Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.9 |
IMDb | 5.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Возвращение Василия Бортникова |
год: | 1953 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Всеволод Пудовкин |
сценаристы: | Галина Николаева, Евгений Габрилович |
видеооператор: | Сергей Урусевский |
композитор: | Кирилл Молчанов |
художники: | Борис Чеботарев, Абрам Фрейдин |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 23 марта 1953 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 48 мин |
надо постоянно искать способы реализации целей, работать над собой - если ты НАСТОЯЩИЙ КОММУНИСТ - вот одна из тем конфликтов проходящих сквозь весь фильм. Если не умеешь работать, общаться, с людьми, зажигать их идеей, если мешает это общим целям - то изменись, научись быть более гибким в общении.
Следующий конфликт в сюжете - производственно-технический, это если взглянуть поверхностно, а на самом деле общественно-социальный - проблема постоянно ломающихся тракторов МТС, что ставило под угрозу сельхоз. работы, а следовательно и жизнь, района, области и шире страны. Конфликт между тех. культурой и условиями, привычкой к валу и простым анализом проблем.
Третий конфликт - мелодраматический, между председателем и женой, невольно предавшей его. И тут председатель ещё суровей с ней чем с подчинёнными, ведь эта сторона жизни не затрагивалась особа пропагандой (по моему разумению совсем зря) и не регламентировалась идейно даже в культуре - отдана была полностью на откуп культур. деятелям (а они наворотили туда каждый по своему усмотрению - по итогу полный хаос в понимании) чему собственно и свидетельствует данная линия в фильме.
Скрытый конфликт, видный исключительно только издалека, из нашего информационно-напитанного сегодня - это ПТСР у ГГ. И хотя это понятие вошло в социо-культурный обиход гораздо позднее, но талант авторов позволил это подметить и вычленить в действиях персонажа, пока ещё без научного определения, только художественным взглядом- ведь первый и третий мною перечисленные конфликты не что иное как проявление ПТСР - личной драмы человека вернувшегося с войны, возможно плена и возвращение Василия это возвращения к себе, отхождения от травмы войной.
К сожалению, правильно заявленные авторами конфликты решаются шаблонно-пропагандистки, когда не видно процесса преображения, этапного изменения и самообучения человека. Партия сказала надо и тут же всё поменялось - нет преодоления себя, не показаны сложности, оттого-то и не жизненен фильм и способы преодоления конфликтов. В производственной теме тоже нет дифференциации вариантов процесса - партия сказала так - ищите ошибку в себе. Куда реальней, да и кинематографичней было бы столкновение 'мнения сверху' с реальностью 'на местах', ведь основные ошибки происходят именно из-за не детализации местных условий, а уравнивании всех под один шаблон.
Лучше всего, конечно, исполнена линия личной драмы. Тут показаны все детали и этапы этого конфликта. Правда, решается тоже всё резким осознанием, тоже малоправдоподобно, но ведь ныне же мир рукоплещет Дарденнам с их индивидуально-мистическими решениями конфликтов, что менее реально - ведь нет массовых подтверждённых результатов, а вот о работе ВКПб и КПСС такого сказать нельзя - реальных дел гора и пользуемся результатами и 31 год спустя, хотя на примере этого фильма видна большая ошибка вынужденная реалиями времени - перекос внимания на науки естествознания и занятие общественно-социальными науками по остаточному принципу, да и вовсе отдача решений проблем на откуп культурной сфере, за счёт чего и потеряли общество уже ближе к 1991 году.
6 из 10
26 марта 2022
Просмотр фильма «Возвращение Василия Бортникова» я начинала с волнением. Посмотрев «Мать» и «Конец Санкт-Петербурга» постановки Пудовкина, я ожидала от него чего-то выдающегося.
Таким и было начало фильма.
Василий Бортников возвращается в родной колхоз после войны и долгого пребывания в госпитале. Посчитавшая Василия погибшим, его жена выходит замуж за другого. Сцена встречи этих трех по-разному несчастных людей — самая сильная в фильме.
А потом началось обычное прокоммунистическое кино. Бортников, съедаемый личными переживаниями, гонит свой колхоз вперед. Его жена одновременно чувствует себя и правой и виноватой, что тоже не добавляет спокойствия в жизни.
Но сквозь повествование о личной драме колхозника красной нитью проходит идея — «если ты коммунист — ничего на свете тебе не страшно! все в твоих силах! все по плечу».
Будто вступление в партию одаривает сверхчеловеческими способностями. Идеей душат все человеческое, всю боль и эмоции. «Ты — коммунист! Перестань страдать и иди работать на благо народа!»
Это — кино своего времени. Тогда было нельзя по-другому. Мне очень жаль, что диктаторский отпечаток носит громадное количество прекрасных фильмов.
5 из 10
3 июля 2014