Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.5 |
IMDb | 6.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Кубанские казаки |
год: | 1949 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Иван Пырьев |
сценарий: | Николай Погодин |
видеооператор: | Валентин Павлов |
композитор: | Исаак Дунаевский |
художники: | Юрий Пименов, Григорий Турлыев, Борис Чеботарев, Константин Урбетис, Георгий Турылёв |
монтаж: | Анна Кульганек |
жанры: | комедия, мюзикл |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 26 февраля 1950 г. |
на DVD: | 13 января 2005 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 55 мин |
Образцовая советская оперетта. После фильма «Весна» Александров перестал снимать музыкальные комедии, и Пырьев перехватил его фирменного композитора Дунаевского, Большой Стиль и даже опереточного комика Володина. Сюжет классический, примерно как у Шекспира в «Много шума из ничего», сама картина представляет собой «наш ответ Америке» на фильмы времён Великой Депрессии об успешной и богатой жизни: всё чисто и красиво, в свободное от работы время все гуляют и смеются на фоне замечательных представлений и концертов.
Повсеместно в трудные годы фабрики грёз выпускали глянцевые сказки для взрослых, наполненные социальным оптимизмом. Они являлись не столько лакировкой действительности, сколько маяком — вот такую жизнь надо строить.
21 июля 2019
Кинохит — «затертое» понятие, но тем не менее очень емкое: как еще назвать фильм, не сходящий с экранов больше шестидесяти лет? «Кубанские казаки» (1949) Ивана Пырьева — именно кинохит. Любимая комедия, которая давно пережила свое время, своих создателей, даже свои идеи и осталась в истории отечественного кинематографа рядом с большими работами кинофилософов и киномыслителей.
«Кубанские казаки» кажутся картиной простой и незамысловатой, воспевающей простой крестьянский труд, плодородную Кубань, веселый казачий нрав. Наверно, именно к этой простоте мы тянемся всякий раз, садясь к экрану просматривать вновь заученную назубок историю. Тянемся к атмосфере праздника, ярмарочного веселья, праведного отдохновения после трудов. Узнаем себя и свою страну в этой зарисовке с натуры, поэтому фильм близок всем — вне социальных, профессиональных или эстетических условностей.
Фильм собрал блестящую плеяду актеров, создавших характерные образы: Сергей Лукьянов в роли Гордей Гордеича, Марина Ладынина в роли Галины Ермолаевны, Екатерина Савинова — Любочка, Юрий Любимов — Андрей, Борис Андреев — Федя, Владлен Давыдов — Николай, Клара Лучко — Даша. Это целая россыпь, и прикоснуться к ней в одном фильме — истинная роскошь. Некоторые из артистов уже были известны и любимы в народе, другие только начинали свой путь, но почти все запомнились зрителю именно в образах из «Кубанских казаков». Не менее блестящий ансамбль составили те, кто работал над фильмом за кадром: помимо советского классика Ивана Пырьева, это композитор Исаак Дунаевский, написавший на стихи М. Исаковского песни «Ой, цветет калина», «Каким ты был», уже давно ставшие народными, почти фольклорными. Оператор картины Валентин Павлов известен работой над фильмами «Идиот», «В шесть часов вечера после войны», «Сказание о земле Сибирской» и многими другими. Все это создало настоящую советскую утопию, миф, мечту — не только в содержательном плане, но и в выразительном.
При том, что во времена хрущевской «оттепели» «Кубанских казаков» обвиняли в излишнем приукрашивании действительности, этот фильм не остался в сознании народа актом пропаганды. В нем есть то, в чем так нуждались зрители в голодные послевоенные годы, когда кубанские земли еще не оправились от чудовищного фашистского разорения, — это надежда на лучшую жизнь, именно она, а не политическая тенденциозность, стала лейтмотивом фильма. Надежда сквозит во всем: в смехе девушек-колхозниц, в богатстве веселой ярмарки, в изобилии крестьянского урожая, в молодой зарождающейся любви Даши и Николая и старом, укоренившемся чувстве Ворона и Пересветовой. Именно эта надежда возвращает нас каждый раз к экранам — она превыше остальных тем, и она не имеет срока давности. Фильм воспевает надежду как доказательство силы народа, сумевшего сохранить ее во время страшнейших испытаний: пусть это был маленький росточек, но он взошел на выжженной земле.
В каком-то смысле именно эта надежда создает ту самую утопию, миф «Кубанских казаков»: первые зрители ждали для себя такой жизни, а мы сегодня хотим верить, что именно так они тогда и жили. На то ведь это и миф, чтобы верить ему вопреки логике и исторической правде. Фильм Ивана Пырьева дает будущим поколениям возможность сохранить именно такой образ прошлого, отвлекшись хотя бы ненадолго от воспоминаний об истерзанной войной и голодом земле.
20 апреля 2015
Лёгкая, оптимистическая и весёлая (даже очень развесёлая) музыкальная комедия в традиционно, утвердившимся в прошлом десятилетии (от времени создания кинокартины) — в 30-х годах, стиле «Социалистический реализм» тм, он же «Соцреализм`тм.
Фильм лёгок, весёл, в нём присутствует некая наивность и моральная чистота персонажей, а также, куда же без этого, грандиозный советский коммунистический пафос, начинающийся чуть ли не с самых первых кадров («Собирай, урожай…»). Для сравнения, из других фильмов на колхозную тематику, в той же «Стряпухе» этого красного совкового официоза куда более меньше. Здесь же, в «Кубанских казаках», сам сюжет, взаимоотношения, так сказать, локация, наглухо привязаны и даже, может быть, в какой-то степени полностью сливаются (его здесь много) с идеологическим пафосом.
Вот что я для себя отметил. Интересная получается картинка. Поле, трактора, собирающие пшеницу, радостные и счастливые смеющиеся колхозники (а куда же без них) — счастливая передовая колхозная жизнь. Некоторыми кадрами позже, в разговоре двух председателей выясняется, во-первых, «мы всё на электроэнергию переводим» (у «Ворона» удивление и лёгкая зависть за успехи соседнего колхоза), «С Вашими то успехами Вам надо на Победе ездить» — а они на лошадях… Передовые колхозы…
Первое моё мнение на этот счёт (думаю, что ошибочное) — авторы фильма и/или вездесущая советская цензура, хоть и позднесталинского времени, не доглядели, прокололись… Ну как так в самой передовой стране мира, в самых лучших и счастливых колхозах, без электричества (в основном), машины есть, про мотоциклы дед колхозник знает, а они на волах и лошадях. А вот здесь, при этом, надо отметить, что «Соцреализм» не имеет никакого отношения к реальной действительности.
Второе, более позднее моё мнение на этот счёт — авторы фильма и/или вездесущая советская цензура ничего не проглядела, это не прокол — это так задумано и «так надо». Почему? Во-первых, вспомним время этого фильма — послевоенное. Стра на восстанавливается, залечивает свои раны, восстанавливается, возвращается к мирной жизни. И во-вторых (следует из первого) — и это, на мой взгляд, всё-таки положительный момент: даже вездесущие советские цензоры, видимо, предполагали, что советский зритель не настолько всё-таки «овощ» — что-то из реальной жизни тех лет, пусть даже и малость, нужно было вставить. А то в 100%-но оторванный от реальности музыкальный позитивный водевиль зритель может не поверить. И это, если так в общих чертах взглянуть, достаточно продуманный ход — «подмена реальности сказкой», с маленькими вкраплениями суровой серой действительности.
Как правило, я не люблю, меня даже бесят многие фильмы-пропагандистские памфлеты, типа «Нового Гулливера», однако же, про кинокартину «Кубанские казаки» я могу сказать, что он всё-таки является исключением. Нет, ну на самом деле завораживает этот «разгулявшийся» в фильме совок. Порой интересно увидеть что-то из ушедшей эпохи, даже через призму «Соцреализма». Слышал мнение, что мол «Этот фильм перестанет быть интересным/станет совершенно никому не нужным, тогда, когда уйдёт поколение, жившее и помнившее эти времена — только им «Кубанские казаки» интересны». Ну не знаю, может, можно и поспорить с этим утверждением, а может, и не нужно этого делать. Я к тому поколению людей, что показаны в фильме, не отношусь, но фильм каким-то образом лично мне довольно таки любопытен. Он для меня не скучен.
23 июля 2014
Моя первая и наверняка бестолковая рецензия. КиноПоиск для меня давно один из самых посещаемых сайтов, но рецензию решила написать впервые. Наверное, увидев всего два отзыва на этот фильм, один из которых отрицательный.
«Кубанские казаки» пересмотрены мною бесчисленное множество раз, и пересматривать его год за годом заставляет неизмеримое живое обаяние этого фильма. Ярмарка, концерт, песни, пляски — все сливается в одно сильное желание жить и работать ради светлого будущего, глядя на светлое настоящее. Охотно верю, что в конце сороковых годов в СССР не все было так, как изображено в фильме (возможно, почти все было не так), но снимали фильм с воодушевлением. И пусть ход сюжета предсказуем, пусть показана только светлая сторона той, уже потерянной безвозвратно жизни — я пересмотрю этот фильм еще много раз, с улыбкой тому светлому прошлому, в которое хочется верить!
19 января 2012
Пырьев с 1936 года снимал исключительно «колхозные» комедии, которых «Кубанские казаки» — один из лучших представителей. Снятый с отсутствием антагонистов, а соответственно, и конфликта, фильм повествует о любви двух колхозников. Смотрится это очень скучно, поскольку почти всё время идут песни и разговоры.
Песни здесь хорошие. Опереточный стиль фильма оправдывает огромное количество весёлых песен, имеющих к фильму мало отношения. Все герои здесь радуются жизни и смеются. Такая утопия имела большую популярность в советское время.
Однако в целом фильм не представляет собой ничего интересного — кроме песен, здесь нечему заинтересовать. Здесь нет напряжения, фильм настолько лёгкий, что становится скучным.
4 из 10
18 июля 2011
«Кубанские казаки» — это история о веселой ярмарке, один из первых цветных фильмов в истории российского кино, после просмотра которого, по слухам, Сталин сказал: «А всё-таки неплохо у нас обстоит с сельским хозяйством». И сегодня, читая информацию о фильме, я везде находила эти оклополитические рассуждения о том, что фильм неправдив, «опереточен», что, мол, даже конфликта как такового нет — лучшее борется с хорошим. Да, картина сильно приукрашивала тогдашнюю советскую действительность. Несмотря на то, что та версия фильма, которую мы сейчас видим на экранах уже была «подрезана» в 1968 году, в частности убрали приметы сталинизма, до сих пор «Кубанские казаки» выдерживают множество нападок из-за своей лакированности. Но если отбросить всю эту идеологическую муру, вы получите несравненное удовольствие от просмотра яркой и действительно веселой музыкальной комедии.
Ярмарка — благодатная для кино тема, здесь много движения, красок, а в условиях зарождающегося социализма, ярмарка — это прекрасная сцена для демонстрации близких плодов светлого будущего. Ярмарочное изобилие (хоть и бутафорное) удивляет даже прожженных детей капиталистической эпохи, можно только представлять насколько шокирующими оно показалось в 1950 году. Такой же эффект производит колхозный смотр самодеятельности — зрелище само по себе захватывающее и размашистое. Ну невозможно устоять перед лихо отплясывающими казаками в красных черкесках! Боже, где же сегодня такого казака найти?…
А чего стоит музыка? Исаак Дунаевский создал для фильма песни настолько народные, что я не сразу поверила в то, что знаменитая «Каким ты был, таким ты и остался» была написана им специально для «Кубанских казаков», а не сочинена трогательным девичьим фольклором лет этак 100 назад.
От фильма веет такой жизнеутверждающей энергетикой, что в послевоенные время, «Кубанские казаки» стали средством с мощным терапевтическим эффектом в арсенале «важнейшего из искусств». Сменились времена, люди и наше представления о хорошем кино, но эта энергетика не выветрилась, просто на всех она действует в разной степени. Я же осталась в восторге от этого несравненного «коммунистического мюзикла».
9 из 10
17 июля 2011