Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.4 |
IMDb | 6.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Педагогическая поэма |
год: | 1955 |
страна: |
СССР
|
режиссеры: | Алексей Маслюков, Мечислава Маевская |
сценаристы: | Иосиф Маневич, Алексей Маслюков, Антон Макаренко |
продюсеры: | А. Бочаров, В. Бужилевич, Михаил Ротлейдер |
видеооператор: | Иван Шеккер |
композитор: | Анатолий Свечников |
художники: | Галина Нестеровская, Максим Липкин |
монтаж: | И. Карпенко |
жанры: | драма, биография |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 26 декабря 1955 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 6+ |
Длительность: | 1 ч 51 мин |
Как-то на просторах Интернета гуляла шутка — нет ничего хуже, чем смотреть фильм с человеком, который прочитал книгу, по мотивам, которой снят фильм. В шутке всегда есть доля правды — книгу еще не дочитала, она достаточно объемная, еще в процессе, но фильм посмотрела. Книга написана понятным, доступным языком, содержит огромное количество рассказов, с множеством героев (конечно, ведь воспитанников то было от 15 до 400), но на этом фоне выделились наиболее значимые, часто задействованные.
Что всё о книге, да о книге… так вот относительно фильма: прекрасно!
Съемочная группа смогла настолько удачно выбрать показательные рассказы, настолько лаконично, но емко передать смысл книги, показать наиболее главных персонажей, не потерять сюжета, последовательности, не сделать фильм скомканным. Современным сценаристам надо поучиться как снимать объемные книги! Сейчас же пытаются снять всю книгу, от того выходит не фильм, а оторванные куски от целого. Тут же цельная, полная картина!
Фильм передает дух картины (может где-то приукрашено или трудности не так обрисованы, но это ощутимо), также фильм соответствует своему времени -1955г.
10 из 10
2 июня 2017
Да уж. Вот кино так кино! Пытаюсь вспомнить хоть что-нибудь настолько же лживое и откровенно залакированное и не могу. Понимаю, что фильм во многом адресован детско-юношеской аудитории, и недоумеваю еще больше. Как можно?!
Картина просто источает фальшь! Средоточие лицемерия и обмана. Излюбленный трюк доблестного советского Правительства. Потемкинская деревня, возведенная в абсолют. Стопроцентная имитация успеха и благополучия при одновременном полном отрыве от реальности. Чудовищно, однако.
Мне, признаться, претит сама идея: тратить баснословные средства, ресурсы (включая чисто человеческие: время, силы, терпение, здоровье) на тех, кого объективно (!) невозможно исправить. За редкими исключениями, ни в коей мере не могущими оправдать и малой доли понесенных затрат.
Но это только один аспект проблемы. Ситуация существенно ухудшается, когда вместо кажущихся логичными средств и методов воспитания отдельные авантюристы начинают, якобы, на свой страх и риск «увлекаться» гуманизмом и пр. весьма чреватыми в подобных условиях идеями. В фильме это наглядно продемонстрировано: одно дело, когда так называемые колонисты воруют у себя, и совсем другое — когда в результате «единичных случаев» страдают обычные люди, волею судьбы, живущие по соседству. Разумеется, в картине всё ограничивается построением и извинением (а виновника так и вовсе отпускают на все четыре стороны!), но мы-то понимаем, что слова «впредь подобное не повторится» просто нелепы и смешны.
Наконец, хуже всего, когда система, построенная на «праве сильного» (а ведь именно с этого начинается становление авторитета тов. Макаренко в его колонии), позиционируется как нечто новое, исключительно добровольное, свободное и искреннее. Когда неизбежные провалы, ошибки, недостатки и пр. рассматриваются лишь через призму случайности и неисправимой порочности отдельных элементов. И, наоборот, любые, даже самые незначительные успехи преподносятся как нечто само собой разумеющееся, диалектически вытекающее из единственно верной линии (направления) движения и развития.
Омерзительно. Наглая беспринципная ложь — вот что представляет собой этот фильм. Не иначе как умиление должны вызывать у зрителя перевоспитывающиеся на его глазах молодые урки и малолетние оборванцы. Раскаяние, стыд, боль (тернист, что и говорить, путь борца за правду и справедливость) — как это всё эффектно преподнесено! Как всё просто и легко! Ни возраст, ни пол не имеют значения! Главное — желание трудиться ради общего блага. Еще бы, ведь только тогда едва научившиеся (и то не все) читать вчерашние уголовники и беспризорники будут удостоены великой чести: визита самого (шутка ли!) А. М. Горького!
Отвратительное зрелище. Хорошая, не стану спорить, картинка, не имеющая ничего общего с действительностью. Недопустимо.
2 из 10
31 января 2011
Хотя фильм в моей коллекции появился значительно раньше, чем я прочитала «Педагогическую поэму» А. С. Макаренка, посмотрела его только после прочтения указанного произведения. Сказать, что это точная экранизация произведения — очень сложно. Скорее всего — это маленький экскурс в педагогическую поэму, иначе фильм бы затянулся на часов 5 не менее. Характеры тех героев, которые присутствуют в фильме, практически не раскрыты, уже не говоря о том, что многих персонажей вообще нет в фильме, например, Силантия Отченаша, Марии Кондратьевны, товарища Зои, товарища Брегель, Халабуды. Не показано также, как сложно развивалась хозяйственная деятельность трудовой колонии им. Горького, как сложно было достать тех же лошадей, деньги на ремонт помещений. О девочках вообще мало сказано, о амурных делах и о некоторых традициях, которые сложились в колонии.
Но в целом данная экранизация иллюстрирует индивидуальный подход Макаренка в воспитании колониста: то, что хорошо для одного, в воспитании другого — может быть вообще неприемлемым. Макаренко давал путевки в жизнь не просто беспризорникам, а малолетним преступникам, которые со временем становились инженерами, агрономами, шоферами. Кто-то из героев поэмы назвал его подвижником. Вот такие раньше были люди.
8 из 10
26 июля 2010