| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
7.3 |
IMDb
|
7.5 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Обнаженный город |
| английское название: |
The Naked City |
| год: | 1948 |
| страна: |
США
|
| слоган: | «RAW LIFE! REAL LIFE! RECKLESS LIFE! (re-release print ad - all caps)» |
| режиссер: | Жюль Дассен |
| сценаристы: | Альберт Мальц, Мэлвин Уолд |
| продюсеры: | Марк Хеллингер, Жуль Бак |
| видеооператор: | Уильям Х. Дэниелс |
| композиторы: | Миклош Рожа, Фрэнк Скиннер |
| художники: | Джон ДеКуир, Грэйс Хьюстон, Оливер Эмерт, Расселл А. Гаусман |
| монтаж: | Пол Везервакс |
| жанры: | триллер, драма, криминал, детектив, фильм-нуар |
|
Поделиться
|
|
| Финансы | |
Сборы в США:
|
$2 400 000 |
Мировые сборы:
|
$2 400 000 |
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
3 марта 1948 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
не указано |
Длительность:
|
1 ч 36 мин |
Жюль Дассен — один из тех режиссеров, кто умел придавать жанру нуар новые оттенки, и «Обнаженный город» 1948 года — яркое тому подтверждение. В отличие от классических фильмов направления, снятых в мрачных павильонах с густыми тенями, здесь действие разворачивается на оживленных улицах Нью-Йорка. Камера запоминает ритм города, его случайных прохожих, шумные кварталы, величественные мосты и узкие подворотни. Это не просто декорации — сам Нью-Йорк становится полноценным персонажем истории.
Сюжет фильма начинается с убийства молодой девушки. Полицейские начинают расследование, постепенно распутывая клубок тайн, лжи и преступных интриг. Но на этот раз зрителя ждет не стильный мир роковых женщин и детективов с сигарами, а суровая, реалистичная полицейская работа, где преступления раскрываются не по наитию, а благодаря упорству.
Актерский состав впечатляет. В главных ролях постановщик представил тех, чьи образы максимально органично вписываются в концепцию реализма. Барри Фицджеральд в роли лейтенанта Малдуна придает фильму легкую нотку цинизма и иронии, а Говард Дафф и Дороти Харт делают своих персонажей живыми, естественными и лишенными глянцевого налета, что порой так присущ подобным лентам. Здесь нет четких делений на героев и злодеев — перед зрителем предстают обычные люди, со своими слабостями, страхами и надеждами.
Главная особенность «Обнаженного города» — его стилистика. Жюль Дассен отказывается от привычного нуарного антуража и снимает картину на улицах Нью-Йорка, при естественном освещении, словно документируя жизнь мегаполиса. Это создает особый эффект присутствия: я, как зритель, будто сам оказываюсь среди прохожих, наблюдая за тем, как в этом гигантском, равнодушном городе кто-то продолжает жить, кто-то исчезает, а кто-то ищет справедливость. Нью-Йорк в фильме — это не просто фон, а опасный и живой организм, который таит в себе как безграничные возможности, так и смертельные ловушки.
Фильм был признан как зрителями, так и критиками. Он получил две премии «Оскар» — за лучшую операторскую работу (Уильям Х. Дэниелс) и лучший монтаж (Пол Везервакс). Награды заслужены, ведь именно визуальный стиль создает тот самый эффект, благодаря которому фильм не теряет своей актуальности и сегодня.
«Обнаженный город» — это фильм, который ломает традиционные представления о подобных детективах. Это не просто история о преступлении, а настоящий урбанистический портрет Нью-Йорка конца 1940-х. Картина стоит особняком среди проектов своего времени, благодаря свежему подходу к подаче материала и уникальной атмосфере. Она словно приглашает не просто наблюдать за развитием сюжета, а почувствовать сам город — его движение, опасности и тайны, скрытые за высокими стенами и яркими вывесками.
7 из 10
26 апреля 2025
Какова интрига классического нуара?
Преступление. Нередко повествование ведется от лица преступника или его близких. И напряжение, связанное с преступлением. Жюль Дассен предлагает иной взгляд на эту формулу.
Он нам показывает большой город - Нью-Йорк. Массивные здания нависают над людьми подобно вавилонским зиккуратам. Дассен показывает нам виды ночного города, утреннего города, а заодно и момент преступления. Оно происходит буднично, как само собой разумеющийся процесс. Будто иначе и быть не могло. Двое мужчин с обездвиженным женским телом.
- Еще вчера Джин Декстер была просто одной из симпатичных девушек, но сейчас она мармелад на десяти тысячах кусочков хлеба.
Новость об убийстве Джин Декстер стала одним из главных событий в городской жизни. Кому понадобилось убивать молодую красивую девушку? За дело берется полиция. Забавный инспектор в исполнении Барри Фицджеральда станет постарается найти истинных виновников произошедшего. Но для начала ему нужно будет понять, кто такая жертва.
- в этой прекрасной головке засела мысль, что она не будет счастлива, если не будет богатой. Я не думаю, что Джин вышла бы замуж за человека у которого нет денег - больших денег.
Таким образом, самая обычная история о преступлении, поиске убийцы и последующем наказании превращается в особую городскую зарисовку. Дассен лишь формально обозначает детектив на самом деле показывая галерею городских образов. Нуаровское напряжение привносит уже сам город, а не какая-то отдельная персона.
Эту ленту я рассматриваю как подготовку, приквел к шедевру 'Ночь и город', который Дассен снимет через два года.
7 из 10
26 декабря 2023
После семи лет работы на кино-монстра «Метро-Голдвин-Майер» режиссер Жюль Дассен истосковался по свободе творчества. Он не стал продлевать контракт, вернулся из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк и воспел его каменные джунгли в первом полицейском фильме, снятом по лекалам неореализма.
Если подходить очень строго, «Обнаженный город» нуаром можно назвать лишь с большой натяжкой. Здесь нет удушливой атмосферы обреченности, роковых блондинок и крутых неудачников. Скорее, это агитка о преемственности поколений в полицейском управлении Нью-Йорка.
Опытный детектив Дэн Малдун и его молодой напарник Джимми Хэллоран расследуют дело об убийстве красотки-манекенщицы. Дэн — тонкий психолог, Джимми — носится по городу в поисках новой информации для размышлений напарника. Благодаря этому, мы видим калейдоскоп характеров ньюйоркцев того времени: наивная барышня, хитрая провинциалка, патологический лжец, безумная старушка, вечная жертва. Актер Бэрри Фицджералд приправляет историю милым юмором, Говард Дафф — динамикой молодости, Дороти Харт — красотой.
Но, главный плюс фильма, это возможность путешествия по реальным городским улицам: Вильямсбургский мост, Уайтхолл, 83-я улица, Манхэттен. Подобно итальянским неореалистам, Жюль Дассен работал прямо на мостовой, снимал простых жителей улиц. Он хотел показать зрителям тот самый «обнаженный город» Нью-Йорк. И это у него и оператора Уильяма Дэниелса получилось.
8 из 10
30 апреля 2016
Кинолента с оригинальным и по сей день названием «Обнаженный город» нельзя назвать нуар-фильмом в классическом понимании этого слова. Хотя, на первый взгляд, все составные части, определяющие жанровую принадлежность, присутствуют и находятся на своих местах. Это и закадровый голос, сопровождающий повествование, и большой город-лабиринт, показывающий «ничтожность» одного человека в масштабах огромного муравейника, именуемом Нью-Йорк.
Главной же отличительной особенностью, предоставившую возможность судить о киноленте в несколько ином от нуара направлении, является привнесенные режиссером Жюлем Дассеном элементы неореализма, что позволило приблизить киноленту к реалиям жизни того времени. Первоначальные ошибочные помыслы о тривиальности сказа на избитую тематику с расследованием убийства сменяются противоположными по мере раскрытия новых сюжетных подробностей. Отчасти, такой перемене способствует операторская работа, за которую Уильям Х. Дэниелс заслужено получил премию «Оскар» («За лучшую операторскую работу»). Благодаря привлечению, в качестве съемочной площадки, улиц «бетонных джунглей» (для съемок города без ведома прохожих применялись фургоны, оснащённые прозрачными только с одной стороны стёклами — новаторство той эпохи), Дассен достиг эффекта псевдодокументальности. А иллюстрирование личной жизни детективов, еще одно нововведение того времени, с краткими вставками жизни города вокруг них, в совокупности с вышеописанными «натурными» декорациями практически заставляют поверить в правдивость происходящего. «Практически», ибо как хорошую порцию виски можно испортить водой, так и натуральность происходящего свести на нет из-за исполнителей малозначимых ролей, чья игра вызывает недоумение вперемешку с иронической улыбкой. Впрочем такой, казалось бы, значимый недостаток не может затмить собой прекрасную визуализацию ночного города или, ставшую классической в жанре, сцену погони через Вильямсбургский мост.
В такие моменты понять причины, побудивших внести картину в Национальный реестр фильмов, не составит труда. Ведь, в обнаженном городе восемь миллионов историй. И эта одна из них…
16 февраля 2012
В историю кино эта (не)замысловатая детективная история вошла хотя бы тем, что это был чуть ли не первый голливудский фильм (утверждать, что всё же первый не решусь), снятый не в павильонах, а на улицах Нью-Йорка. Банальное полицейское расследование используется Дассеном в качестве платформы для маленькой революции в истории кино. Film Noir сам по себе один из самых европейских жанров в истории Голливуда, благо основную лепту в его создание внесли эмигранты из Европы, бежавшие от гитлеровского режима. Немецкие и французские традиции смешавшись с жанровым мышлением голливудского истэблишмента дали на выходе одно из самых замечательных явлений в истории кино. А Обнажённый город — заметная веха в ней. Всем интересующимся и сочувствующим рекомендуется.
10 из 10
6 сентября 2010