Рейтинг фильма | |
![]() |
7.4 |
![]() |
7.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Генерал дьявола |
английское название: |
Des Teufels General |
год: | 1955 |
страна: |
Германия (ФРГ)
|
слоган: | «They bought his soul and put him in command of Hell!» |
режиссер: | Хельмут Койтнер |
сценаристы: | Георг Хурдалек, Хельмут Койтнер, Дьюла Требич, Карл Цукмайер |
продюсеры: | Вальтер Коппель, Дьюла Требич, Ричард Гордон |
видеооператор: | Альберт Бениц |
художники: | Альбрехт Бекер, Херберт Кирххофф, Эрна Зандер, Fd Bartels |
монтаж: | Клаус Дубенхофер |
жанры: | драма, военный |
|
|
Дата выхода | |
![]() |
23 февраля 1955 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
1 ч 57 мин |
Этот фильм, сделанный в ФРГ в 1955 году — взгляд страны на своё недавнее прошлое. Взгляд трезвый и ясный, без покаянной истерики и самооправданий, и оттого заслуживающий особого уважения.
Действие фильма происходит в Германии зимой 1941—42 гг. Немецкие войска стоят под Москвой, и, кажется, победа над Россией уже близка… Но на вечеринках, устраиваемых генералитетом, настоящей радостью что-то не пахнет. Наступление остановилось; Америка вступила в войну; на заводах Люфтваффе подозревают саботаж. Кроме того, СС развернуло целую охоту на «неблагонадёжных», и офицеры боятся сказать лишнее слово даже в дружеской компании.
Генерал Харрас — звёздная роль Курда Юргенса, немецко-австрийского актёра, знакомого нашему зрителю по фильмам «И Бог создал женщину», «Тегеран-43». Когда-то лётчик и инженер Харрас, противник нацистов, принял их предложение о сотрудничестве, обеспечив себе профессиональный и служебный рост в Люфтваффе. Но одна сделка с совестью влечёт за собой другую, и теперь сотрудник СС вежливо, но настойчиво советует генералу принять предложение несколько иного сорта.
От Юргенса невозможно оторваться. Высочайший актёрский класс в сочетании с мощным гипнотическим обаянием сделали образ Харраса почти эпическим, как в шекспировской драме. Переходы от жёсткого сарказма к нежности, пьяная бесшабашность, под которой отчётливо ощущается напряжение и чудовищная внутренняя борьба — всё это как будто не сыграно, а прожито. У Юргенса очень выразительные, «говорящие» руки, и камера заворожено следит за ними: вот они обнимают женщину, воровато тянутся за сигаретами, заботливо поправляют воротничок юного лётчика, тяжело опускаются на плечи друга.
Также отмечу сюжетные линии, связанные с актёрами второго плана. Разрываемые между любовью к близким, к родине и бесчеловечностью правящего режима, они, как и Харрас, вынуждены принимать очень нелёгкие решения. Впрочем, есть и те, кто твёрд и не сомневается ни в чём — вроде группенфюрера СС Шмидт-Лаузитца, готового шагать по трупам к светлому будущему Третьего Рейха, или фройляйн Пютцхен, амбициозной и беспринципной дряни. Но они не в большинстве, а вирус зла не всесилен — в этом, пожалуй, суть и смысл драмы, разыгравшейся в эпоху «коричневой чумы».
9 из 10
17 января 2012