Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.1 |
IMDb | 7.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Золотая каска |
английское название: |
Casque d'or |
год: | 1952 |
страна: |
Франция
|
слоган: | «The Story of a Blonde» |
сценаристы: | Жак Компанеец, Аннетт Вадеман, Роми |
продюсеры: | Раймон Хаким, Робер Хаким, Андре Полве |
видеооператор: | Робер Лефевр |
композитор: | Жорж ван Парис |
художники: | Жан Д’Обонн, Майо, Морис Барнатан |
монтаж: | Маргарит Ренуар |
жанры: | мелодрама, драма, криминал |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 13 марта 1952 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 39 мин |
- Может он и на гильотину ради него пойдет?
- Как знать…
Жан Беккер снял поистине поэтическую историю фатальной любви, тем самым (ещё задолго до Мельвиля) создав на экране настоящий гимн мужской дружбе. Скупые диалоги, великолепная игра светотени, беккеровская «предметность» в незначительных деталях. При этом правдивость в изображении быта той эпохи, умело граничит с практически лубочным изображением колорита городских кварталов, искусно скрашенного блатной романтикой улиц конца XIX века. Недаром один из критиков назвал фильм «сумрачной балладой предместий». Наиболее впечатляет контраст в изображении унылых темных подворотен и буквально светящейся солнцем природы.
Жестокая мелодрама с криминальным оттенком была основана на реальных событиях. Режиссер особо выделял этот фильм среди других своих работ. Думаю, так же, что это и лучшие роли Синьоре и Режжиани. И если в актерских дарованиях Симоны сомневаться не приходится, то Режжиани меня просто поразил! Я видел много фильмов с этим прекрасным певцом и актером, но по настоящему открыл его только здесь. Одними жестами, взглядами, так сыграть бывшего уголовника, это надо суметь. Достаточно взглянуть в его глаза, чтобы увидеть затаенную опасность. Особенно не забыть его сильнейший взгляд в финале! Не зря его так любил снимать другой криминальный романтик, великий Жан-Пьер Мельвиль…
10 из 10
2 марта 2016
«Мужчины правят миром, а женщины — ночью». Наполеон Бонапарт
Катание на лодках по реке вдоль чудных рощ, вальсирующие пары на площадке данс-холла на берегах Марны — в первых кадрах фильма создается впечатление костюмной мелодрамы о жизни представителей высшего общества Франции девятнадцатого века, но это не так: мужчины в лодках, ни кто иные как жулики и ворюги, а их спутницы — куртизанки, облаченные в пышные платья с декольте. Одна из них — красава Мари, прозванная за свои блестящие волосы «Золотая каска», становится предметом мужских разборок: честный и прямолинейный парень с недвусмысленным именем Жорж Манда, маслянистый глава банды Лека, скользкий мошенник Ролан — эти бравые ребята как хищники борются за право обладания самкой. Сама Мари неровно дышит к первому, но не все так просто в этой истории.
«Сюжет… Как вам сказать? Сюжет не новый… Любовь, убийство» — цитату русского классика можно отнести и к «Золотой каске». Сюжетная линия, с первого взгляда, совсем простая и лёгкая на восприятие, содержит и поучительные уроки, и примечательные мысли и актуальные даже на сегодня примеры: любовь и дружба важнее денег, роскоши, славы и власти. Откопав в судебных отчетах прошлых столетий криминальную историю, бывший ассистент Ренуара Жак Беккер нацелился поставить по ней визуально выверенный и атмосферный фильм. На главную женскую роль он позвал Симону Синьоре. Ах, Симона! — прекрасная и несчастная, познавшая и любовь, и неверность, и почет, и хулу — будут в ее жизни еще и путь наверх, и признание публики, но будут и удары судьбы, будет и дуэль: алкоголь — ее Дантес. Все это будет потом. Но здесь — в этой киноленте — она прекрасна как морской рассвет. Пусть и не королева красоты, пусть ширококостна, пусть и не для каждого девушка мечты, но как можно не сопереживать ее героине: уже было разочаровавшейся в любви женщине, нашедшей свою любовь. Несмотря на порочное прошлое, Мари удалось сохранить свет в душе, который она и мечтает пролить на смешного усача — персонажа, поначалу вызывающего скептическое отношение, но если призадуматься, присмотреться, то становится понятно: пресытившуюся похотью женщину не интересуют жаждущие плотских утех сладострастники в дорогих костюмах, щегольски закручивающие ус. Ее возлюбленный — плотник, пусть с криминальным прошлым, — верящий в любовь идеалист. Он не безнадежный романтик, но готов отдаться целиком страсти, стремясь, как и сама Мари, распроститься с прежней жизнью.
Режиссер, прикрывшись криминальной тематикой, анализирует поведение людей в экстремальной ситуации, когда нужно выбирать между любовью и дружбой: он проникает в глубины человеческих пороков, благодаря раскрытию подсознательного пробуждения зла в человеческом мире и диктата довлеющего над героями слепого рока, уводящего людей в сторону от добра и истины. В таких случаях всегда важны акценты и калибровка авторского прицела, решающего, что именно достойно внимания, а что можно затуманить приёмом умолчания. Отказываясь от нагромождения никому не нужных деталей и нюансов, постановщик предлагает простейшее уравнение, имеющее ровно два решения — либо любовники будут вместе, либо им грозит разлука, а, может быть, даже и смерть. При этом Беккеру как-то удалось сбалансировать на тонкой грани между костюмированной постановкой и жесткой криминальной драмой.
Финал ленты отнюдь не благостен и не иллюзорен, но мастер создал картину, нарисованную не мрачными красками трагической безнадежности, а светлыми пастельными тонами, пусть и вкрапив сюда чуточку нуарного порошка, оставив тем самым после себя символ вечности подлинной любви.
26 августа 2014
Жак Беккер видимо не сумел соблюсти баланс между повествовательной академичностью и реверансами в адрес зрителя, выражающимися в последовательности и понятности повествования. А учитывая, что сюжет фильма особой оригинальностью не выделяется, то картина впечатления совсем не произвела.
История про честного и принципиального героя Серджа Реджиани, его любовь к простой деревенской бабе, конфликт с подельниками, казнь — все это проносится, как единый поток. Запоминаются лишь совместные кадры Серджа и Симоны. В те годы, они были настоящими звездами.
Впрочем, для Симоны Синьоре — это далеко не лучшая роль. Возможно все дело в неуверенной режиссуре. Ну и что, что Беккер — неуверенно ведь, вязко, скучно. Будто, режиссер опасался «как бы чего не вышло». Отсюда излишняя сдержанность, переходящая в менторскую академичность. Отсюда и совершенно невразумительная Синьоре. Пожалуй, лишь в конце ленты, она была на своем тогдашнем привычно высоком уровне.
Я понимаю скептическое отношение к Синьоре у многих ценителей кино. Уверен, что они знакомы с ней, прежде всего как с «толстоватой бабушкой», которая была «неизвестно почему» супругой изящного Ива Монтана и снималась в скучных фильмах, типа «Кота» или «Вдовы Кудер». Все было не так.
У Синьоре было множество серьезных сильных ролей, поставивших ее на один уровень с Роми Шнайдер (и уж точно выше Катрин Денев, Жюльет Бинош и многих других). Рекомендую присмотреться к ее ранним фильмам — сексуальная, яркая и красивая девушка. А вот потом, обратите внимание, в каждом фильме она будет разной. Даже с излишним весом она могла преподнести себя в самом лучшем, привлекательном виде, этакой MILF (например, на последних минутах фильма «Игры» 1967 года). А в «Золотой маске» она будет асексуальна, несмотря на молодость — обычная деревенская деваха. Эти метаморфозы, как раз и связаны с высоким уровнем ее исполнительского мастерства. Вот эта кажущаяся красивость, сменяющаяся неожиданно отталкивающей некрасивостью — это и есть ее неуловимый, почти животный, естественный талант. Жаль, что Беккер не уловил всех нюансов и не смог вытянуть из этой картины что-то стоящее. Впрочем, карьера Синьоре была в самом разгаре. И даже очевидная борьба с полнотой не могла ее затормозить.
Совсем скоро Ив Монтан в скандале брякнет ей что-то о том, что ее не приглашают сниматься, а она молча подойдет к телефону, наберет номер и скажет что согласна сниматься в роли Терезы Ракен.
4 из 10
13 сентября 2013
Фильм вполне себе заурядный, малоинтересный вызвал ряд соображений относительно того, что называется «классикой французского кино». Лурселль высоко оценивает «Золотую каску» и в рецензии на «На последнем дыхании» ругает почем свет «новую волну»: «лекарство сильнее болезни», «кинематограф станет более скучным, менее изобретательным» и проч. Французское кино после «новой волны» раскрепостилось и в совокупности Сотэ, Карно, Миллер и проч. создали коллаж уж как-нибудь поинтереснее «Детей райка» и «Френч канкана», да и «Великой иллюзии». «Золотая каска» именно папашкино кино с условными интонациями, темой «мужской мести», архаичными персонажами. Отсутствие даже и претензий на минимум психологизма — мыло как оно есть.
Есть и еще одно: стоит ли двум самцам огород городить из-за Симоны Синьоре — ширококостной, с оплывшими глазамми и тяжелыми набухшими веками? Верится с трудом. Всегда нежно любил Монтана за его работы у Коста-Гавраса и Сотэ, и полагал, что Синьоре — его крест. В этом фильме она еще нестарая, ну оччень плохо играет.
Французское кино 70-х во всем его спектре невроятно архаизировало Ренуара и Карне, да уж и какртину Беккера как-нибудь. Фильм интересен для понимания: от какого наследства отказываемся — эдакая в своем роде пырьевщина на французский, вестимо, манер.
6 из 10
27 июля 2011
Погружение в атмосферу провинциального французского городка. Мелкая банда, считающая себя элитой города, проститутки, мнящие себя королевами, и простая история любви, заканчивающаяся гильотиной.
Какая-то пугающая и притягивающая безнадежность живет в маленьких городках. Это болото, из которого трудно вырваться, и каждый житель врастает в эту пустую и скучную жизнь. Если бы не яркая и необычная красота Симоны Синьере! Ах, там где появляются подобные женщины, начинает бурлить жизнь. Кружась в вальсе с понравившимся парнем, она начинает историю зависти, ревности, предательства.
Но она с улыбкой наблюдает за борьбой, ведь дерутся и совершают преступления из-за нее и для нее. Только простые радости, обычное и светлое чувство вдруг делает ее видящей и слышащей!
Симона Синьоре не зря считается легендарной личностью, фильм стал для нее пьедесталом, с которого она больше не спускалась для глупых или незначительных ролей. И даже после депрессий, алкоголизма и забвения в ее карьере, фильмы последних лет не уступают по качеству и не теряют смысла после ушедшей красоты актрисы.
Очень интересный и продуманный персонаж главаря банды. Стильный, уверенный и по своему справедливый. Своим внешним видом очень похож на Эркюля Пуаро. За его внешней неприступным высокомерием скрывается обычная мелкая душонка. Его коварный и злопамятный ум разыгрывает партию в шахматы, кому-то угрожает, кого-то подставляет и достает заветную королеву. Даже неприятно видеть, когда хитрый и умный преступник превращается в жалкого загнанного зайца.
Ну и мораль фильма — сильная духом и умом личность Жорж Манда. Который раз и навсегда отказывается от преступного прошлого и становиться ремесленником. И не нарушая законы преступного мира (хоть и нарушая общечеловеческий закон), совершает убийство, где главный приз — Женщина. Но в конце концов, он верит в справедливость и решает сам распутать преступную ловушку. Но сеть герой выбрал добровольно!
Это классика французского кино, но фильм сложный и неоднозначный. На какой стороне и за кого стоять, решает зритель.
8 из 10
9 июня 2011