Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.8 |
IMDb | 6.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Сельский врач |
год: | 1952 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Сергей Герасимов |
сценарий: | Мария Смирнова |
видеооператор: | Владимир Рапопорт |
композитор: | Николай Будашкин |
художники: | Иван Степанов, Эльза Рапопорт, Л. Иконникова |
монтаж: | Лидия Жучкова |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 12 января 1952 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 53 мин |
Наверное многие из нас оказывались в положении главной героини фильма, на новом месте ждёт нерадушный приём. Молодого специалиста часто встречают настороженно с недоверием, и конечно провинциальные слухи и косые взгляды. Героине этой картины предстоит изменить ситуацию: перевоспитать начальника, расположить к себе коллектив, взбодрить местную общественную жизнь.
Сюжет простой, подан суховато (в фирменной Герасимовской манере), но не казённо. Диалоги насыщенные, динамичный ритм, есть и шутки и своеобразная романтика. Мы видим героиню в самых разных ситуациях, и в печали и в радости.
Сергей Герасимов многоплановый режиссер, женские образы вершина его творчества. 'У озера', 'Журналист', 'Любить человека' фильмы ставшие классикой отечественного кино, с яркими, необычными героинями не могли появиться на пустом месте и в ранних картинах мастера, таких как скромный 'Сельский врач' уже закладывается почва для появления образов будущего.
Тамара Макарова не самая душевная актриса, строгая с холодком, сыграла неплохо. На мой взгляд с возрастом она стала интереснее, появилась особая харизма. Несмотря на сдержанность актрисы чувствуется её полное взаимопонимание с режиссером и возникает какая-то особая интонация фильма, которая раскрывается не с первого просмотра (заметила что многие рецензии зрителей пишутся второпях, после единичного просмотра уже спешат высказать своё мнение). Эпистолярный момент - дополнительную глубину образу придают письма которые героиня пишет московской подруге, это мило и очеловечивает образ.
В заключении хочется отметить что именно эта не броская картина Герасимова заложила основу такого поджанра советского кино как фильмы о сельских врачах.
26 сентября 2023
У Сергея Апполинариевича Герасимова плохих фильмов нет. И средних — тоже нет. В каждой его картине — частичка души режиссёра, которую он отдавал легко, даже если понимал, что снимает «заказ сверху». И в том, что он во многие свои фильмы на главные роли приглашал свою супругу Тамару Фёдоровну Макарову, я тоже не вижу ничего плохого, потому что Тамара Макарова — актриса от Бога. Красивая, умная, эффектная женщина она безусловно является украшением любого фильма.
Кого-то может смутить возраст «выпускницы медицинского института», однако не стоит забывать, что далеко не все абитуриенты ВУЗов к началу Великой Отечественной войны были юнцами. Многие поступали, имея различный трудовой стаж. Кроме того, персонаж Тамары Макаровой — врач Татьяна Николаевна Казакова — доучивалась уже после войны. Впрочем, всё это несущественные детали, потому что Тамаре Макаровой на момент съёмок хоть и было 45 лет, на свой возраст она нисколько не выглядела. К тому же спрашивать женщину о возрасте — дурной тон, поэтому просто закроем эту тему.
Сценарий к фильму написала Мария Николаевна Смирнова, за плечами которой уже были успешные картины: «Сельская учительница» (1947г.) (Сталинская премия первой степени (1948г.)) и фильм на все времена — «Повесть о настоящем человеке» (1948). Сценарий получился душевным и очень искренним. В фильме, при всём обилии второстепенных персонажей, которых сыграли замечательные актёры Всеволод Санаев, Иван Кузнецов, Владимир Гуляев, Клара Румянова, Георгий Милляр, Николай Рыбников и другие, ключевых персонажей всего два: Татьяна Николаевна Казакова и главврач больницы Арсений Иванович Арсеньев в исполнении Григория Белова.
Григорий Белов пришёл в кино поздно — в 53 года он сыграл свою первую роль в картине «Мичурин» (1948). К сожалению, прожил он мало, оставив после себя всего 14 фильмов. Зато каждая его роль — запоминающаяся. Именно такой и Арсений Иванович — интеллигентный, приятный, добрый и очень мудрый, потому что экранному герою Григория Белова — 76 лет. Диалоговая часть написана прекрасно. Беседы ясные и содержательные. Дуэт Белов — Макарова — искренний, будь то сцены взаимных обид, либо радость встречи после недолгой разлуки.
Единственное, что немного портит общее приятное впечатление от фильма, — это несколько финальных сцен. Поделать с этим ничего нельзя, потому что советское кино того периода представить без цензуры просто невозможно. Разумеется, каждый режиссёр был обязан определённую часть хронометража посвятить восхвалению «товарища Сталина». К чести Герасимова, он отвёл для этого совсем немного времени, ничуть не «заагитизировав» хороший фильм о добрых людях благородной профессией.
12 января 2016
Кино с правильным внутренним посылом, но получилось как-то немного куцевато. В аннотации к фильму сказано, что в сельскую районную местность приезжает молодой врач. А на экране мы видим женщину лет 45-ти, то есть при всё желании молодой её не назовёшь. Далее, обычно когда человек приходит на новое место работы, он старается сблизится с людьми в коллективе, тем более это женщина, уже опытная, зрелая, но мы видим, что до сближения далеко. Тоже наводит на мысль о правдоподобности.
А вот Григорий Белов, играющий главного врача этой самой больницы, Арсения Ивановича, напротив смотрится так, как человек его возраста, социального статуса и прочее.
В фильме нет, какого-то сложного случая, все достаточно буднично, отчего смотреть приходится себя заставляя. Обычные больные пациенты, бабушки, хотя есть одна, девушка которую играет Инна Макарова, немного развевающая тоску, своим жеманством на фоне других персонажей. У Владимира Гуляева роль маленькая, роль завхоза больницы, то есть совсем немного экранного времени, чтобы что-то продемонстрировать, скажем в духе того же друга Рыбникова из фильма «Весна на Заречной улице».
Вполне допускаю, что профессия врача не допускает каких-то сантиментов, но главная героиня не производит впечатление чуткой женщины, а вот главврач совсем другое дело. Это даже не контраст, а какая-то несуразица.
Резюмируя всё вышеперечисленное, могу сказать, что фильм не тронул, не задел. Пересматривать не возьмусь.
5 из 10
31 октября 2013