Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6 |
IMDb | 6.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Путешествие в страх |
английское название: |
Journey Into Fear |
год: | 1943 |
страна: |
США
|
слоган: | «Welles and Del Rio together! as Terror Man vs. Leopard Woman--for possession of a mysterious stranger in the powder-keg Middle East...a man with a military secret worth more than his love and his life!...It's menace melodrama thrilled with mighty mystery and suspense...SEE IT!» |
режиссеры: | Норман Фостер, Орсон Уэллс |
сценаристы: | Орсон Уэллс, Эрик Эмблер, Бен Хект, Джозеф Коттен, Ричард Коллинз |
продюсеры: | Орсон Уэллс, Джек Мосс, Джордж Шефер |
видеооператор: | Карл Штрусс |
композитор: | Рой Уэбб |
художники: | Альберт С. Д’Агостино, Марк-Ли Кирк, Эдвард Стивенсон, Росс Дауд, Даррел Сильвера |
монтаж: | Марк Робсон |
жанры: | триллер, драма, фильм-нуар |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 8 мин |
Типичный американский пре-яппи со сверхположительным лицом Джозефа Коттена приезжает в военную Турцию исключительно в командировку, но ввязывается в нехорошие шпионские страсти. Теперь он «американский спецагент» поневоле, с прилагающимися револьверами, убитыми знакомыми и фемм фаталь в леопардовом костюме.
Легенда о том, что большую часть фильма снимал Орсон Уэллс, настолько устойчива, что, наверное, даже и правдива. Сам Уэллс по этому вопросу ничего конкретного не говорил, а если говорил, то вскоре заявлял обратное, что расставляло все опять на свои неопределенные места. Уэллс же как актер, (не)скромно поставивший себя в самый конец начальных титров, колоритен, ироничен, одет в костюм запорожского казака и вообще привлекает к себе столько же зрительского внимания, сколько и его друг Коттен, хотя экранного времени у второго несоизмеримо больше. Но и не столь важно, что там шутник Орсон на самом деле имел в виду — глаз однажды видевший «Гражданина Кейна» различит присутствие мэтра и в кадре и за ним: статичные съемочные планы — то, что, безусловно, красит «Путешествие в страх». Кадры невероятно эффектны, хоть и «стеснены»: некоторые сцены «Путешествия» вмещают в себя минимум пространства и действующих лиц, и, вдобавок, камера будто «подглядывает» за героями из замочных скважин, из-под столов и кроватей. И эти интересные ракурсы, выбранные режиссером (режиссерами?), часто ограничивают действие в кадре, как бы затемняют его. Возможно, именно это является ответом на вопрос, как в нуарных фильмах при одинаковом соотношении черного и белого в конце получается такой глубокий черный цвет.
Кино военного времени, где бы оно ни было снято, всегда воспринимается в историческом и политическом контексте. Безусловно, в «Путешествии в страх» есть политическое заявление, но оно не навязчиво и присутствует лишь где-то на третьем плане. Несмотря на то, что у главного героя весь фильм на лице написано: «I am afraid of Europeans», почти как в одной британской песне через пятьдесят лет, авторами признается, что мы все, собственно, один народ, и должны вместе бороться против нависшей угрозы. Подобный интернационал выражается и в использовании в фильме целого ряда различных языков, включая чистый безакцентный русский. И даже советские горничные в Батуми, несмотря на прибавление настойчивого «ТОВАРИЩ» в конце каждой фразы, не представляют из себя никакой угрозы а даже наоборот. «Russians love their children too», или как это там поется?
Несмотря на ну очень небольшой по нынешним временам хронометраж, «Путешествие в страх» не выглядит хоть сколько-то сумбурным или усеченным: место находится всему и все на своем месте. У сценаристов в кармане целый ряд неожиданных и оригинальных сюжетных уколов, которые сильно чувствуются зрителем. Фильм не только изобретателен технически, но и в сюжете и диалогах. Изобретателен также тем, что «шпионский триллер» умудряется оставаться «шпионским триллером», даже учитывая, что главный герой вообще ни разу не шпион и полон страхов и упреков, но, тем не менее, совсем не Остин Пауэрс, а вполне себе серьезный образ обычного человека в опасных обстоятельствах.
Даже по прошествии семидесяти лет, «Путешествие с страх» смотрится очень бодро и свежо. Фильм находит свои пути к нервной системе зрителя и захватывает многими составляющими: это и состоятельный детектив, и неплохой триллер, и драма главного героя в борьбе с войной. И все это всего за час с небольшим экранного времени: авторы ограничиваются лишь одной «волной» шпионских страстей, которая зато захлестывает зрителя с головой. Язык «Путешествия в страх» предельно лаконичен, но в то же время не слишком прост. Сейчас такое едва ли найдешь.
2 августа 2013
Как всегда начну с того, что это уже не первый фильм до- и послевоенного периода, который мне удалось просмотреть. Попадались разные картины. Одни — напряженные, лихие, другие — тягомотина, третьи — слишком примитивные и непонятные.
«Путешествие в страх» — один из тех, кого я назву примитивным и почти не понятным. Но давайте по порядку.
Актеры
Из актеров выделю только троих: Джозефа Коттена, Эверета Слоуна и Орсона Уэллса.
Ховард Грейм (Джозеф Коттен) — типичный американец. И нагловато-грубый, как американец. Сосбтвенно, Джозефу не сложно было играть подобную натуру, т. к. сам из Вирджинии… Это все, чем он запомнился. Самоуверенного в начале аммериканца сыграл великолепно. Больше ничего сказать не могу. К сожалению.
Копейкин (Эверет Слоун) — этот продаст и песок в пустыне и снег в Антарктиде. И хотя роль у него до невозможности маленькая, сыграл он ее ну просто на отлично. Сам Эверет снимался почти в одних сериалах и может я что-то упустил, но даже такая маленькая роль, сыгранная здесь (я уже умолчу о роли Альберта Мендозы в фильме «Насаждающий закон») показывает, каким поистине талантливым актером был Эверет. Нет, правда, на него приятно смотреть.
Полковник Хаки (Орсон Уэллс) — мне больше запомнился… даже не знаю, чем. Натура полковника сложна. Если бы вместо фильма снимали сериал, выделить для полковника отдельную линию, приподнять его прошлое — это задача минимум. Для Орсона выделили также мало времени, но Орсон не был бы Орсоном, если бы просто проторчал перед камерой, корча из себя актера. В отличии от других актеров, которые играют роли Орсон не играл — он жил ролью. Поэтому даже если бы ему дали играть роль бревна (по сути, в нашем фильме у него и не самя эмоциональная роль), это было бы бревно Орсона. Поэтому смотря на него чувствуешь, что дай ему волю — на экране появилась бы отдельная жизнь полковника Хаки, сложная, таинственная, интересная. И сам полковник бы оказался настолько интересной личностью… Впрочем, не повезло, к сожалению. Здесь ему развернуться не дали.
Сюжет
Вот здесь я в полном замешательстве. Джозеф Коттен, Эверет Слоун и Орсон Уэллс вместе снимались в «Гражданин Кейн». Фильм получил Оскара. Наличие таких актеров в создании фильма ну просто должно как минимум вывести его на уровень выше среднего.
В нашем фильме Орсон немного приложил руку к режиссуре.
Сценарий писали Орсон и Джозеф.
Продюсером выступил Орсон.
Почему сюжет фильма до ужаса примитивен и в то же время запутан и не понятен?! Трудно сказать. Может, не каждый актер может снимать фильм? Может, временами лучше, если актер делает свою работу, а талантливые режиссеры и сценаристы свою?
Фильм кончился. Кто? Зачем? Почему? Как? На эти вопросы я ответ найти не могу. Нет, концовка у фильма есть. И вроде логика есть. Ответов на вопросы нет.
Представьте, что я сочинил сценарий. Карманник ворует сумку, но его доганяют и сажают в тюрму. Гениально? Или, например, его не поймали, упустили. Или его поймали, но он все отдал добровольно.
«И что?», спросите вы. И будете правы. Сюжет есть, логики, морали, философии фильма — нет.
Вот так и с нашим фильмом. Все, что нужно для драмы и некоторого триллера есть. Но толку?! Что хотел этим показать режиссер? Что зло победимо? Что совершаются убийства? Или что пистолет стреляет?
Кто? Что? Почему? Зачем? Как? — не понятно. Этот фильм — как видеозапись совершенного убийства и поимки преступника. Вроде и снято, вроде и понятно, что случилось, но ты не скажешь «А я знаю, что им двигало» или «Я знаю, какие у него были планы». Вот так и с нашим фильмом. Сюжет есть. Напряженка есть. Логики не вижу.
И после. Название фильма «Путешествие в страх» ни к чему. Поверьте. Наверное, просто для рекламы.
А ведь некоторые фильмы, выпущенные за 7—8 лет до «Путешествия…» в разы лучше, логичней и динамичней, чем этот.
К сожалению, но больше
5 из 10
дать не могу.
18 мая 2013