Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.4 |
IMDb | 5.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Остров Безымянный |
год: | 1946 |
страна: |
СССР
|
режиссеры: | Адольф Бергункер, Михаил Егоров |
сценарий: | Борис Бродский |
видеооператор: | Сергей Иванов |
композитор: | Венедикт Пушков |
художники: | Виктор Савостин, Иван Знойнов |
жанры: | драма, военный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 25 июля 1946 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 12 мин |
Насколько разнообразной была тематика советских фильмов о Великой отечественной войне! Не знаю, имеется ли сейчас статистика этих фильмов не только по жанру «военный», но и по поджанрам: «танкисты», «разведчики», «лётчики» и т. д. Думаю, что нет. Только с началом эры интернета стало возможным по тегам разложить все картины «по полочкам». Как бы там ни было, а заинтересованному зрителю ещё долго придётся открывать для себя хорошие фильмы с неожиданным сюжетом. Например, несколько странным выглядит факт командировки юного метеоролога Аси Москалёвой (Нина Махзаева) на остров Безымянный. Но это только на первый взгляд. Дело в том, что морские и воздушные операции в Северной Атлантике и в полярных морях во многом зависели от заслуживающих доверия прогнозов погоды.
Последние приобрели ценность особого вида оружия, поэтому вскоре после начала войны был прекращён международный обмен метеорологическими наблюдениями, являющимися основой прогнозов, и соответствующие данные стали передаваться вооруженным силам только в зашифрованном виде. Кроме того, стационарный пост, куда прибыла Ася, являлся «привязкой» для северных конвоев. Нет ничего удивительного и в том, что фильм снимался в 1946 году, а его тематика — только что закончившаяся война. Но если внимательно присмотреться, то война в фильме хот и стержневое явление, но совсем не главное. Есть 2 существенных момента, на которых заостряет внимание режиссёр. Перове — это перспективное освоение Севера, о котором с таким воодушевлением говорит начальник зимовки Николай Кириллович Красинский (Юрий Толубеев).
Второе — поселить в сердцах людей надежду, что потерявшиеся во время войны родные обязательно найдутся — пример с сыном майора Малеева (Николай Симонов). Кроме того, сюжет картины сам по себе устремлён в будущее, которое рисуется обязательно радостным, ярким, и, самое главное, — безоблачным. Сегодня фильм интересен уже не столько как художественное произведение, сколько как почти документальное отражение той эпохи, со многими мелкими незаметными штрихами быта: что ели, о чём говорили. Плюс к этому — редко встречающиеся в фильмах гидросамолёт. Не обошлось, конечно, без упоминания «вождя всех народов», хотя его упоминание здесь совершенно оправдано: впервые за одну навигацию Северный морской путь был пройден экспедицией Отто Шмидта в 1932 году на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков».
Однако самое главное в фильме — это, конечно, актёры. Состав звёздный. Крайне необычная, но запоминающаяся роль у Сергея Филиппова. Его повар-живописец — яркий, эмоциональный образ: «Кулинария — печальная ошибка моей жизни!» Чудный образ у Нины Мазаевой. Её Ася не только молода, восторженна: «Странное чувство — изучать сейчас географию, когда весь глобус в огне. Вот я и подумала: сейчас не только надо изучать географию, но и Родину защищать!» Она ещё и окрылена романтикой: «Чтобы завоевать Арктику, её нужно очень любить!» И даже такая особенность (свойственная многим фильмам тех лет), когда в романтической истории мужчина едва ли не 2 раза старше своей избранницы, не особенно бросается в глаза, потому что нужно смотреть не на то, что снаружи у героев, а то, что у них внутри…
9 марта 2018