Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.3 |
IMDb | 6.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Звуковой барьер |
английское название: |
The Sound Barrier |
год: | 1952 |
страна: |
Великобритания
|
слоган: | «Jet Packed Excitement! Jet Packed Danger! Jet Packed Romance! The Greatest Adventure Story of Our Time!» |
режиссер: | Дэвид Лин |
сценарий: | Теренс Рэттиган |
продюсеры: | Дэвид Лин, Норман Спенсер |
видеооператор: | Джек Хилдъярд |
композитор: | Малкольм Арнольд |
художники: | Джозеф Бату, Элизабет Хеннингс, Джон Хоуксворт |
монтаж: | Джеффри Фут |
жанры: | мелодрама, драма, приключения, военный |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 250000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 22 июля 1952 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 58 мин |
Англия; начало 50-х годов XX века
Джон Риджфильд /Ральф Ричардсон/ - богатый владелец завода, где изготовляют и испытывают новые самолёты, мечтает создать машину, способную преодолеть так называемый «звуковой барьер»; практичен, холоден, кажется безэмоциональным и эгоистичным человеком, для которого на первом месте его цели, а жизни других, даже близких людей, ничего не значат
Сьюзан /Энн Тодд/ - дочь Риджфильда, только что вышедшая замуж за одного из лучших в Англии пилотов
Тони /Найджел Патрик/ - муж Сьюзан, пилот, увлечённый своим делом так же, как и его тесть; работает во время испытаний, стремясь преодолеть звуковой барьер
Поначалу фильм казался прямо таки скучноватым: обилие самолётов на экране, какие-то специфические термины, высокопарные рассуждения о техническом прогрессе… Но постепенно я так втянулась, а под конец уже так сильно переживала за героев, что в кульминационных моментах у меня мурашки бежали…
Фильм очень мне понравился, но вряд ли многие его так же воспримут. Всё же, по большей части, он может показаться не захватывающим: хотя здесь и небо, и облака, и кадры, как мне кажется, новаторские для того периода… А уж об эмоциях и драматической составляющей и говорить не приходиться… Так что я его всё таки рекомендую всем, кто любит классику Голливуда.
Уж не знаю, как на самом деле происходило дело с освоением неба, но всё, что показывают, выглядит весьма достоверным. Герои по большей части тоже живые и естественные, только некоторые реакции Филипа – друга Сьюзан и Тони, пилота – казались мне несоответствующими моменту.
В картине всё крутится не только вокруг самих полётов и желании покорить непокоряемые доселе вершины прогресса. Здесь много от семейной драмы: непонимание, обиды, смешанные с безусловной любовью, постоянное чувство тревоги за любимых людей. Повторюсь, некоторые моменты были накалены до предела, я всё прочувствовала, словно на себе.
Фильм был достаточно знаменит в своё время, собирал большие кассы, но почему-то со временем превратился в один из самых незаметных фильмов Лина. Роль Сьюзан исполнила жена режиссёра. Занятно, что актриса всего на несколько лет младше актёра, сыгравшего её отца. Честно говоря, мне это было заметно. Вернее, то, что молодую девушку, только что вышедшую замуж и начинающую свой семейный путь, играет актриса немного старше предполагаемого возраста её героини. Впрочем, впечатления от ленты это не сильно испортило.
Фильм получил достаточно много наград и номинаций. Оскар за Лучший звук и номинацию на него же за Лучший сценарий. Звук действительно впечатляет. Для того периода он прям очень естественный, все эти рёвы двигателей, стремительные проносящиеся над головой гулы… Оскар заслужен.
Ральф Ричардсон, исполнивший роль отца Сьюзан, получил премию Британской академии, как лучший британский актёр. Так же картина на этой премии стала победителем в номинациях Лучший фильм и Лучший британский фильм. А Найджел Патрик и Энн Тодд, сыгравшие супругов, были номинированы, как лучшие актёры. Если не ошибаюсь, для актрисы это вообще один из самых удачных в плане карьеры фильмов.
Хорошая картина, которая может понравиться любителям классического Голливуда.
23 июля 2023
Этот фильм знаменитого английского режиссера Дэвида Лина примечателен прежде всего тем, что обозначает переход от драматических и мелодраматических лент к масштабным постановкам, которые принесли ему славу уже в голливудском периоде («Мост через реку Квай», «Лоуренс Аравийский»). В основе сюжета лежит история обкатки ультрасовременного реактивного самолета, поднимать в воздух который приходится со старым багажом знаний и летного опыта. В истории этой так или иначе замешан сразу ряд представителей одного и того же семейства. Пересказывать перипетии сюжета нет смысла, особенно для тех, кто смотрел более поздний фильм Лиозновой «Им покоряется небо». И там, и там технологический прорыв сопряжен с жертвами, только если в фильме Лина это увязано с проблематикой семейно-психологической, то у советского режиссера (несмотря на присутствие схожего семейного конфликта, психологического «отягчающего» сюжет) доминирует конфликт, свойственный жанру производственного романа, где любое начинание связано с глобальными запросами государства, с коллективной, но не индивидуальной романтикой.
Но все же сходство двух фильмов несомненно. Я, грешным делом, даже подумывал о плагиате, хотя уместнее все же говорить о ряде заимствований на фоне типологического сходства двух картин.
Наверное, для зрителя 1950-х годов «Звуковой барьер» смотрелся более впечатляюще, чем он смотрится сейчас. Все же ни реактивными, ни даже ультразвуковыми самолетами уже никого не удивить. Поэтому актуальной остается не техническая сторона фильма (кстати, воздушные съемки выполнены на весьма высоком уровне), а скорее отчетливо выраженный в нем пафос неустанного человеческого познания, которое в своем замахе возносится все выше и выше. Фильм Лина симптоматичен как явление предкосмической эры, неслучайно космос и является в нем одним из лейтмотивных образов, той высотой, которая еще пугает, но все-таки требует скорейшего покорения.
Свою же высоту Лин преодолел: взяв британские призы и Оскар за лучший звук, он вскоре пересек океан и вошел в историю как один из самых прославленных в Голливуде английских его переселенцев.
28 октября 2013