Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.1 |
IMDb | 7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Летняя пора |
английское название: |
Summertime |
год: | 1955 |
страны: |
Великобритания,
США
|
слоган: | «It Happens to Hepburn - It Happens in Venice!» |
режиссер: | Дэвид Лин |
сценаристы: | Герберт Эрнест Бейтс, Дэвид Лин, Артур Лорентс, Доналд Огден Стюарт |
продюсеры: | Илья Лоперт, Норман Спенсер |
видеооператор: | Джек Хилдъярд |
композитор: | Алессандро Чиконьини |
художники: | Винсент Корда, Рози Гори |
монтаж: | Питер Тейлор |
жанры: | комедия, мелодрама, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 29 мая 1955 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 42 мин |
Прежде чем оставить свою рецензию, прочитала все предыдущие, каждая по-своему замечательная, но в своей оценке я согласна с авторами положительных отзывов: фильм очень хорош во всех отношениях, несмотря на простоту рассказанной истории. А быть может, благодаря ей. На фоне волшебной венецианской старины разыгрывается не только драма отношений женщины и мужчины, не только конфликт различных культур.
Женщина, так прекрасно сыгранная великой Кэтрин Хепбёрн, разрывается между маленьким счастьем «здесь и сейчас» и далеко не всем мужчинам понятной жаждой большого женского счастья, того, которое «на всю оставшуюся жизнь». Возможно, идеалистка Джейн именно потому в свои 40+ так и осталась одна.
Показателен в этом смысле её диалог с брошенной художником подругой (эпизод в уличном баре, примерно на 72 минуте фильма):
- С ними так сложно…
- С ними всегда сложно…
- Разве это нормально?
- Нет… И я тебя так понимаю. Обольщаться нельзя. Всё пойдёт насмарку, если ты слишком многого хочешь…
Это слова Джейн, это её вывод перед тем, как она всё-таки мучительно решилась — и шагнула в маленькое счастье «здесь и сейчас», потому что вряд ли может рассчитывать на что-то большее не только со своим латинским любовником, но и вообще…
Словом, трогательная картина, с долгим сложным послевкусием…
10 из 10
13 июля 2021
Героиня — «обыкновенная секретарша» средних лет по имени Джейн Хадсон, приехавшая из Америки в Венецию, чтобы осмотреть достопримечательности легендарного города.. Она не выпускает из рук камеру, которая должна обязательно запечатлеть все без исключения «прекрасные мгновения» встреч и с памятниками культуры и искусства, и с диковинными, на взгляд иностранки, венецианскими улочками и каналами. Словом, поначалу перед нами оказывается любознательная, обаятельная, но, увы, типичная представительница многочисленного туристического «племени». Однако царящая вокруг Джейн атмосфера предвкушения чего-то необыкновенного, волшебного делает свое дело, невольно побуждая явно страдающую от одиночества даму поддастся соответствующему настроению и… внутренне преобразиться.
Такова завязка данной истории, которая, наверное, не оставит равнодушным никого, кому выпадет возможность с ней соприкоснуться. Особенно почитателей умного, тонкого кино.
Тем более что мастерски снятые оператором Джеком Хилдъярдом кадры с видами Венеции сами по себе завораживают. Притягивает и основной, хотя и не оригинальный, но все еще неисчерпанный до конца вечный сюжет об отношениях Мужчины и Женщины, сосредотачивающий наше внимание на случайно завязавшемся романе между Джейн и хозяином антикварного магазина Ренато, с которым Джейн знакомится на площади Сан Марко.
И роман этот благодаря чрезвычайно тактичному, со вкусом к мельчайшим деталям режиссерскому «почерку» Дэвида Лина и столь же подробному экранному существованию исполнителей главных ролей — Кэтрин Хепберн и Россано Брацци, порой напоминает едва ли не войну. Моментами лирический, по большей части — драматичный поединок. И, как это ни странно, в нем в итоге не будет побежденных. А каждый из его участников станет победителем. Победителем своих заблуждений и комплексов.
Так Джейн раскроет свои лучшие личностные качества, приобретет уверенность в себе, а Ренато поймет, что любовь — это не только плотские наслаждения, а еще и единение сердец.
Подобное, взаимное обогащение героев способствует тому, что после просмотра фильма в зрительской душе остается свет, даже, несмотря на отсутствие однозначно счастливого финала.
Впрочем, в этом нет ничего удивительного — ведь картина-то не совсем голливудская, а наполовину европейская, что к тому же дает нам шанс пофантазировать о дальнейшем развитии судеб Джейн и Ренато. Но одно можно с уверенностью сказать сразу — их жизнь никогда не будет прежней. Как у каждого человека, которого нежданно-негаданно посетило настоящее чувство.
10 из 10
13 апреля 2019
Прочтя аннотацию, очень боялся смотреть этот фильм. С одной стороны — почитаемый мной создатель эпохальных лент — Дэвид Лин, с другой — мелодраматическая история стареющей американки, приехавшей в Венецию в поисках любви. Сколько уже было и до, и после таких слезных «Римских сезонов миссис…», с однообразным набором открыточных фонов, прекрасными мелодиями и осознанием того, что жизнь, после определенного периода, только начинается. В этом фильме все это присутствует, но что же его выделяет из многочисленных поделок на эту тему?
Первое — конечно режиссер. Судя по аннотации к фильму — «Жаркая пора» (наверное, это наиболее близко по переводу к мысли фильма) — это милый пустячок, мелодрамка, лубочный субпродукт, «шалость гениального режиссера». Посмотрев фильм, лишний раз убедился, что для Режиссера с «большой буквы» не бывает низких жанров или «пустячков» на потребу невзыскательной публике. За два года до «Реки Квай» Дэвид Лин поднял в этой ленте глубоко увлекавшую его тему «столкновения культур», хотя и заключенную в рамки непривычной для него мелодраматической схемы. «Восток — есть Восток, Запад — есть Запад, и никогда им …». «Восток» (конечно условно, но очень ясно) представлен Италией, с ее невероятной жаждой жизни, веселым времяпровождением, философией адюльтера — или просто «Живи сегодня и сейчас». «Запад», в лице главной героини американки Джин Хадсон, представлен самокопающимся существом, на словах открытым всему «новому», но не способным на такое же открытое восприятие чужой культуры наяву, считающей ее в некотором смысле «варварской», в силу пуританских моральных ценностей, привитых «благополучным» и благородным обществом «Высшей расы» (Боже, где это американское пуританство в современном кино!!! Очень скучаю!!!) И хотя режиссер и не сделал героиню миллионершей, а простой американской секретаршей, посыл о «нас и всех остальных» читается не прикрыто.
Подобный конфликт особенно ярко проявился в дальнейшем творчестве гениального режиссера, но здесь он только подступал к его осмыслению. И очень удачно, потому что ситуация «Мы разных культур» была актуальна не только тогда, когда рушились Империи, но, особенно, сейчас, когда Империй не осталось, но конфликт остался. И такие глубокие мысли режиссер воплотил в очень доходчивый для каждого сюжет, но отвечающий реалиям сегодняшнего дня, даже спустя семь десятков лет. Как быть счастливым, если мы все разные? Как найти ту грань, позволяющую существовать людям разным культур, стремящихся к взаимопроникновновению, но при этом являющихся апологетами разного взгляда на мир, религию, культуру. И даже любовь (как в этом фильме). Весьма характерен в этой связи небольшой диалог героини и ее итальянского возлюбленного (не могу не удивиться такой простой, и такой сложной мысли режиссера).
-Ты далеко!
-Нет, я очень близко!
И все. Достаточно только представить (а значит понять), что ты близко. И этот простой межчеловеческий шаг может пересилить любые условности. Думаю, режиссера очень глубоко волновал этот «первый шаг». Практически шаг в Космос.
Еще немного о режиссуре — как восхитительны детали, как точны диалоги, ничего лишнего — все подчинено главному — сюжету, который, хотя и предсказуем, все время держит тебя в легком недопонимании, поворачиваясь новыми гранями и неожиданными поворотами. Кажется, вот и все — Хэппи Энд, ан — нет! Его еще героям нужно заслужить. Да и нет в фильме «счастливого конца» в голливудском понимании этого слова, но легкая недосказанность, открытый финал позволяет каждому из нас домыслить его, в зависимости от своих предпочтений. На то Дэвид Лин и Великий режиссер, позволяя взять в соавторы каждого из своих зрителей.
Второе, что восхитило в фильме (и, наверное, основное) — актерская игра.
В фильме их двое (остальные лишь антураж) — итальянец Россано Брацци и американка Кэтрин Хепберн. Россано Брацци мало чем удивил, но был обаятелен и весьма убедителен в амплуа «латинский (итальянский) любовник». Но от него и не требовалось больше, чем очаровывать и обольщать. Это было не «его представление». Это было шоу Кэтрин Хепберн — одной из самых великих американских кинозвезд, задолго до «издерганных» Альмадоварских героинь потрясающе воплощавшей на экране «женщин на грани нервного срыва». И в этом фильме ее героиня — «женщина за…», разуверившаяся в сказке, но все еще надеющаяся на свое «личное счастье». Только «нервный срыв» героини сыгран этой актрисой намного тоньше, филигранней, многоплановей, нежели испанскими актрисами шокирующего Альмадовара, предпочитающими психологически-неуравновешенный портрет своих героинь необузданно выпячивать, словно в цирке, правда, подчиняясь жанровым предпочтениям своего режиссера. Я ни в коем случае не умаляю заслуг этих актрис в отличных фильмах мною любимого Альмадовара, но это немножко не то, что продемонстрировала в том же амплуа Кэтрин Хепберн. Она не старается объемно и выпукло показать душевные метания своей героини в отсутствии (скажем мягко) «объекта поклонения мужского пола», не старается закатывать глаза и бросаться в битву за каждого « в брюках», лишь бы получить внутреннее удовлетворение, да и физическое тоже. Лишь детали намекают на трагедию еще одной женщины, готовой на все ради одного «глотка любви» (мораль, нравственность придумали и внушили ей те, кто никогда не любил). И это незабываемо — то досадная улыбка промелькнет, то смятение в глазах, а то и каблучок, только что купленных туфель, подвернется от обуреваемых мыслей. Следить за Кэтрин Хепберн одно удовольствие, это не актриса — богиня экрана (недаром она имеет целых четыре премии «Оскар»). Так и соткала она свою роль из полутонов, неясных сомнений и жажды любви. Это не паутина, а токая вязь истиной мастерицы. Режиссеру даже не надо было ее показывать все время лицом, Кэтрин Хепберн прекрасно справлялась, играя спиной.
Как прекрасно, что были времена в мировом кино, когда на актрис, выходящих за определенный возраст, ориентировались продюсеры и режиссеры, специально под них создавались такие фильмы. Именно в этом возрасте актрисы достигали своего «максимума» в актерской игре и это учитывали. Сегодня такого уже нет — не успела «молодая и подающая надежды актриса» расстрелять всю обойму из своего пистолета в одном из прогремевших фильмов, а на смену ей уже идет другая такая же в обтягивающем костюме. Два-пять лет и нет больше актрисы. Отстреляла и прощай. Или играет мам и бабушек в необязательных фильмах необязательных времен. Это и есть самое «большое свинство сегодняшнего кино». Поэтому так ценны фильмы той поры, когда актрис любили и ценили не зависимо от возраста, давая играть потрясающие роли. Может быть именно они и делали эти фильмы такими потрясающими. Скорей всего.
Смотреть всем, кто уважает хорошее кино «с подтекстом», великих актеров и любит жизнь. И еще тем, кто разуверился в любви. Она есть!
8 из 10
10 сентября 2017
Немолодая учительница из Огайо Джейн Хадсон отправляется на время летних каникул в Венецию. Всё там восхищает Джейн: и дружелюбные итальянцы, и живописные виды, и атмосфера нескончаемого праздника жизни. Но вместе с тем, в Венеции Джейн чувствует себя особенно одинокой. И её недавние знакомые, постояльцы уютного пансиона синьоры Фьорини, были бы наверняка удивлены, узнав, что самоуверенная, и острая на язык Джейн порой грустит, сидя на ступеньках у водоканала. Однажды на неё обращает внимание галантный владелец антикварной лавки Ренато де Росси. Джейн не придаёт этому значения, пока неожиданно не оказывается в его магазине в поисках красивой старинной вещицы — и вскоре её захватывает головокружительный «венецианский роман»…
В этой полной обаяния мелодраматической комедии, после которой британский режиссёр Дэвид Лин обратился к фильмам исключительно романного и эпического плана, покоряет, прежде всего, жизнерадостная интонация, лёгкая, воздушная, чуть игривая, но отнюдь не легковесная, как можно предположить, исходя из развития сюжета. Перенеся на экран пьесу известного американского драматурга Артура Лорентса «Время кукушки», Лин создал очень трогательную историю о любви, которая «нечаянно нагрянет, когда её совсем не ждёшь». Это блестяще чувствует исполнительница главной роли Кэтрин Хепбёрн, которая плавно, на полутонах воплощает образ дерзкой, энергичной, чрезвычайно обаятельной женщины, которая по-прежнему молода душой и всё так же неистребимо романтична, отчего, презрев доводы рассудка, с головой окунается в «любовный омут», что символично выражено в сцене случайного падения героини в водоканал, рядом с которым находится магазинчик Ренато де Росси.
«Летняя пора» вполне может показаться сентиментальным романом, тем более, что сама стилистика фильма в целом предполагает излишнюю чувствительность зрителей. Но нельзя забывать, что ровно за десять лет до появления этой картины Лин поставил одну из самых проникновенных в мировом кино историй любви уже не юных и давно определившихся в жизни случайных знакомых — «Короткая встреча», с которой напрямую соприкасается «Летняя пора». Но мрачноватая, однотонная и зябкая по атмосфере «Короткая встреча», в отличие от пёстрой, солнечной «Летней поры», ближе к жанру психологической драмы — взаимные чувства главных героев носят обречённый, хотя и не трагический характер, а вот для персонажа Хепбёрн нежданная любовь приобретает черты волнительного приключения, которое рано или поздно закончится. Джейн Хадсон поддаётся обаянию многоликой, непостижимой Венеции, ведь для её коренных жителей чувственность является одним из манифестов жизни: и сам Ренато де Росси, и хозяйка пансиона, сеньора Фьорини, и даже юный беспризорник Мауро, который вечно пытается что-то сбагрить добросердечной учительнице, либо посредники, либо живейшие участники любовных переживаний. Все они — навеки очарованные Венецией.
Но в первую очередь таковым следует назвать самого Дэвида Лина, который неоднократно подчёркивал свою симпатию к этому городу и даже называл его вторым домом. Брусчатые крыши домов, узкие, полутёмные улочки, многочисленные гондолы и вапоретто с цветастыми надписями, гордо рассекающие водную гладь — всё снято с неподдельным восхищением и трепетом, что вместе с увлекательным сюжетом образует и «открыточно-видовый», и «развлекательно-просветительский» фильм. Однако надо признать, что Лин вообще отличался дотошностью в воссоздании на экране различных эпох и примет времени, будь то послевоенная Англия, колониальная Индия или Аравийский полуостров времён Первой Мировой. Воистину, Дэвид Лин — очарованный эпохами!
8 из 10
1 августа 2017
«Летняя пора» (Summertime) — замечательная атмосферная мелодрама 1955 года. Фильм смотрится легко, и он уносит в очаровательную и милую историю путешествия американки в Венеции. Мне нравятся старые американские фильмы, в них все так чисто и атмосферно, что просто невозможно оторваться. Данное кино я не мог не посмотреть, ведь главную роль играет Кэтрин Хепберн. Обладательница четырех Оскаров эта актриса мне очень нравится, и всегда с удовольствием смотрю фильмы с ее участием, особенно если она там играет главную роль. Данная мелодрама получилась легкой и ироничной, и мне это кино понравилось: оно вызывает ностальгию и несет в себе положительную атмосферу. В этой истории показано много красивых мест, и весь фильм получился как один большой венецианский подарок, в котором душой и сердцем является очаровательная и чувственная Кэтрин Хепберн.
Мы видим интересную женщину, которая приехала в Венецию на летние каникулы, но одиночество не покидает ее, и мы видим, что хоть она улыбается всем, но на самом деле внутри у нее все кипит. В скором времени она встречает итальянца, и мы видим ее курортный роман, который снова разбудит в ней жизнь и придаст ей много эмоций и чувств, которые наполнят ее жизнь новыми красками.
Я считаю, что кино получилось замечательное, и лично я получил огромное удовольствие от просмотра. От Кэтрин Хепберн просто невозможно было оторваться. Она является оной из моих любимых актрис, и она сыграла во многих стоящих и интересных фильмах. В этой мелодраме Кэтрин как всегда играла талантливо и правдоподобно. Мне очень нравится ее взгляд: он бывает полон жизни и света, а бывает холодный и ледяной. Хепберн сильная актриса, которая может сыграть абсолютно любую роль и любую эмоциональную ситуацию, и в этой нежной и курортной мелодраме она меня просто очаровала. «Летняя пора» — кино, которое я люблю, и оно несомненно даже 58 лет спустя заслуживает внимания. Браво Кэтрин Хепберн, ты прекрасна!
9 из 10
17 ноября 2013
«Мы на экскурсию в тюрьму. Говорят, там здорово.»
О сюжете распространяться особого толка немного. История столь же банальна, но и столь же каждый раз со своими собственными вычурами, как и почти наверное всякая история немолодой одинокой сеньорины (пусть сеньорина и американка), путешествующей в поисках новых мест, изысканных ракурсов, а возможно и кое-чего ещё… Моральность повествования не ясна, но едва ли есть в данной стране, тем более в данном городе, совсем недостаток в жарких сеньорах, стремящихся проподнести себя с наиболее выигрышной стороны томящимся чужестранкам. Приличествующая пикантность присутствует уже в разговорах, в диалогах в сцене покупки героиней бокала, и в прочих местах.
- У вас, наверное, такой опыт с туристками.
- Опыт у меня такой, что туристки гораздо более опытные, чем я…
Но героем фильма не меньше, чем встретившиеся здесь итальянец и американка, является город, в котором всё и совершается. Где-то колоритно обшарпанные стены домов, где-то великолепные палаццо. Пыточные помещения и поражающее взгляды пьяццо Сан-Марко. Достопримечательности под умелым прицелом фотокамеры. Ушлые мальчишки, впаривающие различные товары и столь упорно зазывающие дам на гондолы. Туристы порой, если допустимо будет выразиться столь резко, быдловатые: вспоминают Германию из-за фестиваля пива и сосисок, морщатся от картин, а самым манящим объектом посещения для них похоже является одёжный магазин.
Но есть конечно и другие люди, охочие до погружения в атмосферу чудесного города, прикосновения к его пульсу. Смешение стольких языков, культур, систем отношений… отчётливо раздаётся немецкий выговор, а иностранные дамы очень смешно пытаются выговорить «арриведерчи». Привольно плещущиеся воды канала, оплетающий строения плющ, вид на остров Мурано, являющийся древним оплотом стеклодувов. И произведения оного стекольного ремесла, а точнее искусства, наличествуют также, например антикварные сосуды привлекательного силуэта, а цветом как густое вино.
Она предстаёт перед смотрящем во всей своей и разношёрстности, и гармонии, любимица дожей, красавица Адриатики, Венеция.
23 июня 2013
Венеция великолепна и гениальна всегда. Режиссер с точностью мастера показал город, его дыхание, точными мазками нарисовал великолепный портрет.
Однако, признаюсь, в течение всего фильма разрывалась между ностальгией по одному из самых любимых городов мира и «гениальной» игрой мисс Хепберн. Да, линчуйте меня, поклонники Кэтрин, но, знаете, перекошенное гримасой очередной приближающейся истерики непонятно по какому новому поводу лицо инфантильной барышни, ищущей непонятно чего, сильно перебивало даже радость знакомых пейзажей.
В каждой новой сцене фильма подсознательно я напрягалась, ожидая: «А теперь мы будем рыдать» — и браво, мастер, в 70 % случаев леди тут же тонко кривила губы и театрально смахивала слезинки.
Я слишком хорошо знаю такую же историю, как была рассказана в фильме, чтобы поверить хотя бы единому жесту Кэтрин. Она показывала, может быть, даже старалась… но у меня внутри не дрогнул ни один мускул, ни один нерв во время всех ее животрепещущих сцен. Хотя… если ей надо было изобразить разъедаемую параноидальными синдромами инфантильную старую деву, наполненную комплексами неполноценности, она блестяще справилась с задачей.
И даже любовь к Венеции не заставит меня второй раз пересмотреть этот фильм. Да, назовите меня жесткой и бессердечной, но… такие истории надо проживать, а не играть. Кэтрин сыграла… очень старательно.
Но, простите, не верю!
Но мастеру complimenti e ringrazi per farmi ricordare tutti i momenti piú belli della Venezia eterna!
14 апреля 2012
Джейн Хадсон — американка, приехавшая в Венецию, долго копив на путешествие в город, который просто не может не очаровать. В планах у Джейн посетить все достопримечательности и наконец-то избавиться от чувства одиночества, благодаря незабываемым красотам. Ах Венеция, где помимо шумных туристов, есть тихие уютные улочки и где возможно можно найти не только прекрасную архитектуру, но и романтическое увлечение.
Немного отвлекусь от фильма и скажу пару слов о мистере Лине. Впервые я посмотрел у него «Лоренса Аравийского» — довольно таки длинный эпик, который не вызвал у меня энтузиазма смотреть в дальнейшем его фильмы. Как же я был неправ. Потом я смотрел другие его работы и теперь прихожу к выводу, что Лин все-таки отличный режиссер, и может быть, даже пересмотрю свое мнение насчет Лоренса.
Лин так нежно и трогательно и при этом ненавязчиво показал Венецию, а что самое главное показал, конечно же не без участия гениальной Хепберн, переживания Джейн, что я не могу подобрать точные слова и объяснить увиденное. Фильм показывает простую историю, но при этом делает ее настолько многогранной, что фильм вызывает только самые теплые чувства.
Посему, наверное, просто приведу интересные факты о фильме, вдруг кому будет интересно. Кэтрин Хэпберн жутко заботилась о своем здоровье, поэтому не очень желала самостоятельно выполнять трюк, в сцене где она падает в канал, Лин же не желал брать дублершу и специально снял сцену в воде с добавлением дезинфицирующего средства. Причем сцена снималась в 4 дубля. И все же Хэпберн травмировала глаз, получив редкую форму коньюктивита.
Съемки были очень дорогостоящими так как проходили в разгар туристического сезона и местные власти опасались, что съемки отпугивают туристов. Как оказалось в дальнейшем, фильм лишь популяризировал Венецию, и после проката фильма наплыв туристов только увеличился.
Дэвид Лин называл этот фильм одним из своих любимых.
Этот фильм принес 6-ю номинацию на «Оскар» для Кэтрин Хэпберн и третью в качестве режиссера для Дэвида Лина.
14 мая 2010