Рейтинг фильма | |
![]() |
7.1 |
![]() |
7.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Река |
английское название: |
The River |
год: | 1951 |
страны: |
Франция,
Индия,
США,
Великобритания
|
слоган: | «Beauty...Mystery...Delightful Humor...» |
режиссер: | Жан Ренуар |
сценаристы: | Жан Ренуар, Румер Годден |
продюсеры: | Кеннет МакЭлдауни, Жан Ренуар |
видеооператор: | Клод Ренуар |
композитор: | М. Партха Саратхи |
художники: | Банси Чандрагупта, Эжен Лурье |
монтаж: | Джордж Гэйл |
жанры: | мелодрама, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
![]() |
30 августа 1951 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
1 ч 39 мин |
Никогда прежде этот фильм не видела. Он стоял у меня на просмотр по моему списку НФПИ (неиндийские фильмы про Индию). И только вчера посмотрела его впервые.
Порадовало то, что снята эта история содружеством трёх стран, и одна из них Франция, и её знаменитый режиссёр Жан Ренуар. Венцом его американской карьеры стал фильм «Река» (1951), снятый, впрочем, в Индии.
Этот поразительной красоты фильм, неспешный, обволакивающий, снят по роману Румен Годдар и повествует о первой любви. В фильме воплощены мечты и грёзы о загадочной и таинственной Индии с её пряными запахами, цветами, «махараджами и заклинателями змей», далёкими джунглями, пёстрыми попугаями, обезьянами и слонами, индусами и сикхами, кокосовыми орехами и лианами, сказками Киплинга и…
Стоп, тут мы подошли к сути. Ибо нам показывается колониальная, романтическая Индия - почти безопасная Индия, которая видна из окон викторианской усадьбы, где обитают герои фильма, многодетная английская семья управляющего джутовой фабрикой. В семье растут шестеро детей, 5 дочерей и сын, и мама ожидает седьмого ребёнка.
Фильм «Река» практически не известен у нашего зрителя. Тонкий знаток душ человеческих, Жан Ренуар устраняет из своего фильма любую эксцентрику и рассказывает свою историю просто, со вкусом. Этот фильм Ренуара более близок к фильмам Джеймса Айвори.
Когда я впервые прочитала аннотацию к фильму. То подумала что речь пойдёт о трёх индийских девушках, которые влюбляются в иностранца. Но, оказалось, что все три девушки - англичанки, родившиеся, выросшие и живущие в Индии, в семьях «хороших» англичан, любящих эту уникальную страну беззаветно, всем сердцем и душой. И рассказ в фильме идёт именно о семье англичан, проживающих в Индии.
Центральным героем «Реки» является юная Хэрриет (одна из дочерей семьи главных героев, которой всего 14 лет), которая влюбляется в американского капитана Джона. Капитан Джон приехал к своему двоюродному брату, соседу семьи Хэрриет.
Джон - молод и привлекателен, несмотря на инвалидность. На войне он лишился ноги, он прихрамывает. Джон несчастен. Он чувствует себя изгоем (военный синдром), кроме того, он лишился семьи, что усиливает его депрессию. Не найдя себе места в прежнем мире, он сбежал от повседневности, которая стала чужой, в индийскую ирреальность.
Хэрриет, вобравшая в себя древние индийские легенды и сказки, подразумевает, что и невозможное возможно - и ничто не мешает ей стать возлюбленной мистера Джона.
Действие фильма происходит на берегу величественной реки Ганг, где, рядом с джутовой фабрикой и небольшой деревушкой, расположена усадьба. Дети ходят на гатхи и наблюдают за тем, как индийцы молятся богам, плавают в лодках; младший брат Хэрриет, играя на дудочке и совершая подношения в виде миски молока, пытается выманить из-под корней священного дерева бодхи, кобру.
Хэрриет дружит с Вэлери, дочерью богатого коллеги отца. Вэлери увлекается верховой ездой; она чуть старше Хэрриет (ей лет 17) и уже обладает женским шармом; и Мелани (ей тоже лет 17), дочерью соседа её семьи (к которому приехал Джон), которая наполовину индианка (т. к. её мама была индианкой, а отец англичанин). Все три девушки влюбляются в капитана Джона: Хэрриет, наивная и неловкая, как гадкий утёнок, мечтающий превратиться в лебедя; Вэлери, легкомысленная и жестокая юная соблазнительница; Мелани, серьёзная, спокойная и мудрая, как сама Индия.
Бурная жизнь на берегах и в водах реки, религиозные праздники - например, Дивали, - роскошные зрелища и развлечения, стихи, которые тайком ото всех пишет Хэрриет, чтобы примириться с окружающим миром и воспеть его, пропитывают собой зарождающуюся любовь трёх героинь.
Фильм снимался в Бенгалии. Ассистентом Ренуара выступал молодой фанат кино Сатьяджит Рей и жадно, как губка, впитывал бесплатные уроки мастерства. Через три года Рей снимет свою дебютную картину «Песнь дороги» и буквально сразу проснётся знаменитым. Думаю, что будь вместо Ренуара другой режиссёр, ориентированный вместо реализма на экзотический китч, не бывать Рею «основателем индийского неореализма», и вряд ли Акира Куросава сказал бы о его творчестве, что «Жить и не видеть фильмов Сатьятджита Рея, всё равно, что жить и не видеть солнца».
Вообще-то фильм, хотя и считается художественным, - практически документальный. Видимо, у режиссёра были соответствующие установки - ведь только что получившей независимость Индии нужно было развивать туристический бизнес, отсюда и многочисленные ландшафты, обряды, заклинатели змей, танцы и т.д. Снято всё это действительно красиво. Конечно, на фестивале в Венеции был фурор - первый фильм о взаимодействии культур Востока и Запада.
Замечательная драма, по праву причисленная к золотому фонду классики, рассказывает о трёх юных девушках, живущих в колониальной Индии, об их взрослении, об их соперничестве друг с другом за внимание их возлюбленного, о трудностях и переживаниях. Простое, жизнеутверждающее повествование, прекрасно снятое с операторской точки зрения, пропитано истинной лирикой и является шедевром знаменитого режиссёра.
Отличная мелодрама о первой девичьей любви, подёрнутая лёгким драматическим флёром, но без трагизма. Продолжительность фильма, всего 1 час 40 минут. По визуальному восприятию и операторской работе, этот фильм очень сильно напоминал мне мой навеки любимый роман, точнее его экранизацию (1939 года) «Унесённые ветром». Прям вот очень похоже, снято всё в той же стилистике, и в том же качестве. Порадовало и то, что фильм цветной, что было редкостью для индийского кино тех лет. Хотя учитывая то, что фильм снят не индийским режиссёром, но снят в Индии и об Индии, то это неудивительно.
В отличие от многих западных фильмов, которые я видела, и в которых индийцы показаны как кочевники, далёкие от культуры и утончённости, этот фильм понимает и иллюстрирует истинную философию, стоящую за каждым поступком индийцев.
А ещё я удивляюсь, почему так много великих режиссёров не могут понять, что истинная культура заключается в философии, а не в расе или цвете кожи. Полагаю, проще придерживаться стереотипов, чем просвещать людей с помощью фильмов.
«Река» - это история о первой любви в экзотической Индии, в которой река Ганг метафорически сравнивается с течением жизни, а главная героиня покидает детство и становится подростком.
Индия на протяжении многих лет очаровывала многих выдающихся режиссёров, в том числе и французских. Фильм даёт Ренуару возможность показать свою гуманистическую сторону, рассказывая о странных (на взгляд европейца) социальных и религиозных обычаях индийского народа.
И поскольку Ренуар не только один из моих любимых режиссёров, но и, возможно, величайший из всех французских кинематографистов, я настоятельно рекомендую этот фильм к просмотру всем любителям неиндийского кино про Индию, всем поклонникам великого французского режиссёра, и всем думающим зрителям, способным оценить красоту и главный смысл вложенный режиссёром в повествование этой истории.
10 из 10
18 декабря 2024
Удивительная кинокартина 1951-го года увлекает в первую очередь освещением индийского колорита во всей своей первозданно-уникальной красоте. Не зря создатели ленты провели съёмки именно в Индии, ведь именно это и позволило передать всю палитру многовековых традиций и повседневного быта народа одного из самых густонаселённых государств мира.
Чтобы осуществить раскрытие самобытности индийских просторов, кинематографисты приложили максимум усилий в процессе колоризации картины, сделав её предельно красочной и живой. Стоит выделить тот факт, что в начале 50-х ещё не было такого большого количества цветных фильмов, как годами позже. Оттого-то и блистательна работа технических специалистов данной киноленты, подаривших зрителю возможность созерцать умопомрачающую пёстрость жизни жителей Индии. И даже спустя немалое количество декад после выхода фильма в прокат удивляешься многогранностью культурных особенностей этой жизнерадостной страны.
Что касается сюжета, то здесь сценаристы могли бы потрудиться более продуктивно. В частности, диалоги и странно выстроенная мотивация некоторых персонажей истории оставляет желать лучшего. Кульминация повествования трагична и трогательна одновременно и кажется более смелой и логичной, чем основной нарратив, преисполненный любовными размышлениями и вымученными романтическими переживаниями.
В любом случае 'Река' - исключительное кинопроизведение, великолепно иллюстрирующее разнообразие культуры Индии, которая готова согреть своим теплом любого иностранного гостя.
17 апреля 2022
Фильм классика кино Жана Ренуара. Главный приз венецианского кинофестиваля 1951 года. Времена и мы меняемся и фильм сегодня кажется, может быть, старомодным, но это поэтика старого хорошего кино. Кстати, архаики здесь в стилистических особенностях нет — хорошая работа с цветом, преобладают общие планы и это хорошо — герои вписаны в природу, в среду — она для них полна загадок, принимается восторженно, это их космос, их мир. «Колониальный» колорит — Индия, дети «белых» не отделены от коренных жителей отношения гармоничны, взаимоуважительны. Фильм о воспитании чувств. Как деликатно взрослые не вмешиваются, не наставляют, не назидают, но замечают, где-то направляют ситуацию тотальной юношеской влюбленности. Умные взрослые. Умные девочки, которые свою влюбленность наполняют самопознанием. Трогателен капитан, в которого девочки дружно влюбились. В нем много детского, но он уже ветеран и инвалид. А как замечательно осмысленно в фильме девочки рассказывают индусские легенды! Только что пережитое звучит вопросом — как дальше жить?! Это всё в фильме есть. Рада, что посмотрела этот фильм. Хорошо его посмотреть с детьми — все возрасты подойдут, найдут своё.
2 ноября 2020
К сожалению, в довольно обширной фильмографии Жана Ренуара целый ряд выдающихся картин, значение которых в истории мирового кино трудно переоценить, до сих пор остаются в тени наиболее прославленных лент режиссера — «Великая иллюзия» и «Правила игры». Вот и относящаяся уже к американскому периоду «Река», снятая по одноименному роману британской писательницы Румер Годден, не стала исключением. А между тем «The River» — это удивительная история первой юношеской любви, рассказанная от лица девочки Хэрриет, одной из дочерей английского управляющего джутовой фабрики.
В Индию из Америки к своему двоюродному брату приезжает молодой капитан Джон. На войне он потерял ногу, вчерашний герой стал одноногим калекой. Он чувствует себя изгоем, «чужим среди своих» и бежит от людей в далекую Индию, страну с тысячелетней историей, где надеется обрести покой в уединении, восточной философии и религии. Но и здесь капитана ожидают «сюрпризы»: в него влюбляются сразу три хорошеньких девушки — совсем еще юная Хэрриет, обольстительная девушка постарше Вэлери и не по годам мудрая Мелани, недавно потерявшая мать.
Наивная и мечтательная Хэрриет пишет стихи, ведет дневник, сочиняет основанную на индийском фольклоре легенду о насильно выдаваемой замуж девушке, которая чудесным образом оказывается вместе с любимым, запускает воздушного змея, ревнует к своей более взрослой сопернице и втайне надеется стать невестой Джона, как та самая девушка из сочиненной ею сказки…
События в фильме разворачиваются на берегах величественной реки Ганги, в исторической области Индии — Бенгалии, где растет священное дерево Бодхи, медитируя под которым принц Гаутама достиг просветления и стал великим Буддой. По традиции ндианки приходят к нему, чтобы поклониться и попросить в своих молитвах о рождении сына. Камера оператора Клода Ренуара схватывает контрасты Индии той поры: роскошные особняк управляющего фабрикой соседствует с хижинами-«норами» индусов; богатые ступени, ведущие к древним храмам, — со стирающими у их подножья белье фабричными рабочими; полноводный, неторопливый Ганг — с непосильным трудом тысяч людей, получающими по морской раковине за джутовый тюк.
Но кажется, есть некая мудрость в финальной сцене фильма, где крик появившегося на свет младенца, еще одной сестренки Хэрриет, напоминает нам об извечном продолжении жизни, великой вселенской гармонии и вместе с тем — суетности человеческого бытия, в котором нашлось место и для рыжеволосой девчонки с ее трогательной влюбленностью. По-прежнему несет свои воды священная река Ганг, на берегах которой люди рождаются, живут и умирают — сейчас, как и сотни лет назад; в бесконечной последовательности последовательности день чередуется ночью, как и жизнь человека, наполненная трудом, подойдёт к концу и сменится смертью. Течет река. Река жизни.
7 мая 2016