Дама без камелий
La signora senza camelie
7.2
7.2
1953, драма
Италия, Франция, 1 ч 41 мин
16+

В ролях: Лючия Бозе, Джино Черви, Андреа Кекки, Моника Клэй, Ален Кюни
и другие
К молодой актрисе Кларе Манни, прежде работавшей продавщицей в магазине, приходит неожиданный и громкий успех. Режиссер Джанни Франки, снимающий ее в новом фильме, начинает за ней ухаживать и вскоре уговаривает ее выйти за него замуж. Движимый ревностью, он не может позволить своей супруге сниматься в легкомысленных мелодрамах, прославивших ее имя. Поэтому он начинает амбициозный проект с целью создать Кларе имидж серьезной актрисы...

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Дама без камелий

английское название:

La signora senza camelie

год: 1953
страны:
Италия, Франция
режиссер:
сценаристы: , , ,
продюсер:
видеооператор: Энцо Серафин
композитор:
художник: Джанни Полидори
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 27 февраля 1953 г.
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 1 ч 41 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Постеры фильма «Дама без камелий», 1953

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Дама без камелий», 1953

Это ранний фильм 'Дама без камелий' (1953) Микеланджело Антониони. Фильм, который неожиданно меня и потряс, и задел, видимо, какие-то тайные мои струны и закоулки. Он про актрису, женщину, которая сначала бежит от насилия и нелюбви в отношениях с деспотом-мужем, но оказывается в объятиях 'романтичного' труса и пошляка, которому теперь вдруг оказалась не нужна... А затем, и это второй (!) личностный конфликт, очень болезненный и сильный у Антониони, – она пытается вырваться из стереотипа актрисы дешевых развлекательных полуэротических фильмов, хочет подняться до уровня звезды глубоких авторских фильмов, претендующих на настоящее искусство, но... В итоге она хочет броситься во все тяжкие, согласиться на все самое пошлое и дешевое и даже вернуть того, кто оказался недостоин ее. Вот эта боль желать не просто любви, не просто настоящего, а страсть выбраться на новый уровень и жизни, и своего таланта, на новую ступеньку осознания своей профессии, и сомнения, и отчаяние, что ты не попадешь туда, где быть достоин, – думаю, это знакомо каждому художнику. Сильнейший и до странности не очень-то известный фильм Антониони. Удивительно хорошо пойманная тема, внутренняя драма, которая задевает в тебе что-то очень важное.

Друг героини, которая давно достигла успеха и стала известной, спрашивает ее – ты когда-нибудь задумывалась что вообще такое, быть актрисой? А о том, каких жертв это стоило твоим великим предшественницам? И она смотрит на него и хлопает глазами. Она, признанная и успешная. Очень часто мы не задумываемся о самых главных в жизни вещах.

23 апреля 2022

Микеланджело Антониони, кинематограф экзистенциальной дистанции (часть 2)

Во второй своей полнометражной ленте «Дама без камелий» Антониони обращается к исследованию мира кино, в чем-то следуя распространенному утверждению, что любой серьезный режиссер рано или поздно обязательно снимает свои «8 1/2 » (хотя «Дама без камелий» и создана почти за десятилетие до шедевра Феллини). В то же время Антониони интересует прежде всего судьба актрисы в мире большого кино, то, как из пустышки делают сенсацию, как в кино эксплуатируют женскую красоту, и как это болезненно ударяет по носительнице этой красоты. Лючия Бозе снова играет здесь главную роль, однако, в отличие от «Хроники одной любви», где она воплощала собой образ пресыщенной богатой дамы, здесь она замечательно показывает эволюцию своей героини от девической доверчивости к горечи и разочарованности в жизни.

«Дама без камелий» - это прежде всего приговор итальянскому коммерческому кино 1950-х, с которым устал бороться неореализм: он уже сам сходил на нет, а кассовое кино выглядело тогда непотопляемым (впрочем, так дела обстояли во все времена). Скромная продавщица Клара становится актрисой посредственных лент, где эксплуатируется ее красота и сексуальность, а попытки вырваться из порочного круга коммерческого кино сначала выглядят претенциозными, а потом все более и более слабыми. Постановщик «Дамы без камелий» блестяще сюжетно соединяет зависимость актрисы Клары от славы в массовом кино с ее духовным рабством в браке с кинопромышленником: в брак герои вступают быстро, необдуманно, и амбиции одного из супругов очень скоро начинают диктовать другому что делать, а чего нет.

Антониони почти по-толстовски показывает неизбежность драматического разрешения такого брака, женского несчастья в нем и попытки женщины резко все обрубить, найдя себя в отношениях с любовником, но и это оборачивается для нее клубком противоречий. По мере развития сюжета Клара постепенно набирает силы для обретения независимости в искусстве и жизни: она хочет стать серьезной актрисой и идти по жизни одна. Однако, именно в духе «Анны Карениной» Антониони показывает, как жизнь, сама судьба строит препятствия мужественной героине, мешая ей обрести свободу. Клара по сути дела вышла замуж за плохое кино, была с ним связана болезненными узами, которые унижали ее человеческое и женское достоинство, не видя в ней личность, но прорваться к иному кино и иной жизни она тоже не может, ибо о ней уже сложилась слава как о красивой, но плохой актрисе.

«Дама без камелий» в сравнении с другими лентами Антониони тех лет и особенно его поздними картинами с ослабленной драматургией чрезвычайно традиционна в формальном плане: начинается фильм очень динамично, эмоционально, выставляя напоказ всю подноготную коммерческого кино. Однако, по мере развития сюжет замедляется, на первый план выходят не события, а психология героев (достаточно одномерных, надо признать: по ходу фильма меняется лишь Клара). Вновь, как и в «Хронике одной любви», Антониони требует от итальянского кино быть более интроспективным, в «Даме без камелий» он прямо показывает тот тип кино, который ненавидит и презирает, то псевдокино, которое губит судьбы актеров и актрис, выхолащивая их внутренний мир до удобоваримой и плоской схемы.

«Дама без камелий» - во многом манифест Антониони-режиссера: зрителю, актерам и режиссерам нужно другое кино, за которое не будет стыдно, ибо масскульт не только презирает зрителя, считая его одноклеточным, но и насилует режиссеров, заставляя их ради социального выживания снимать чудовищные банальности, и главное – он ломает актеров и в первую очередь актрис, эксплуатируя их внешнюю привлекательность, ампутируя при этом их внутренний мир. И хотя финал «Дамы без камелий» пессимистичен, но показывая сдавшуюся перед напором пошлости коммерческого кино Клару, Антониони уже вынашивает в своем сознании ту альтернативу мейнстриму, которая не только станет новым словом в экранном искусстве, но и будет питать спустя десятилетия творчество таких режиссеров как Вим Вендерс, Атом Эгоян и Вонг Кар Вай.

18 декабря 2021

В 1852 году в Париже была поставлена драма Александра Дюма (сына) «Дама с камелиями», переделанная им из его же одноименного романа 1848 года. Главная героиня этой драмы — женщина легкого поведения, которая пала жертвой своего благородного чувства, испытав истинную любовь. Пьеса имела огромный успех. В честь ее героини — любительницы камелий, выражение «дама с камелиями» и слово «камелия» стали употребляться в значении: женщина легкого поведения.

Во втором полнометражном фильме Микеланджело Антониони, название которого противопоставляется драме Дюма («Дама с камелиями» — «Дама без камелий»), вновь снялась замечательная актриса Лючия Бозе, придающая фильму особый шарм — почти детскую наивность, постепенно перерастающую в тщательно скрываемое разочарование. Второй шаг Антониони в большом кино — все еще уверенный, как и первый, но пьедестал маэстро все же покорит чуть позже. Однако в «Даме без камелий» (1953) гораздо более ярко, нежели в «Хронике одной любви» (1950), прослеживаются традиционные элементы более позднего творчества Антониони (активно используемые начиная с «Крика» — первого фильма так называемой «пенталогии отчуждения»).

Если первый фильм Антониони демонстрировал контраст между нищетой и буржуазией, благодаря чему отчасти мог называться неореалистичным, то второй фильм полностью окунается во вторую стезю, демонстрируя роскошные дома, костюмы, приемы — жизнь богатой киностудии во всей ее красе. Некоторые мизансцены делались словно в спешке: персонажи просто стоят друг напротив друга, жестикулируя в переполненном эмоциями споре. Благо, таких моментов не так много, а в остальном Антониони, в принципе, демонстрирует себя.

Молодая актриса Клара Манни (Лючия Бозе) в один момент становится популярной персоной. Популярность, конечно, не безграничная, но о работе простой продавщицы без сомнения можно забыть. В Клару влюбляется режиссер Джанни Франки, а вскоре после знакомства уже делает ей предложение выйти за него замуж. Но сразу после долгожданной свадьбы муж устанавливает свои правила, которые, как он считает, помогут его новоиспеченной жене стать актрисой с большой буквы. Главное правило его стратегии: выбор только серьезных драматических проектов. Он настойчиво просит Клару не сниматься в «легкомысленном кино», чтобы не портить имидж.

Достаточно тривиальные мысли о необходимости разделять работу и отношения, о выборе между тем и другим Антониони зацикливает, запирая главную героиню, начинающую актрису, которой муж-режиссер пытается создать имидж серьезной актрисы, в метафорической клетке. Нет, не в банальной «золотой клетке», устроенной по стандартной схеме: богатый муж диктует свои условия, лишая жену морального выбора, мотивируя это тем, что деньги-то у него, а не у нее, а вот когда она будет зарабатывать сама, тогда и будет принимать решения. А в экзистенциальной клетке — когда есть все возможности для развития, движения вперед, когда тебя даже подбрасывают в воздух, чтобы ты распахнула крылья и полетела вверх, а ты… падаешь вниз, бросив к небесам лишь прощальный взгляд.

30 марта 2017

Michelangelo — La signora senza camelie

Антониони сделал довольно приятный фильм поставив в центр повествования красивую молодую и успешную девушку. Вроде бы самая обычная, эта «золушка» оказывается настоящей принцессой, которая с помощью власти киноэкранов пленяет своей красотой всю Италию. Удачный ход с замужеством на режиссере должен только укрепить позиции. Однако, вместо новых возможностей неожиданно мы получаем рефлексию.

В структурном отношении фильм пролегает между «Красными башмачками» Пауэлла и Прессбургера и «Все о Еве» Манкевича. Практически вся сюжетная канва построена на ожиданиях карьерных перепадов героини, однако вместо них мы получаем клубок переживаний, вывернутых наизнанку внутренних падений и подъемов.

Ей восхищаются миллионы. Она мечтает о серьезных достижениях, но мало чем готова жертвовать. Сегодня с одним, а завтра с другим. Если только сама увлечется. Потом может передумать. Вернуться. Вечно одна на фоне больших павильонов, более напоминающих развалины. А рядом полчища старлеток, готовых вцепиться хоть в один процент того потенциала, который имеет наша героиня. Справедливо ли это?

Впрочем, Антониони скорее фиксирует портрет женщины, которая не ценит то, что имеет. Получается настоящая идентификация женщины, точная и лаконичная. Возьмите любой фильм про актрису, например «Главное-любить» Жулавски, и ведь правда, этот фильм Антониони вполне может выступать как приквел? Слишком все похоже на правду и универсально применимо к различным обстоятельствам. И если не считать «Приключение», то перед нами вероятно лучший фильм Микельанджело.

7 из 10

18 августа 2015

Улыбнитесь еще раз…

Фильмы Антониони можно выключать на середине и досматривать через год и они от этого не будут казаться менее самодостаточными. Его герои свободны относительно друг друга и относительно самого зодчего, и тем не менее они умудряются передать его мысли и чувства в совершенно неожиданных тонах. Литературный прием свободных от текста героев Достоевского был удачно адаптирован в кинематографе великим маэстро.

В конце концов — черт ее знает, как она закончит — эта главная героиня. Да и идея не в этом. Идея в том, чтобы показать сложный и неоднозначный путь становления личности в данной конкретной сфере, хорошо знакомой режиссеру — индустрии кино.

Особенно важным моментом в фильме считаю встречу Клары и ее партнера по съемкам Лоди, к которому она неожиданно решила обратится за советом в критический момент. Осознавая уязвимость главной героини, Лоди не включает пресловутого «итальянского жеребца», а впервые в ее жизни спрашивает чего она хочет от этой самой жизни и от самой себя! В результате мы получаем из продавщицы тканей грациозную, сильную, независимую и сексуальную женщину если не вашей, то уж моей мечты точно! БРАВО

13 декабря 2011

Кино о кино.

Еще не будучи столь маститым режиссером, которым он станет к середине шестидесятых, Микеланджело Антониони создал весьма увлекательное и трогательное кино. Этот фильм показывает нам индустрию итальянского кино пятидесятых как она есть. Без прикрас. Но действо происходит в рамках приличия и идеи режиссера. Антониони рассказывает нам историю золушки с противоречивым характером и ее принца, тоже человека непростого и ухажера золушки, преследующего свои цели.

О фильме. Юная Клара попадает на сьемочную площадку прямо из-за прилавка магазина и становится популярной. Она снимается в фильмах, скажем так, категории «В», но хочет большего. Ее теснят рамки «массового кино», Клара хочет сыграть главную роль в фильме, о котором будут помнить долго. Она выходит за муж за продюссера, но брак трудно назвать счастливым.

«Дама без камелий» — история взлетов и падений человека, на мой взгляд чуждого киноиндустрии. Но грациозная Лючия Бозе исполнила свою роль блестяще. Она очень естествена в роли неопытной актрисы, сказывается, простите за каламбур, опыт сьемок в кино. Ее героине веришь и сопереживаешь. Мужчины в фильме тоже исполнили свои роли очень достойно. Особенно отличился в этом плане Иван Десни, его замыслы, относительно главной героини фильма я понял лишь вместе с ней. Последние двадцать минут «Дамы без камелий» вообще являются истинным апофеозом драмы, и поднятая голова героини в конце фильма говорит о том, что несмотря на неудачи она не отказывается от своих желаний, что вселяет веру в будущее, которое может принести еще большие разочарования.

10 из 10

29 января 2010

Драма Дама без камелий появился на свет в далеком 1953 году, более полувека тому назад, его режиссером является Микеланджело Антониони. Кто играл в фильме: Лючия Бозе, Джино Черви, Андреа Кекки, Моника Клэй, Ален Кюни, Анна Карена, Энрико Глори, Лаура Тиберти, Оскар Андриани, Джизелла Софио, Элио Стейнер, Луиза Ривелли, Нино Даль Фаббро, Эмма Дретти, Рита Джануцци.

Производство стран Италия и Франция. Дама без камелий — получил среднюю зрительскую оценку (7,1-7,3 балла), что является вполне отличным результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.