Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.2 |
IMDb | 5.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Звёзды на крыльях |
год: | 1955 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Исаак Шмарук |
сценаристы: | Евгений Помещиков, Владимир Безаев |
видеооператоры: | Владимир Войтенко, Валентин Орлянкин |
композитор: | Герман Жуковский |
художники: | Виктор Мигулько, Екатерина Юкельсон |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 19 июля 1955 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 21 мин |
«Летят машины, обгоняя время. Гудит в турбинах буйная гроза. Глядят вперёд сквозь стёкла гермошлемов пытливые и смелые глаза» (Александр Брус)
В Советском Союзе про лётчиков снималось множество фильмов. Были великолепные, были и откровенно слабые. В жанровом отношении картины тоже сильно разнятся. Есть комедийные, как, например, бесподобный «Небесный тихоход» (1945) с Николаем Крючковым. А есть серьёзные, как «Дни лётные» (1966) с Николаем Олялиным. Картина Исаака Шмарука «Звёзды на крыльях» занимает как раз промежуточное положение и по времени создания — 1955 год, и по внутренней структуре картины. Заявленный жанр «драма» справедлив лишь отчасти, да и то — только для первой половины. Вторая половина протекает исключительно в мелодрамно-комедийном ключе. На советские картины «посторонний зритель» заглядывает редко. Если уж он оценил работу Шмарука ниже шести баллов — тому имеется причина, и даже не одна. Дело в том, что начало и конец фильма выглядят почти как разные работы.
Первая часть привлекает «бытоописательной» частью военного аэродрома, на котором базируются МиГ-15 — советский истребитель, разработанный ОКБ Микояна и Гуревича в конце 1940-х годов; наиболее массовый реактивный боевой самолёт в истории авиации, состоявший на вооружении многих стран мира. Количество показанных оператором МиГов просто поражает! Если внимательно приглядеться, то можно увидеть истребитель с бортовым номером 6100! Кроме того, особую ценность картине придаёт тот факт что в ней снималось Ейское ВВАУЛ тогда называвшееся «Военно-морское авиационное училище имени И. В. Сталина». В техническом плане фильм безупречен, если вспомнить, что по ходу сюжета показывают вертолёт Ми-4, принимающий участие в спасательной операции, самолёт Ли-2 СССР-Л4332, а также пилотажную группу на МиГ-17-х в фантастической раскраске. Кроме того, бесподобные воздушные съёмки Ейской косы, форму которой ни с какой другой не спутаешь.
Всё это безусловные и неоспоримые плюсы картины, но техника и география съёмок не могут заменить сюжета, в котором главное — это люди. Персонажей в картине много. Даже в череде главных героев — пятеро: трое мужчин и две девушки. Олекса Лавринец (Вячеслав Тихонов), Владимир Букреев (Лев Фричинский), Николай Коренюк (Юрий Боголюбов), Надежда Коренюк (Валентина Куценко) и Галя Гончаренко (Лариса Кронберг). Взаимоотношения этой пятёрки запутанные и перепутанные. Имеется и свой любовный треугольник, который кроме как «сценарным недоразумением» не назовёшь. Сценаристов двое: Евгений Помещиков и Владимир Безаев. Помещиков уже известен целым рядом отличных картин, а Безаев — дебютант. Может быть именно поэтому сюжет такой «неоднородный»? С одной стороны — яркий, самобытный, колоритный, национальный юмор, идеальным воплощением которого стал старшина Клочко (Юрий Тимошенко — всенародно известный Тарапунька). А с другой — совершенно нелогичные «выкрутасы» в сюжете, которые сильно «приземляют» итоговое впечатление о картине.
Если любовные «брожения» Надежды ещё можно хоть как-то понять, то эпизод со штормом, а уж тем более — с вражеским самолётом выглядит не просто инородно, а скорее — нелепо. Отматывая фильм назад, понимаешь, не будь этих сцен, зритель бы запомнил, в первую очередь отечески-наставительные реплики старшины Тимошенко: «А как вам вот такой конспект? «Я помню море пред грозою, как я завидовал волнам, бегущим бурною чредою с любовью лечь к её ногам». Это что, тоже метеорология?» или «Найти, товарищ курсант, можно всё. А вот потерять матросу нельзя ничего! Ни сметки, ни умения, ни терпения». Либо разговор двух девушек: «Ой, дуры мы, дуры! Ты-то ещё ничего себе, а я — так круглая!» или «Что вы за люди такие? У этой настроение, у Кольки настроение! Не поймёшь никак сразу, то ли он душевно страдает, то ли у него зуб болит!»
В одном из последних интервью Вячеслав Тихонов сказал: «Мы делали фильмы для того, чтобы люди, посмотрев их, понимали, как хорошо, как прекрасно жить!» Пусть фильм удался не во всём, зато он навсегда остался кинематографическим памятником тех лет. А памятники с постаментов сбрасывают только вандалы…
2 апреля 2020