Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.6 |
IMDb | 6.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Белый олень |
английское название: |
Valkoinen peura |
год: | 1952 |
страна: |
Финляндия
|
режиссер: | Эрик Бломберг |
сценаристы: | Эрик Бломберг, Мирьями Куосманен |
продюсеры: | Аарне Таркас, Эрик Бломберг, Osmo Harkimo, Матти Кассила |
видеооператор: | Эрик Бломберг |
композитор: | Айнар Инглунд |
художник: | Osmo Osva |
монтаж: | Эрик Бломберг |
жанры: | ужасы, фэнтези, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 18 июля 1952 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 14 мин |
Фильм очень схож с японскими лентами жанра кайдан, одинаково рассказывая увлекательную народную легенду, несущую нравоучительный подтекст в неизменно трагичной истории. Картина погружает зрителя в сверхъестественный фольклор, видимо из-за чего не случайно выиграла Международный приз за лучший фильм-сказку на Каннском кинофестивале. В промежуток чуть более часа режиссёр Эрик Бломберг простирает на экране особый мир северных народов Лапландии, когда людей неотъемлемо окружали пугающие суеверия, старинные предания и могущественные духи, помогающие или наказывающие жителей бескрайних снежных земель.
Будучи опытным оператором, автор мастерски передаёт очень многое через визуальную сторону постановки, демонстрируя величественные белоснежные пейзажи сурового царства Зимы, словно она ещё один важный действующий персонаж ленты, постоянно присутствующий в кадре, напевающий свои тягучие песни. Его неспешный взор охватывает не только природу, но и колоритный народный быт ещё больше уводя за собой в призрачную двуцветную плоскость, где звенят колокольчики на санях, запряжённых оленями, шаманский бубен выстукивает колдовской ритм, завывает вьюга и звучат девичьи напевы с языческими гуляньями у костров. Именно в таком специфическом антураже загадочные легенды и повседневный людской труд тесно сплетаются воедино, выписывая красочное сказание о молодой жене, которой хотелось скорейшего возвращения мужа с выгула стада оленей, из-за чего она прибегла к совету шамана. Тот призвал совершить ритуальное жертвоприношение первого встреченного живого существа у старинного алтаря. Им оказался белый оленёнок. Как в любой другой хорошей поучительной сказке — за всё приходится платить, поэтому осчастливленная мужем девушка постигает обратную сторону дара духов, начиная обращаться в оленя, чтобы увлекать за собой мужчин, а после отнимать их жизни…
Нехитрая фабула о красавице-оборотне оказывается жемчужиной в режиссёрских руках, искусно экранизирующих народную легенду, полную гаммы эмоций от вспыхнувшей любви и трагического проклятия. Художественно тонко ограняются эмоции на столь выгодном живописном фоне, когда заразительно весело кипит быт оленеводов в расписных национальных одеждах, и в тот же миг действительно страшно наблюдать проявления сверхъестественного, мастерски представленного лишь искажением светотени, моментально превращающем привлекательную жизнерадостную красавицу в настоящую ведьму с бездонными очами и распущенными чёрными волосами. Народные музыкальные мотивы в разы усиливают необходимый эффект от происходящего, передавая радость и тревоги героев.
Об этом фильме много говорить не получается. Его лучше всего рекомендовать, как удивительное путешествие в страшную, но всё равно красивую северную сказку, колоритно разыгранную в чертогах вечной зимы, чей холод и снега оберегают древние мифы и устные сказания от большого мира вокруг, создавая свой собственный, где люди чтут традиции, помнят духов и верят в чудеса.
8 из 10
29 декабря 2015