Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 8.1 |
IMDb | 7.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Лебединое озеро |
год: | 1957 |
страна: |
СССР
|
слоган: | «The most acclaimed ballet of our time.» |
режиссер: | Зоя Тулубьева |
сценаристы: | Асаф Мессерер, Александр Радунский, Зоя Тулубьева |
видеооператоры: | Михаил Силенко, Абрам Хавчин |
композитор: | Пётр Чайковский |
жанр: | музыка |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 21 октября 1957 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 21 мин |
Майя Плисецкая — великая балерина и прекрасная женщина с неповторимой харизмой. Самая классическая и самая современная, самая стильная и самая простая. Не фея. Не Джульетта. Огонь. Словом настоящая женщина, которая танцует. И все ее героини — они прежде всего живые (в полном смысле этого слова) женщины. Это отличает ее от всех. В представлении общества балерины — нежные и несколько андрогинные существа, но Плисецкая не такая. Когда танцует великая Майя, гремит гром. Заснуть невозможно. Вы ясно видите страсть и, о боже — сексуальность!
Балет «Лебединое озеро» лично у меня ассоциируется только с ее именем. Может потому, что это первый спектакль моего детства, а я думаю, что дети более тонко чувствуют фальшивость и правдивость исполнения. Они засыпают не тогда, когда скучно, но тогда, когда нет эмоций. Заколдованная девушка Одетта, превращающаяся в лебедя, не может быть неискренней. Она — героиня из сказки, а сказочные персонажи не должны врать. Это жестоко. Так вот, Майя Плисецкая сыграла и станцевала эту роль душой и руками, которые бились подобно крыльям, о воду заколдованного озера. С такой же отдачей она перевоплощалась в Одилию — дочь злого колдуна. Черное платье, красное перо, но главное — взгляд. Колючие и хитрые глаза разлучительницы, стреляющие по своей жертве, по принцу.
Принц Зигфрид, полюбивший девушку-лебедя, но подпавший под очарование коварной Одилии — типичный мягкотелый дворянин. Этим фактом безжалостно пренебрегают современные танцовщики, изображающие его этаким храбрецом. Никто из них так и не дотянулся до уровня легкого, но по-королевски вальяжного Николая Фадеечева. Его принц — настоящий. Нет, ну конечно он сказочный, но только не по характеру. Каждый жест и взгляд говорит все. И не надо делать сальто-мортале. Фадеечевский Зигфрид так гениально снимает перчатки, что смотреть на это можно бесконечно, а повторить все равно не получится. И опять же он сексуален (я не имею в виду трико, которое носят танцоры). Принц должен быть принцем, но вот как уловить черты особы королевских кровей? Посмотрите на Фадеечева и поймете, что все так легко именно потому, что трудно.
К сожалению, сейчас в нашей стране таких танцоров нет. Да и есть ли танцоры? Пожалуй есть госпожа Волочкова, которая закидывает ногу за голову. Есть Светлана Захарова, делающая гимнастику под музыку. Есть Марина Александрова и Светлана Лунькина. Вы таких знаете? Я — да, но только потому, что этим интересуюсь. Если кому-то интересно, то среди современных балерин могу позитивно выделить только Диану Вишневу и Ульяну Лопаткину. Но ведь многим из вас эти имена ни о чем не говорят? А вот Майю Плисецкую знали во всем СССР и отлично знают сейчас. Даже те, кто балетом не интересуется. И «наше некультурное время» здесь не отговорка. Вот мол, перестали люди интересоваться высоким искусством! Нет уж, господа! Людей подсознательно тянет к хорошему. Просто талантов балетных в нашей стране пока нет. Они говорят, что «модерном» занимаются, а Европа и Америка медленно да верно пересматривают кассеты с выступлениями наших гениев и перенимают все лучшее, потому что знают, что классика без модерна обойдется, а вот модерн без классического фундамента… Думаю, вы меня понимаете.
Но вернусь к балету «Лебединое озеро». В нем четыре женских персонажа, которые исполняют и выполняют одну сюжетную линию: — Одетта-девушка, Одетта-лебедь, Одилия-девушка, Одилия-лебедь. Четыре роли, сыгранные одной актрисой. Разные повадки, разные характеры. Две сущности двух героинь. Сложный характер женщины и легко-читаемая сущность мужчины. Если вы не любите балет, то могу вас успокоить. В этом спектакле полно актерской игры, которую интересно наблюдать. А фразу, выражающую в полной мере все то, что я пытаюсь расшифровать, я написала в заголовке. Под конец, хочу привести маленькую речь Майи Плисецкой. Речь в высшей степени жизненная, но при этом не лишенная сказочного идеализма:
- Характер — это и есть судьба. И второй раз родиться не выйдет, как ни старайся! Свое живи!..
Резко, но разве не поэтому герои сказок всегда побеждают?
10 из 10
6 декабря 2008