Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.9 |
IMDb | 7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Счастливый рейс |
год: | 1949 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Владимир Немоляев |
сценаристы: | Виктор Ардов, Владимир Немоляев |
видеооператор: | Самуил Рубашкин |
композитор: | Сигизмунд Кац |
художник: | Владимир Егоров |
жанры: | комедия, мелодрама |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 15 июля 1949 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 19 мин |
Я частично понимаю тех людей, которые узрели в данной картине «типичность», «несерьезность», «дешевый популизм» и т. д. Ну что поделаешь — просто им не пришлось пережить ту катастрофу, которая поразила народ СССР в 1941—1945 годах: им не пришлось жить в эвакуации, корчиться от боли в медсанбатах, умирать от голода в блокадном Ленинграде, в окоченении от холода бежать в атаки под Сталинградом, в беспросветном одиночестве ожидать своих детей и мужей, восстанавливать разрушенное хозяйство. Да, не пришлось…
Именно в этом и кроется корень того непонимания, которое после просмотра данного фильма охватывает тех, кто в войне видит лишь боевые действия как таковые, забывая о той доли горя, которая выпадает на плечи простых мирных граждан, и о том, как трудно затем возвращаться к ставшей для многих уже непривычной мирной жизни без сирен ПВО и артиллерийских канонад.
Фильм вышел на экраны в 1949 году. Страна только-только оправилась от Великой Отечественной Войны. Эйфория Победы понемногу рассеялась и наступили тяжелейшие трудовые будни — идет восстановление разрушенной европейской части СССР. Народу, прежде всего трудовому народу, простым работягам, которые и являются истинными созидателями, как глоток воздуха нужны минуты духовной отдушины, спокойствия, веселья. Именно такую функцию и выполняет данный фильм.
Современным поколениям в большинстве своем не понять и части замысла фильма. А он здесь присутствует. Синичкин на своем примере доказывает, что отдача своему трудовому делу приносит результаты, и любое, даже самое казалось бы незамысловатое начинание, если его вести с душой, приносит и эмоциональную радость. Взять к примеру тот самый грузовичок «полуторку» — тут на примере главного героя зрителю преподносится образ надлежащего ухода за своим «трудовым конем», который, казалось бы, после «представительного» бездельника Зачесова «приказал долго жить». Также в фильме имеет место тема нравственности: Феня все-же отличит кто есть кто…
Но, прежде всего, зрителю показаны человеческие отношения, а не современные «терки» «закрепощенцев-индивидуалистов», мерящихся своими «достижениями». Да, гротеска в картине хватает, но в данном случае он не призван оторвать от реальности. Как говорится, есть фильмы, цель которых показать к чему стремиться нормальному человеку, который не желает становиться ни «крутым», ни «модно одетым» — который просто хочет развиваться и созидать. Это тот самый фильм (и не один он такой, их в СССР 1930—1950-х гг. снимали немало).
И в заключение. Народ (именно народ!) у нас умен и сметлив был всегда, и он отличал «популизм» и «заказы» от действительной бескорыстной красоты кинематографа; о провальных фильмах той эпохи известно немало — данный фильм в число сих не входил. А то, что его музыкальный стиль преисполнен «стереотипных» дум и смыслов не дань ЦК ВКП(б) и лично Сталину, а действительное отражение запросов тогдашнего трудового большинства.
8 из 10.
26 апреля 2015
МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМЕДИЯ «Счастливый рейс» (1949)
Видимо как всегда в литературе: уходит время — теряются знаковые символы культуры прошлого. И так. Скорее всего, сценарий к фильму писался в 1946—47 гг.
Недавно закончилась война с Японией. По стране прокатился голод, связанный с окончанием поставок продовольствия союзниками. Как всегда в деревнях воплощают в жизнь лозунг «Даешь 40 лет без урожая!» или еще без чего-нибудь по усмотрению Сталина и его инстанций. Только только начались репарационные поставки из Германии одежды, посуды, картин, мебели, станков, заводов, технологий и арестованных спецов (вдобавок к имеющимся немецким военнопленным. Слава богу, не всех расстреляли). Весь народ, от мала до велика, привычно напрягся в очередной раз, чтобы пережить тяжелые времена, получить необходимое образование, вырастить и прокормить себя, детей и стариков. В стране Инстанции Сталина вновь затягивали «гайки» (вводили усиленные репрессии к народу, его культуре) в преддверии «Холодной войны». В стране начался целенаправленный отлов силами МГБ инвалидов войны и отсылка их в лагеря (напр. о. Валаам) и других лиц по 58 статье УК. Говорили, что для придания надлежащего облика стране — победительнице. В очередной раз у всего народа похитили его культуру, и малую Родину. (Не в центральных городах жилось крайне тяжелее и люди, оставив свою Родину, скитались по стране, чтобы выжить). На таком примере детей не воспитаешь и не научишь.
Вот на таком фоне наши великолепные сценаристы, режиссер и актеры сняли МУЗЫКАЛЬНУЮ КОМЕДИЮ. Конечно, она создавала образ счастливых грез у зрителей, давала отдушину от реальности.
В разряд комедии можно отнести практически все эпизоды фильма. Например, «лубочный «советский романтизм», гротескных героев, абсолютная ненатуральность происходящего на экране, даже (!) не раздражающие в силу собственной нелепости, вышагивающие и поющие в унисон ряды доблестных советских тружеников и/или их детей. («И че вы гражданские строем не ходите?» — прим автора). Отличный кадр в самом конце — чрезвычайно высокий (по должности) и столь же лысый (уже буквально) начальник «дает добро» на создание новой ячейки общества — разве не трогательно?!… и т. д.» — цитата Andron.
Конечно, все понимали, что в их жизни не совсем так. Но в 21 веке все над чем смеются в фильме, приняло просто гигантские формы и размеры. Жаль не гротескные.
В общем, фильм замечательный. Мне понравились многие песни. Особенно песня «Моя капуста». Свежо и актуально.
17 мая 2012
Это типичное советское кино, которого, к сожалению, очень много, с дурацкой и нелепой агитацией к «труду и маю». Смотрится просто смешно. Ближе к концу фильма этот натянутый наигранный неправдивый образ Советского Союза, где все хорошо, честно, радостно, где все люди честно трудятся во благо великой державы, становится отвратительным.
Собственно, я никогда бы и не посмотрел эту картину, если бы в списке актеров не было фамилии Леонов. Это, кстати, его первая роль. И, честно говоря, я очень сильно разочарован. Потому, что появится Евгений всего на пару секунд и даже слова ни одного не скажет.
Кроме как посмотреть на молодого Леонова, больше этот фильм смотреть не за чем. Конечно, увидеть ту эпоху, то время интересно. Но все-таки не верится мне, что все тогда было так хорошо. А развевающийся на ветру советский флаг в последнем кадре — это вообще отвратно!
Кино, сделанное откровенно под заказ.
3 из 10
28 декабря 2010
Просто несерьезно. Не вижу особо смысла тут что-то предметно разбирать, обсуждать. Не фильм, а грошовая пьеска. Дешевый популизм и лубочный «советский романтизм». Чем-то напомнило «когда-то смешные» комедии с Ч. Чаплином. Гротескные герои, абсолютная ненатуральность происходящего на экране, даже (!) не раздражающие в силу собственной нелепости вышагивающие и поющие в унисон ряды доблестных советских тружеников и/или их детей. Разве это кино?!
В полном соответствии с логикой конкретного исторического момента представительный шофер первого класса, конечно же, оказывается, ничтожеством с морально-этической, а, чуть позже, еще и профессиональной точки зрения. Замаскировавшийся враг — проходили, как же. Главный герой — с точностью до наоборот. Что, согласитесь, не принципиально.
Девушка Феня — даже не знаю. Куда только смотрели цензоры. Видимо, закрыли глаза ввиду деятельного раскаяния и примирения с потерпевшим посредством замужества. Любовь как явление сугубо буржуазное мы, разумеется, не приемлем. Ни к чему она нам.
Отличный кадр в самом конце — чрезвычайно высокий (по должности) и столь же лысый (уже буквально) начальник «дает добро» на создание новой ячейки общества — разве не трогательно?! Еще и машину с барского плеча одолжил на денек ради такого случая. Вот она народная власть! Человек человеку!
В общем, «по заказу Гостелерадио СССР» в чистом и концентрированном виде. Актуальности — ноль. Практического интереса — ноль. Художественной ценности — ноль. В архив.
4 из 10
26 октября 2009