Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.5 |
IMDb | 6.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Третий удар |
год: | 1948 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Игорь Савченко |
сценарий: | Аркадий Первенцев |
видеооператор: | Михаил Кириллов |
композитор: | Пётр Чайковский |
художник: | Мориц Уманский |
жанр: | военный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 26 апреля 1948 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 53 мин |
Да, и ощущения и чувства, детали и смыслы. Тогда крупномасштабная массовка не выглядит постановочной и картонной, а с полным ощущением полевой тактики пехотных, инженерных и танковых частей. Когда ощущения «» зашкаливают при виде натурной стрельбы на экране из трофейного орудия, движущегося по взлётному полю трофейному юнкерсу, окопов полного профиля, аутентичных авто машин и бронетехники. Отдельное спасибо пиротехникам за качественные взрывы разной мощности и заполняемое ими пространство кадра. Ну и боевые локации на исторической натуре, что Сиваш, что Сапун. Тактику пехоты «на земле» волне дополняют тактические решения выдаваемые командованием своим подразделением — здесь есть ряд вполне конкретных решений, в отличие от подмножества дальнейших фильмов, где редко описание таковых встречается, только общие фразы приказов о наступлении и взятии. Интересны и совещания высшего командного состава фронта, на которых при общем намеченном контуром плане наступления, происходит детальная его проработка-прочувствование с непосредственными исполнителями, чтобы получить обратное «прочувствование» плана уже командующему фронтом. Далее в фильмах тоже в основном отдача приказов и спуск сверху-вниз готовых планов операций. Но то уже произошло при бронзовении и золочении достижений военного командования, а пока жива и масштабными мемуарами не заменена память о причинах и методах побед можно наконец увидеть «кухню» Победы. Упомянут и крымско-татарский коллаборационизм и смешное деление Крыма между румынами и турками (особенно смешно ведь по плану он полностью отходил в немецкий округ Готенланд и всяким туркоманам и сборной солянки юга европы тут места не было). Но особый колорит фильму придаёт довольно усмехающийся Сталин, после каждого реализованного удара своего имени — так и просится на гифку!
Глубоко насыщенный жизненными деталями, ещё не так давно окончившейся войны, фильм, благодаря этому, становится гораздо живей и интересней, нежели его дальнейшие «одножанровики» с их подзабытыми или переиначенными деталями. Но всё же как хорош довольный Сталин!
8 из 10
9 октября 2020
Это один из первых батальных фильмов о Великой Отечественной войне, поставленный с размахом, с большими массовками, описывающий события длительного времени и объемно показывающий диораму зарождения и осуществления целой операции (в данном случае т. н. третьего сталинского удара-операции по освобождению Крымского полуострова). Позже фильмы, и даже сериалы, такого типа у нас будут сниматься очень часто, а некоторые даже будут охватывать военные события гораздо большего масштаба.
Главными героями выступают в основном главные полководцы, а простой солдат, стоит, как бы, на втором плане. То есть война показана в основном глазами военачальников со стороны. Войска бегают туда-сюда, кричат победоносные кличи, и только четыре-пять говорящих солдата-образа напоминают, что это все живые, думающие, переживающие люди.
Нету в фильме крови, грязи, пота, оторванных конечностей, нехватки продовольствия и снаряжения — всей правды войны. Жестокая война показана поверхностно, романтично, как бы через пленку героизированного гламура.
Судя по фильму, все боевые действия были четко определены, велись скоординировано и слаженно, а военачальники были один смекалистее другого, хотя на самом деле на войне, как правило, царил полный хаос, и вопрос Кто виноват? на повестку дня ставился гораздо чаще чем вопрос А что же делать?
Сталин и Гитлер у нас теперь — неотъемлемая часть любой сколько-нибудь масштабной киноэпопеи. Сталин на долгое-долгое время остается для зрителя в основном просто верховным главнокомандующим, времен отечественной войны, а Гитлер — хмурой самодовольной истеричкой.
Не дают остаться равнодушным красивые панорамные сцены, и всеобщий патриотический настрой.
4 из 10
18 мая 2011
Замечательный фильм!
Съёмки потрясающие для того времени, масштабные сражения. Из минусов, не очень понравилось как Сталина сыграли, особенно момент где он вздыхал и лоб потирал.
Отмечу, что Аркадий Первенцев за сценарий этого фильма был удостоен Сталинской премии II степени.
9 из 10
26 августа 2009