Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.2 |
IMDb | 7.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Соль Земли |
английское название: |
Salt of the Earth |
год: | 1953 |
страна: |
США
|
слоган: | «Banned! The film the US government didn't want you to see!» |
режиссер: | Герберт Дж. Биберман |
сценарий: | Майкл Уилсон |
продюсер: | Жуль Шверин |
видеооператоры: | Стэнли Мередит, Леонард Старк |
композитор: | Сол Каплан |
монтаж: | Эд Шпигель, Джоан Лэйрд |
жанры: | драма, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 14 марта 1954 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 34 мин |
Занесение в черные списки голливуда режиссера Байбермана, сценариста Уилсона, композитора Каплана сподвигло их на создание лево радикального фильма о правах шахтеров Нью-Мексико. Один из главных критиков фильма Полин Каэль, нелестно отзываясь о картине, приводила в качестве аргументов пропаганду и клише левых сил. Да, в фильме есть наивные сцены той же демонстрации многодетных женщин, а жена Кинтеро и вовсе держит грудного ребенка и двоих малолетних детей почти под рукой. Бравурные речи и смелость женщин в фильме в самом конце затмевает мужскую, что вообщем то неудивительно.
Не мало в фильме уделено внимания попыткам корпорации развести и посеять зерно разлада в профсоюзе. Один так вообще указывает стражам правопорядка, кого из женщин нужно брать в тюрьму первыми. Пожалуй, эта самая интересная часть фильма об изменениях характеров героев под воздействием и давлением начальства. Но все же тот же Конвейер Шредера на тему профсоюзов выглядит предпочтительней. Там находится место и для авантюрной кражи, и подкупа одного из трех друзей, и смерти одного из них на заводе. Куда более реалистичной и зрелой картине Шредера Соль земли проигрывает именно в сказочных спасениях о том, что коллектив способен победить богатеев. Да, в 78 году вряд ли уже думали о коллективе. Индивидуальность и приспособленчество победило. Сцена, где люди покинутой богом Земли объединяются, дабы остановить выселение Кинтеро и его семьи из дому, выглядит даже для 53 чрезвычайно сказочной и притянутой за уши.
При всех своих незначительных погрешностях фильм остается актуальным и по сей день. Тема подавления рабочего класса в постсоветской России нам чрезвычайно близка. Уничтожение промышленности в регионах и в больших городах для подавления рабочего класса и возможностей для создания объединений профсоюзов мы проходили. Как мы знаем менеджерами и офисными планктонами можно легко манипулировать. Может где то и найдется такая жена, как у Кинтеро с 3 детьми, готовая отстаивать не только свои индивидуальные права на горячую воду и прочие блага цивилизации, но объединить смелых и верных товарищей под одно крыло.
31 августа 2022
Пожалуй, не просто так режиссер сего фильма, Г. Биберман, решил назвать свой фильм в честь строчки из Евангелия. Если мы откроем пятую главу Евангелия от Матфея, то сразу же наткнемся на нагорную проповедь Иисуса Христа, в которой он произносит такие строки, обращаясь к народу: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное». В 13-ой строчке Иисус называет народ «солью земли», в которой раскрывается смысл данного изречения: «Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям». В этих строках есть как призыв к стойкости, так и обещание на справедливость.
Фильм, который был снят в разгар маккартизма, повествует не только о борьбе трудящихся за улучшение материальных условий, но еще и о борьбе за достоинство и уважение. Несмотря на то, что фильм был снят в консервативные 1950-е, но проблемы, поднятые в фильме (не только борьба трудящихся за улучшение условий жизни, но и вопрос женской эмансипации) актуальны и по настоящее время.
Недаром фильм рассказывается от лица женщины — жены главного героя, которую зовут Эсперанса. В фильме показывается «женская доля», которая выпала на плечи Эсперансы, а именно быть женой простого шахтера мексиканского происхождения и многодетной матерью, живя в бедной лачуге (при том, что даже эта лачуга принадлежит не им, а корпорации), в американской провинции. При этом подчеркивается различие между рабочими англосаксонского и мексиканского происхождения. Первые живут в гораздо лучших условиях и в их домах есть доступ к горячей воде, тогда как мексиканские рабочие вынуждены жить без этого блага цивилизации и постоянно кипятить себе воду. В фильме во всей красе представлена картина того, в каких условиях вынуждены были жить простые рабочие в американской глубинке, вроде Нью-Мексико.
Муж главной героини, Рамон, несмотря на то, что искренне любит свою жену, все же полон предрассудков по отношению к женскому полу, что становится одним из центральных моментов фильма.
И вот в этих условиях, мексиканские рабочие решают организовать забастовку с требованием повысить условия жизни (дабы у них хотя бы была горячая вода, как у англосаксонских рабочих). Однако хозяева шахты не хотят на уступки мексиканцам и запрещают рабочим бастовать. Тогда на место бастующих мужчин приходят женщины — их жены, которые решают не оставаться безучастными, а самостоятельно включится в борьбу. В этом моменте раскрывается один из конфликтов фильма. Шахтеры настроены весьма патриархально и поначалу не хотят пускать своих жен на забастовку. И именно с этого (с похода Эсперансы на забастовку) начинается ее «пробуждение». А тем временем мужчины начинают осваивать на себе новые «женские» роли в виде «хранителей очага», пока их жены борются за улучшение жизни.
В этом фильме прекрасно показано то, как через борьбу за «горячую воду» начинает подниматься осознание за собственное уважение и достоинство (как это происходит на примере Эсперансы), а также происходит переосмысление старых понятий (на примере Рамона).
Важно также помнить в каких условиях режиссеру приходилось создавать свой фильм, а именно то, что съемки происходили с большими трудностями, поскольку политики и деятели киноиндустрии всячески препятствовали созданию проекта.
Несмотря на то, что фильм не имел возможности попасть в прокат, в виду царившей атмосферы маккартизма и «охоты на ведьм», он все же нашел своего зрителя на профсоюзных собраниях и полюбился рабочими Америки. А поскольку тема борьбы за улучшение условий жизни актуальна и по настоящее время, то это же делает фильм актуальным и сегодня.
8 из 10
19 августа 2020
Заклейменный «Охотниками на ведьм», а точнее на коммунистов, Герберт Биберман пошел совершенно нетрадиционным путем, как для американского режиссера. Во первых, была выбрана остросоциальная тема — наемный труд, жесткие правила работодателей не идущих не на какие уступки в пользу рабочего класса. Во-вторых автор фильма использовал непрофессиональных актеров, что для Америки совсем уж нонсенс и диковинка. И даже в-третьих, Биберман снимал на натуре, что придает фильму реалистическую оболочку. Попросту говоря, из «Соли земли» получился немного нереалистический, чуток коммунистический ответ для сенатора МакКарти. Все это естественно способствовало гонению на сам фильм и его непосредственных участников.
На протяжение всего фильма происходит протест, шахтеры требуют достойного отношения к себе, однако пассивная позиция руководства к требованиям профсоюза, вызывает забастовку, от которой страдают все. Нам показана тяжелая жизнь рабочих, лачуги в которых они живут большими семьями, пыльные улицы рабочего поселка, все эти сцены рисуют образ обездоленного человека — народа, уставшего ждать и надеяться на милость сильных мира сего. Одна из главных ролей отдана непрофессиональному актеру Хуану Чакону — он убедительно воплощает образ Рамона, работяги и одного из предводителя протестов. Превосходно справляется с ролью антигероя Уилл Гир — наверное самый именитый представитель актерского состава. Безграничный плюс в том, что атмосфера фильма веет правдивостью, в этом заслуга как режиссера, так и операторов Стэнли Мередита и Леонарда Старка, передавших дух самой жизни. В фильме нет приторно-сладкой «голливудщины», «Соль земли» — горькая но правдивая.
На сегодняшний день, картина может показаться устарелой, наверное в этом есть доля правды, как никак прошло более 60 лет. Однако устарела она скорее в техническом плане, а уж никак не в выразительном и назидательном. История вращает своё колесо уже на новый лад, но всегда будут ведьмы и всегда найдется охочий на них поохотиться.
6 декабря 2014