957 |
страны: |
Франция,
Италия
|
слоган: | «Comedy - Suspense - Love - and a Paris few people ever see!» |
режиссер: | Рене Клер |
сценаристы: | Рене Клер, Рене Фалле, Жан Орель |
продюсеры: | Рене Клер, Андре Давен |
видеооператоры: | Робер Лефевр, Альбер Милитон |
композиторы: | Жорж Брассенс, Марк Ланжан |
художники: | Леон Барсак, Розин Деламар, Морис Барнатан |
монтаж: | Луизетта Откюр |
жанры: | мелодрама, драма, криминал |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 20 сентября 1957 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 35 мин |
Порой меня удивляют экзальтированные, чрезмерные, гипертрофированные персонажи старого европейского кино, но затем я ловлю себя на мысли, что это же старое европейское кино.
Хотя, если подумать, то каждый может вспомнить схожих людей и в своем окружении — таких людей, которые как будто постоянно переигрывают, хотя в том нет никакой нужды.
Мне кажется, этот фильм подымает вечные темы «дихотомии добра и зла» — и каждый персонаж воспринимает эти два концепта по-своему, начиная от матери беззаботного пьяницы Жужу, заканчивая хитромудрым Барбье.
Из всех персонажей мне больше всего понравился Артист — именно его поведение кажется самым разумным и, я бы даже сказала, адекватным в сложившейся ситуации и последующих событиях. А меньше всего — Мария. Конечно, она, скорее всего задумывалась как образчик юности и впечатлительности, и тем не менее, пусть и красива, а, как по мне, ни заслуживает внимания ни Барбье, ни уж тем более Жужу.
Вердикт — хороший фильм на вечер.
23 апреля 2021
Типичная европейская картина, возможна одна из основополагающих для сегодняшних кинематографистов из Европы. В чём это выражается? Говоря по простому — в фрикичности персонажей, в их крайностных проявлениях характеров и воли-направлений, не характерности в среднем по больнице — вряд ли фильм можно отнести к столь любимым мною «слепкам времени» или «художественным свидетельством состояния общества».
Итак: если нищий — то алкоголик и бездельник, неряха и неуклюжий. Если преступник, то альфонс, убивающий полицейских и проламывающий своей уверенностью и «мачизмом» оболочку морали, стыда и воспитания девы младой. Если дева влюблённая — отдающаяся сразу и до конца, словно ожидая этого бандитского наскока на свою мораль. Да и бедняки восприняли появление «блистательного» преступника в их нищем районе как некую помесь Робин Гуда с Дубровским — настолько их жизнь критично неприглядна. Всеми «фибрами» души они устремились к казалось открытым вратам, если не в рай — то в место где хоть, что-то возможно, но…
В цело фильм чувства-эмоции будоражит здорово и этому безусловно способствует насыщенность сюжета действиями требующих от зрителя оценки по принципу моё\не моё, но чувствуя избыток не обязательных крайностей в показанных характерах персонажей после просмотра остаётся осадок в виде вопроса: что мне, как человеку, дал этот фильм?
6 из 10
25 декабря 2018
Посмотреть этот фильм меня, можно сказать, заставила книга. Но не роман «Большой пояс» Рене Фалле, а сценарий, написанный Рене Клером и им же отредактированный для удобного восприятия читателем. Фильм чрезвычайно динамичен и увлекателен, несмотря на то, что 1/2 фильма снята в подвальном помещении, а на протяжении 100 минут стреляют всего 6 раз. Причина — в тщательной разработке характеров персонажей и оригинальной сюжетной линии.
Главные герои фильма — жители небольшого городка близ Парижа. Их жизнь размеренна, неспешна, бездеятельна. Жюжю — уже немолодой, толстый пропойца с доброй и чистой душой, безработный «увалень». Страдает от того, что он никому не нужен и что все «люди — сволочи». Его друг Артист смотрит на вещи более философски. Он относится ко всем мирским передрягам и заботам как к чему-то преходящему, но необходимому, (у всех «Артистов» что-то от буддистов) ни во что не ввязывается и лишь наигрывает на своей гитаре с отстраненным видом печальный мотив.
Размеренность жизненного уклада Порта де Лила прерывается появлением гангстера. Скрываясь от погони он прячется… в доме у наших друзей, которые согласились любезно приютить его, да еще вдобавок взялись выходить и поставить на ноги несчастного убийцу! Жюжю наконец чувствует, что кому-то нужен, что его помощь желательна и даже необходима. Естественно он горячо привязывается к гангстеру (Барбье), чего не скажешь об Артисте. Но! Внезапно возникшей дружбе суждено разрушиться словно трубе дымохода и причиной тому, конечно, явится женщина.
Центральным персонажем, действующим (скажем — не лицом, а) местом является сам Порт де Лила (о чем говорит уже само название фильма), его жизненные устои, традиции, нравы. Как раз Жюжю и Артист являются их олицетворением, они обладают миролюбивым характером, добросердечны, но также способны расправиться со всяким злом, пытающимся проникнуть в их тихий мирок.
Именно на богатство и глубину внутреннего, невидимого взору мирка обычного бродяги и бездельника, всеми покинутого и никому не нужного и делается в фильме основной упор. Фактически именно на его раскрытие и направлено все действие. Способность к почти героическим поступкам, склонность к альтруизму и множество других положительных качеств личности (именно Личности) можно заметить у обитателей гнилых трущоб, таких как «Порт де Лила»… Если уметь присматриваться как это делает Рене Клер.
В заключение цитата самого режиссера:
«Я хотел, чтобы персонажи «Порт де Лила» были подобием той унылой местности, которой достаточно немного тумана, трех капель дождя или мимолетного солнечного блика, чтобы совершенно изменить свой вид.»
8 апреля 2013
Выдающаяся, на мой взгляд, работа популярного киномастера, выполненная в исконно европейской манере. В то же время, «Порт де Лила» — истинно французский фильм, характерный для французского кино, пропитанный его духом, его атмосферой. Наконец, настоящий и полноценный шедевр. Два слова о названии картины: оригинальный авторский вариант называется именно «Порт де Лила», в советском же прокате, как это часто бывало, фильм пошёл под другой вывеской — «На окраине Парижа».
Жюжю (Пьер Брассёр) — пьяница и лентяй, опустившийся мужчина средних лет, живущий на иждивении старушки матери и родной сестры. Всё его существование сводится к тому, чтобы найти себе выпивку, еду и собеседника, с которым можно было бы потрепаться. Жюжю понимает, что он эгоист, что живёт неправильно, что нужно попытаться как-то измениться. Поэтому его искренне удивляет поступок своего приятеля, музыканта по прозвищу Артист (Жорж Брассанс), отдавшего ему свой бокал вина — очевидно, что Артист не эгоист, он может жить для других, но почему же сам Жюжю этого не может!? В Жюжю всё больше и больше просыпается стремление помочь кому-нибудь, потребность реализовать свою доброту. Такая возможность главному герою предоставляется…
Внезапно весь район, где происходит действие картины, — а это бедная и грязная окраина Парижа, — оцепляется полицией. Перекрываются улицы, стражи порядка с автоматами ходят с обысками по квартирам, служебные собаки идут по чьему-то следу. Вскоре становится понятно, кого именно ищут — бежал, убив двух полицейских, матёрый преступник Барбье (Анри Видаль). Барбье пробирается в дом Артиста, и хозяин дома в очередной раз проявляет своё благородство, говоря Жюжю: «Пока он находится у меня в доме — он мой гость, и я не могу его выдать полиции!» К тому же, Барбье нездоров, ему требуются лекарства, и Артист с Жюжю ухаживают за преступником. Особенно старается Жюжю, получивший шанс пожить для кого-нибудь, кроме себя самого — он бегает по окрестностям, делая всё, чтобы угодить Барбье. Последний же — надменный и самовлюблённый франт, использующий людей лишь ради своих корыстных целей. Время идёт, Барбье всё никак не покидает дом Артиста. Постепенно в троицу главных героев повествования — Артист, Жюжю, Барбье — вклинивается и четвёртый — девушка-красавица Мария (Дани Каррель), дочь хозяина кафе, в котором обычно проводят всё своё время Артист и Жюжю. И тут-то начинается самое интересное!…
Фильм содержит множество комичных и забавных ситуаций, но в то же время он и несколько грустный — для людей, хорошо знакомыми с французским кино, никакого противоречия здесь нет. Типичная, в жанровом смысле, французская трагикомедия. Смотрится всё очень легко, фильм душевный и цепляющий. Как говорится, и для ума, и для души.
Лично для меня знакомство с «Порт де Лила» явилось настоящим открытием творчества Рене Клера — к своему стыду, ранее я не видел фильмов этого шикарного режиссёра. Что ж, будет над чем поработать. Вместе с тем, чрезвычайно интересно было познакомиться с игрой таких интереснейших исполнителей, как Пьер Брассёр, Дани Каррель и Анри Видаль. Что же касается Жоржа Брассанса, то о нём стоит сказать отдельно. Впервые я узнал о Брассансе, слушая концерты Булата Окуджавы: наш великий бард рассказывал, что во Франции есть свой «Окуджава» — Жорж Брассанс, что французскому исполнителю своих песен очень нравится его советский коллега, и что Брассанс несколько раз приглашал Булата на свои концерты в Париж. Б. Окуджава: «На одном из таких концертов я побывал, и мне очень понравилось.» «Порт де Лила» — один из редких фильмов, где снимается Брассанс, в кадрах он почти всегда с гитарой, несколько раз поёт свои песни.
Очень сильная по своему эффекту картина, особенно её концовка. Я смотрел фильм в кинозале на большом экране, зрителей было не много, но когда пошли финальные титры, все 20 человек, присутствующие в зале, не сговариваясь, встали и разом зааплодировали. Такова была искренняя реакция людей на эту прекрасную картину.
9 из 10
28 января 2012