Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.2 |
IMDb | 7.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Сезон дождей |
английское название: |
Barsaat |
год: | 1949 |
страна: |
Индия
|
режиссер: | Радж Капур |
сценарий: | Рамананд Сагар |
продюсер: | Радж Капур |
видеооператор: | Джал Мистри |
композиторы: | Джайкишан Дайябхай Панкал, Shankarsingh Raghuwanshi |
художники: | Кришан Кумар, С. Десаи, Goomers |
монтаж: | Г.Г. Маекар |
жанры: | мелодрама, драма, мюзикл |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 21 апреля 1949 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 2 ч 51 мин |
Увидела я тут неделю назад, в одной из соцсетей видео о том, как Радж Капур приезжал в СССР после фильма «Бродяга», и вообще о том как его любили в союзе, и об их отношениях с Наргис. И всё, меня пробило на его фильмы.
Всю неделю пересматривала фильмы с Раджем Капуром, а особенно его фильмы в паре с Наргис. И как оказалось, на все эти фильмы, я уже писала отзывы. И вот вчера решила посмотреть один из его самых ранних фильмов - «Сезон дождей», где он тоже в паре с Наргис. И оказалось, что на него то я ещё и не писала. Поэтому пишу сейчас.
Фильм старенький, чёрно-белый, и современному зрителю, в том числе и мне, привыкшему к яркой цветной картинке на экране, смотреть чёрно-белое ретро, тяжеловато. Только истинные любители такого кино, и настоящие фанаты индийского ретро, смогут стойко выдержать такой просмотр. А хотелось бы, чтобы фильм увидело как можно больше людей. И думаю ничего страшного не случится, если этот фильм «раскрасят», картинка от этого станет только ярче, просмотр интересней, и привлечёт новых зрителей, и порадует «старых», давно уже видевших этот фильм в чёрно-белом варианте.
Новенький автомобиль с двумя богатыми пижонского вида, молодыми индийскими джентльменами, катил среди прекрасных горных пейзажей. Над прозрачными как хрусталь и быстрыми как горная козочка водами, неслась песня прекрасной дочери гор. Она взволнована юношей. Но каким разным было это волнение. Один из них возжелал сорвать цветок молодости и освежиться его нектаром. А второй погрузился в собственные мысли и мечты об идеальной любви. Так начинается второй по счёту фильм Раджа Капура, и первая работа, прославившая его у себя на родине.
Именно в «Сезоне дождей» 24-летний актёр последовательно и всецело погружается в исследование своей собственной философии любви. Задумчивый печальный музыкант Пран (Радж Капур) влюбляется с первого взгляда в юную горянку Решму (Наргис) - наивную девушку, чья душа столь же преданна и возвышенна, сколь прекрасно её лицо. Его друг Гопал (Прем Натх), напротив очень ветреный и чрезмерно жизнерадостный юноша, готовый волочиться за каждой обладательницей хорошенького личика и тонкой талии. Среди множества его побед, оказалась и скромная девушка с гор Нилу (Нимми), не менее невинная и восторжённая душой, чем Решма. Но Гопал не в состоянии оценить по достоинству встреченное им сокровище, он устремляется дальше, за новой волной плотских удовольствий.
Любовь Прана и Решмы, между тем, из тех, что случается один раз и на всю жизнь. Но множество препятствий встаёт между влюблёнными - неравенство в образовании и материальном положении, противодействие родителей, насмешки и издёвки лучшего друга, природная стихия и несчастный случай, разлука, боль, страдания и болезнь, человеческий эгоизм и жестокость. Но настоящая любовь, если она истинна, может и должна преодолеть и общество, и стихию, и даже саму смерть.
Фильм обретает ещё больший смысл, если рассматривать Прана и Гопала не просто как лучших друзей, но и как две противоположные стороны одной и той же личности: материально-плотскую и духовную. Поэтому так различны чувства испытываемые этими героями. Так сложно им сосуществовать и находить взаимопонимание друг с другом, но и по отдельности тоже невозможно быть. И только в случае установления гармонии между этими двумя различными сторонами личности, человек может обрести счастье.
Ещё более противоречивым и запутанным предстаёт взгляд Прана на женщину. С одной стороны, она объект страсти и получения новых наслаждений. С другой - муза - источник бесконечного вдохновения творческой души. Одна и та же женщина может быть вознесена на пьедестал как олицетворение идеала, как живое воплощение богини Лакшми или Сарсвати, так и низвергнута ниц, упав в порыве самоуничижения к ногам возлюбленного. Она может принимать любовь как поклонение, и выпрашивать её как милостыню. Но иногда мужчина возводит женщину на пьедестал, только для того, чтобы потом свергнуть её оттуда.
Радж Капур и Наргис составляют невероятно жгучую пару, чьё взаимодействие и эмоции на экране просто невозможно не почувствовать. Настолько они искренни, столь стремительны их порывы, глубоки взгляды и трепетны прикосновения. Энергия их взаимодействий то стихает, то стремительно пульсирует и переливается через экран. Лицо Наргис претерпевает множество тончайших метаморфоз. Оно буквально светится изнутри каким-то лунным мистическим сиянием, что превращает прекрасный образ Решмы в почти волшебное создание.
Воздействие визуальной эстетики настолько мощно, что оно местами отодвигает в тень перипетии сюжетной линии. Контрастное освещение, резкие диагонали, очень насыщенная монохромная структура.
«Сезон дождей» затягивает в свою перенасыщенную влагой и жгучими чувствами, романтику. Этот мир не является отражением реальности, скорее отблеском сгустка мыслей и ощущений его создателя. Мир озёр, дождей, туманов, звуков скрипки, фальши и правды, низкого и возвышенного, прекрасного и отталкивающего. Мир, построенный на контрастах и противопоставлениях. Начало высокого стиля в Болливуде, воспевающего бессмертную любовь.
Фильм невероятно красивый, эстетический, лирический, возвышенный. Очень долго не покидает ощущение чёрно-белого волшебства. Этого так не хватает сейчас, в насквозь циничном и совершенно приземлённом современном мире. Каждый кадр продуман до мелочей и магически воздействует на зрительское восприятие. Этот фильм, безусловно, образец настоящего искусства. И сложно представить, что ему уже 75 лет.
Ретро кино, всегда меня привлекало, поэтому от одного созерцания я уже получила удовольствие, тем более что и актёрский состав радует. Фильм немного камерный, но как и все фильмы Раджа Капура, он является поучительным и критикует на этот раз моральные устои молодёжи. Здесь показывается противостояние этих двух друзей - один из них (Радж) верит в настоящую любовь, чувство, а второй (Прем Натх) всё это осмеивает, признавая лишь плотское удовольствие.
Радж Капур - молодой и худой. Но как говорится, красоту, её ничем не испортишь, а он очень красивый. Думаю, ему было просто сыграть такого романтика. Очень приятно было смотреть на их пару с Наргис, слушать их диалоги о любви.
Наргис - вроде и не назовёшь её красавицей, но есть в её внешности нечто притягательное, этакая ясность черт.
Прем Натх - очень любопытно было взглянуть на него в таком молодом возрасте. Какой он оказывается был стройный. Превосходно воплотил образ светского повесы и франта.
Нимми - первая её роль. Видела до этого её в паре клипов. Довольно миловидна. Роль маленькая, но знаковая для этого фильма.
К.Н. Сингх - тот самый злодей из «Бродяги». Здесь ему досталась роль дурачка-великана.
Музыка в стиле тех лет, люблю такую. Мне уже давно полюбилась «Jiya Bekrar Ha» и «Mujhe Kisi Se Pyar Ho Gaya». Так же неизменно присутствует знакомая раджевская мелодия вальса «Дунайские волны».
10 из 10
16 апреля 2024
Глядя на то, как люди любят и хвалят этот фильм, мне было даже как-то жалко писать серую рецензию. И все же я считаю, что любимых мастеров тоже иногда надо ругать, даже таких мэтров, как Радж Капур.
Я считаю, все фильмы у мэтра делятся на две категории: бесспорные шедевры(коих большинство) и несмотрибельная скукотища (коих единицы). И, к сожалению, «Сезон дождей» относится ко второй категории.
Несмотря на прекрасную режиссуру и актерскую игру, фильм выглядит чудовищно долгим. Не длинным, а именно долгим: бывает и такое, что трехчасовые хронометражи смотрятся на одном дыхании, но здесь действие тянется очень мучительно. И нет, дело не в том, что я дитя XXI века с клиповым мышлением, просто «Barsaat» действительно затянут даже по меркам сороковых. Тот же «Бродяга» вышел всего спустя два года, но там было куда больше динамики, драйва, надрыва. Из хронометража можно смело вырезать где-то час (при этом не трогая песни) и ничего особо не изменится.
Кстати, здешний саундтрек считается лучшим за всю историю Болливуда. Я не особо разбираюсь в музыке и допускаю, что в свое время здешняя музыка звучала свежо и революционно, но чтобы прям «за всю историю» — тут сомневаюсь.
Но несмотря на все это, я понимаю, насколько важное место эта лента занимает в творчестве Капура. Понимаю, что не будь «Сезона дождей», не было бы шедевров, выходивших после. Не было бы волшебной музыки Шанкара-Джайкишана, не было бы уникального авторского почерка и остросоциальной тематики. Поэтому фильм ценен как минимум как страница в истории кино. Кроме того, здесь есть отсылки к пенджабским легендам, которые могут подтолкнуть неподготовленного зрителя к изучению индийской культуры, что тоже большой плюс.
24 июня 2023
Любовь! Любовь! Любовь! Честный добрый фильм о вере, жизни, нелепом расставании и долгожданной встрече! Наргис как всегда прекрасна и улыбчива, Капур тактичен и искренен! Браво старому индийскому кино!
Цитаты фильма так и трепещут истинными поисками себя:
- «Надо быть практичным, а не жить чувствами».
- «Любовь хороша лишь для создания стихов».
- «Время никого и ничего не ждёт. Оно идёт вперёд».
Хотя на самом деле:
- Надо жить чувствами, несмотря на весь печальный опыт и злую реальность.
- Любовь хороша для всего: и для стихов и для прозы, и для жизни.
А что касаемо времени — поживём увидим!
7 из 10
12 августа 2015
Я не могу назвать себя любителем романтических мелодрам и подавно индийского кино. Но я ценю классику и произведения искусства, какой бы стране они не принадлежали и в каком бы времени не были созданы. Искусство — это то, что находится вне времени и вне географических границ. А когда речь идёт о любви в искусстве, но и национальный менталитет уходит на второй план. Все мы любим и, наверно, многое чувствуем одинаково. Сказу скажу, что данная картина под прекрасным романтическим названием «Сезон дождей» является одной из моих любимых историй о любви наравне с такими как «Ромео и Джульетта» или «Тристан и Изольда».
Режиссёр фильма Радж Капур, человек совершенно особенный, на многие десятилетия опередивший то время, в каком ему пришлось творить. «Сезон дождей» — его вторая режиссёрская работа, и на момент съёмок ему всего 24 года. Он же исполнитель одной из главных ролей. Фильм рассказывает о двух друзьях, которые не смотря на то, что совершенно по-разному смотрят на мир, очень ценят и любят друг друга. Они принимают друг друга такими, какие они есть, не пытаясь переубедить другого, не стараясь направить на путь истинный, каждый уверен, что придёт время, и друг сам придёт к осознанию неправильности своей жизни.
Пран (Радж Капур) романтичный лирический герой, о котором фактически не сказано ничего кроме того, что он любит музыку, прекрасно играет на скрипке и является сыном богатых родителей, которые помимо жизненных благ дали сыну и приличное воспитание. Гопал (Прем Нат) современный молодой человек, не отягощённых посторонними мыслями, любимец девушек, которые являются для него лишь источником хорошего времяпровождения. Одна из таких девушек всерьёз влюблена в него, разумеется, перед этим он поклялся ей в несуществующей любви и подарил массу надежд на их совместное будущее. Сам же не старался воплощать обещанное в жизнь. Пран наблюдает за происходящим, ему искренне жаль несчастную влюблённую, и он уверен, что однажды его друг всё осознает и вернётся к той, кто его любит и ждёт.
Спустя некоторое время друзья решают арендовать дом с видом на живописный пейзаж, и Пран влюбляется в дочь арендатора, девушку из бездной семьи. Его покоряет её непосредственность, и он проводит всё своё время с ней. В классическом индийском сюжете, который, собственно, и внедрил Радж Капур всегда есть какая-либо проблема, которая усложнит отношения влюблённых или же вовсе их разрушит. Этот фильм стал началом этого модного сюжета, который все так активно используют и пой сей день. Отец девушки против, и после некоторых трагических событий влюблённые теряют друг друга. Пран убеждён, что его любимая погибла, а она в свою очередь находится у совершенно не знакомого человека, который по счастливой случайности спас её. И здесь начинается основное действо картины — он и она ищут друг друга. Параллельно с этим Гопал меняет своё отношение к жизни.
Сюжет фильма прост, но в то же время интересен тем, что умело переплетены различные проблемы, которые режиссёр действительно затрагивает. Это особенность творчества Раджа Капура, его фильмы отнюдь не лишены смысла, поэтому из огромного числа индийского кино именно его фильмы мне по-настоящему дороги. Стоит посмотреть хотя бы одну из его работ и сразу становится ясно, почему именно этот человек стал единственным индийским режиссёром, чьи фильмы признал весь мир и навсегда вписал в свою кино-летопись под грифом «классика». Такого успеха не добивался никто и не добился до сих пор. В «Сезоне дождей» затрагивается проблема, которая была актуальна тогда, в далёком 1949 году, и которая актуальна по сей день — человеческие отношения. Здесь же прекрасно вплетена в сюжет социальная проблема нищеты и проституции в Индии — неотъемлемая часть капуровского стиля. Фильм наивный, по-индийски колоритный (жаль, что цветную плёнку Радж Капур использует лишь в 1964 году и станет, кстати говоря, первым индийским режиссёром, кто это сделает), пейзажи наверняка очень красивы в цвете. Вся красота природы как на ладони — и широкие степи, и цветочные поля, и великая река Ганг, и окружающие её горы.
Хочу отдельно отметить, что монтаж, который так же выполнен Раджем Капуром, прекрасен. Ни один герой фильма (а их в его фильмах мало, что не свойственно для инд. кино) не прибывает в сюжете просто так, без какой-либо видимой цели. Все они нужны или для того, чтобы раскрыть персонажа, или чтобы обозначить ситуацию. Герои ведут себя вполне логично и по-человечески.
Что касается актёрской игры, то не для кого не секрет, что Радж Капур блистательный актёр, принесший в Индию систему Станиславского, которую в последствии немного адаптирует для индийского экрана. Как актёр он прекрасен, но к сожалению был слишком увлечён работой над другими героями и другими сюжетными линиями. Своему же герою он отвёл немного скучную роль молодого человека, постоянно прибывающего в состоянии печали. Но и это он сыграл просто прекрасно — печальный взгляд, который отнюдь не выглядит статично, он живой и развивающийся. Слышал, что во время съёмок финальных сцен, чтобы придать картинке наибольшую натуральность, он принял снотворное и лишь потом увидел, что с его героем происходило в это время. Поразительная самоотдача.
Не менее прекрасно сыграл второй главный герой Прем Нат. Великолепный актёр, которому всегда удаются роли весёлых молодых людей, которые входят в сюжет с одними моральными ценностями, а уходят из его с другими. Он смог показать на экране, как меняется его герой, а это самое важное. Ну и конечно заслуживает аплодисментов игра Наргис Датт, чудесной актрисы, сыгравшей с Раджем Капуром в 17 фильмах. Её влюблённость в реальной жизни идеально перешла на экран и создала чудесный дуэт. Самоотверженная Решма в её исполнении идеал настоящей любящей женщины. Один из важнейших плюсов фильма — это его интер-национальность. Он будет понятен человеку любой национальности!
Не могу оставить без внимания детали. Безумно приятно, что именно в этом фильме впервые зазвучит любимая мелодия Раджа Капура румынский вальс «Дунайские волны» — эта композиция будет звучать во всех фильмах режиссёра. Про композиции самого фильма ничего не могу сказать, т. к. весьма своеобразно отношусь с индийской музыке и попросту не запоминаю её.
В совокупности всех факторов ставлю такую оценку:
9 из 10
- 1 балл за то, что всё таки мало прекрасного Капура, мало!
3 февраля 2014
Этот фильм о дружбе, любви, верности, невинности, репутации парней из города, наивности и вере. О том, как нужно смотреть на мир, как любить и быть верным.
Фильм начинается с того, что два друга с противоположными взглядами на жизнь, девушек и любовь едут в деревню. Поэт и ловелас. Молчун и болтун. Серьезный и легкомысленный. У второго, Гопала, в каждой деревне по девушке, как у моряка. И Пран, его друг, говорит ему, что настанет день, когда тот поймет, что такое любовь и прольет немало слез. Гопал смеется над его словами, они приезжают смотреть дом и Пран встречает ту, что покорит его сердце. Их первая встреча была очень романтичной. Парни часто влюбляются в того, кого спасают.
Радж Капур — Пран. Как уже было кем то сказано это фильм больше Наргис, чем Раджа. Однако Радж никогда не играет плохо. Его герой — обычный поэт-романтик. Скромен, уступчив и тактичен. Однако есть в нем какая то искорка, что не делает его образ скучным.
Наргис — Решма. Мой любимый персонаж из всего фильма. Простая, забавная девчонка из деревни. Открытая, искренняя, честная и очень доброжелательная. Наргис правда разная в каждом фильме, разные привычки, жесты. Здесь она очень забавно шмыгала носом, щуря его. Ее лицо становилось таким детским, ребяческим. Очаровашка. Ее героиня не знает что такое любовь, а когда узнает — показывает это на деле. Верность, искренность и бесконечная преданность — это про нее.
Прем Нат — Гопал. Принцип его отношения к девушкам таков: любовь это как чувство голода. Зачем только придумали эти свадьбы? Где проголодался — там и утоли свой голод. Весь образ жизни Гопала держится на этом принципе. Но однажды случается то, что побудило его пересмотреть свои взгляды на жизнь. Только не поздно ли он опомнился?
Нимми — Нила. Для дебютантки сыграно просто превосходно. В глазах отчетливо читается то ожидание, то боль, то любовь. Нимми — очаровательная девушка, живущая в горах. Простая и наивная. Она знает, что такое любовь, она умывает ноги своего возлюбленного собственными слезами, она дает обеты перед Богом ради него, она ждет неверного парня до самого конца. Ну почти до самого. Красивая актриса, очень правдоподобно сыграно. Ее было очень жаль. Ах, индийские девушки… почему вы видите всегда только один выход из положения?
Саундтрек фильма получил множество наград, а это вам не хухры-мухры. Первая песня, Jiya Beqarar Hai, сразу располагает к себе вкупе с очаровательной Нимми. Далее трогательная Barsaat Mein Humse Mile, нежная Mujhe Kisi Se Pyaar Ho Gaya, веселая и одновременно грустная Patli Kamar Hai, печальная Chhod Gaye Baalam и многие другие. Посыл фильма в том, что нужно ценить любовь, не разбрасываться чувствами и если обещаешь что то, то будь верен слову до конца. (P.S. Это я не о Нилу. Я против ее поступка, лучше бы этого не случилось, или даже если случилось, то не по ее воле.)
Единственное замечание: зачем вставили эпизоды с этим полубезумным толи рыбаком толи дровосеком? Хотя причина понятна, это нужно было чтобы показать, что смешная деревенская девчонка любит на разрыв аорты, до безумия, до смерти, но все же… Персонаж раздражает. Поставленную цель лучше было выполнить другим образом.
Фильм для любителей классики индийского кино. Прекрасные актеры, хороший смысл, качественный саундтрек и многое другое. Не пропустите!
3 августа 2012
Начну с того, что обложка фильма на страничке Кинопоиска не соответствует ему самому — для нее почему-то взят знаменитый кадр из «Бродяги», а не ничуть не менее знаменитый кадр из «Барсаата» («Сезона дождей»), который был положен потом в основу логотипа Р. К. Филмз — студии Раджа Капура, — кадр, где юноша в левой руке держит скрипку, а правой обнимает красиво изогнувшуюся девушку.
С этого фильма началась неумирающая слава Раджа Капура, и уже поэтому его стоит посмотреть. Здесь родилось то, что стало его фирменным стилем: социальный и этический месседж, завернутый в красивую любовную историю под чудесную музыку. Именно на этом фильме впервые собралась великолепная команда Раджа — его постоянные в будущем композиторы Шанкар и Джейкишан, его поэты, его закадровые певцы и его технические специалисты. И даже великий романтический дуэт Раджа и Наргис родился по-настоящему только здесь.
Хотя молодой и худой Радж с растрепанными волосами и скрипкой (он играет на скрипке, в том числе тот вальс, что потом аукнется во многих его фильмах) очень красив и, конечно, разбил в своем время сердца многих миллионов зрительниц, сделавших фильму кассу, этот фильм — скорее, фильм Наргис, а не Раджа. Она здесь играет смешную кашмирскую девчонку из социальных низов — веселую, бесстрашную, способную идти до конца за своим городским «бабуджи» (то есть «хозяином» — это она будущего мужа так называет).
Добавьте сюда прекрасные виды Кашмира, великана-дровосека, английский клуб, фирменные капуровские лодки, поход к проститутке, самоубийство, автокатастрофу, спасение утопающих, грозного папашу, эпические мотивы, сталкивание города и деревни, богатства и бедности, верности и коварства — в этом фильме есть на что посмотреть. Да, мы еще забыли про песни и танцы. Они тут тоже есть. Любители болливудского золотого фонда и винтажного черно-белого РК получат от просмотра исключительное удовольствие.
17 мая 2011