Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.1 |
IMDb | 7.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Праздничный день |
английское название: |
Jour de fête |
год: | 1949 |
страна: |
Франция
|
режиссер: | Жак Тати |
сценаристы: | Жак Тати, Анри Марке, Рене Велер |
продюсеры: | Фред Орейн, Андре Полве, Мишель Шовин, Пьер Тати, Paul Wagner, Пол Вагнер |
видеооператоры: | Жак Меркантон, Jacques Sauvageot |
композитор: | Жан Ятов |
художники: | Жак Коттин, Рене Мулар |
монтаж: | Софи Татищефф |
жанр: | комедия |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Мировые сборы: | $20 496 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 11 мая 1949 г. |
на DVD: | 9 сентября 2004 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 10 мин |
«Праздничный день» — ранний и самый простой фильм Тати, снятый в жанре пасторальной комедии. Тати всегда был сильно ориентирован на немое кино с его эстетикой гэгов, пантомимой и специфической постановкой. В принципе «Праздничный день» вполне себе можно ставить в один ряд с «Волгой-Волгой»(за вычетом музыки) или «Весной»(за вычетом социального аспекта и темы сестер). Простецкий сельский юмор, нерефлексивный тип повествования, лубок как он есть. Почему -то подобное кино относят к «народному», причем без негативного акцента. Кинопленка как и бумага все стерпит, но зрительская база «народного» кино неочевидна. К середине века во Франции неграмотных не было, звуковое кино смотрели люди различных социальных слоев. Сустя полвека «простцов» не осталось и фильм Тати — образец социально оптимистичного кино условно» для широких масс» — представляет собой исключительно свидетельство эпохи, любопытный с социологической точки зрения, но с художественной — полный пшик.
5 из 10
21 февраля 2012
Пересказывать сюжет этого фильма бессмысленно, т. к. сюжета здесь, в общем-то, нет. «Праздничный день» это не только дебют Жака Тати в полнометражном кино, но и его первый полностью авторский фильм. Режиссёр намеренно отказывается от основных композиционных приёмов — завязки, кульминации, развязки, оставляя основное время для экспозиции. Ненавязчиво акцентруя внимание на каких-то мелких, почти незаметных в повседневной жизни эпизодах, Тати предлагает зрителю просто понаблюдать.
«Праздничный день» — не самый лучший фильм Жака Тати, но и сказать, что «первый блин» вышел комом тоже нельзя. Картине, может быть, не хватает цельности, которой режиссёру удалось добиться в более поздних, цветных фильмах.
6 из 10
12 февраля 2010
В маленький городок, небогатый на различного рода знаменательные события, прибывает ярмарка, и горожане, уже приготовившие свои наряды и приведшие город в презентабельный вид, готовятся к праздничному дню. Все готовы к веселью, а владельцы питейных заведений — к хорошей прибыли, и только почтальон Франсуа без устали трудится в праздник, как и в будний день.
Франсуа приезжает в первый полнометражный фильм Жака Тати прямо из предшествующей ему короткометражки «Школа почтальонов» на своём дребезжащем велосипеде с неизменной коричневой сумкой через плечо. Он долговязый, несколько неуклюжий добряк, по-детски серьёзно воспринимающий всё происходящее вокруг: будь то шутки со стороны его соседей и друзей или его профессиональные качества как почтальона. Он действительно порой похож на ребёнка — всё для него в мире имеет значение, начиная с малозначительных, казалось бы, мелочей.
Во время празднества, помимо прочего, демонстрируется документальный фильм, в котором рассказывается о почтальонах США, которые, используя новейшую технику, обзаведясь вертолётами, смогли вывести доставку почты на качественно новый уровень.
На следующий день ярмарка уезжает, и жизнь в городке возвращается в прежнее русло. Но только не жизнь Франсуа. Осознавая, что в новый мир он не вписывается, не подходит под параметры растущего качества доставки почты, уязвлённый в профессиональных чувствах, герой Жака Тати в тот же день решает повысить качество работы, догнать заокеанских профессионалов — пусть даже придётся гнаться за вертолётом на велосипеде.
Вторая часть фильма, представляющая собой развозку Франсуа «по-американски» — практически в точности повторяет «школу почтальонов», и тоже представляет собой своеобразную гонку, составленную из эпизодов-трюков: только в короткометражном фильме герой Тати гнался за реальным объектом, почтовым самолётом, а здесь — за чем-то бесформенным, за уносящимся вперёд прогрессом, за возможностью стать частью нового мира.
Неуклюжий чудаковатый Франсуа пытается подстроиться под западный ритм бесконечно ускоряющейся жизни, безостановочный прогресс, хоть этот резвый изменчивый мир ему совершенно непонятен. Он гонится вприпрыжку, с каким-то детским азартом, за непостоянным, манящим своей новизной миром, словно мальчуган за повозкой с карусельными лошадями. И даже если путь его тернист и полон забавных нелепостей — это не сделает его гонку менее важной, ведь только в таком движении человек и может проявиться на мутном фоне вечно несущейся куда-то жизни.
Герой Тати в этом фильме выступает в роли прообраза господина Юло (который в последующих фильмах станет главным персонажем великого комика), да и сам фильм — предтеча главных тем творчества Жака Тати, пусть ещё имеющий на данном этапе чаплиноподобную форму.
7 февраля 2010