Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.7 |
IMDb | 6.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Стеклянный замок |
английское название: |
Le château de verre |
год: | 1950 |
страны: |
Франция,
Италия
|
режиссер: | Рене Клеман |
сценаристы: | Джан Бистольфи, Пьер Бост, Вики Баум, Рене Клеман |
продюсеры: | Генри Дойчмайстер, Эжен Тюшере |
видеооператор: | Робер Лефевр |
композитор: | Ив Бодрие |
художники: | Леон Барсак, Пьер Бальмен, Морис Барнатан |
монтаж: | Роджер Дуайр |
жанры: | мелодрама, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 16 декабря 1950 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 39 мин |
Жиль Делез в своей книге «Кино» высказал весьма ценную идею о том, что французская школа по сути противопоставляла себя немецкому экспрессионизму. Он очень правильно подметил, что девиз «Больше действия!» был подменен девизом «Больше света!». Так что, нет ничего удивительного, что в классической мелодраме Рене Клемана «Стеклянный замок» сюжетные ходы разворачиваются неторопливо. Обратите внимание на то, насколько важную роль Клеман отводил вопросам освещения.
Практически все кадры в ленте не просто сняты в дневное время суток — они максимально освещены. А если приглядеться к Жану Маре, то можно заметить как освещение направлено на его волосы, создавая неуловимый эффект похожий на нимб. Забавно, но когда герой беспокоится (а он это будет делать преимущественно в конце фильма), «нимб» будет пропадать. Впрочем, возможно это просто такой оптический эффект.
Приятно порадовал меня и сам сюжет. Тут ничего не будет понятно первые полчаса, а когда нехитрая история прояснится, так в полной мере все тонкости так и не раскроются. Все дело в том, что Клеман предлагает конструкцию, качественно отличную от модных в те годы нуаров и неореализма. Тут не будет преступлений или тягучего напряжения, не будет мрака и интриг. Привычной для тех лет бедноте будут противопоставлены такие неожиданные сытость и обеспеченность. Будет простой и незамысловатый адюльтер, переходящий в любовь, а затем долгое прощание. Героиня должна улететь, чтобы потом вернуться. Герой Маре достаточно умен, чтобы понять — поездку вполне можно было бы отложить. Он вынужден прощаться с неожиданно обретенной любовью. Получается неожиданно трогательно и мистично.
Когда Маре начал передвигать стрелки часов назад, то я был просто очарован. Сцена настолько проникновенна, что стоит всего фильма. Именно благодаря ей и повысил оценку картине. Клеман своим часовым механизмом фактически создавал эффект вполне разумной трансовой амнезии. Разумеется, в те годы это в полной мере по достоинству не оценили. Пожалуй, большая часть кинотусовки ограничилась признанием шедевром поэтического «Орфея». Клеман же был слишком передовым. Да и прогресс по сравнению с предыдущими работами был налицо. Я думаю, что этот фильм не просто предвосхитил, а вдохновил и обусловил появление «Мариенбада» Алена Рене и целой вереницы подобных мелодрам. На мой вкус, происходящее в этой ленте представлено гораздо изысканнее, чем к примеру большинство кино-романов у Лелуша и Трюффо.
Жан Маре особо ничем тут не отметится, но он и не играет какой-либо определенный характер. Его персонаж — идеальный мужчина из грез. Красивый, подтянутый, атлетичный, уверенный в себе и не бьющийся за кусок хлеба. Настоящая женская мечта, в особенности для женщин, прошедших через горнило войны. Кстати, полная противоположность циничному и скользкому герою из большинства нуаров.
Не стану рекомендовать этот фильм тем, кто не видел «Мариенбад» Алена Рене или «Орфей» Жана Кокто. Если Вам эти картины не по вкусу, так стопудово не понравится и «Стеклянный замок». Что же касается меня, так осталось такое странное впечатление, что видел шедевр и до конца не осознал. Буду пересматривать. Очень понравилось, хотя и мелодрамы — совсем не моя тема.
9 из 10
8 ноября 2013